Файл: Анатомофизиологические особенности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характер и длительность адаптационного периода зависит от многих факторов, среди которых можно отметить особенности нервной системы ребенка, состояние его здоровья, характер воспитательных действий в семье, особенности работы с детьми в том или ином дошкольном учреждении.
Поэтому на данном жизненном этапе велика роль медицинской сестры (участковой, кабинета здорового ребенка, семейной), которая должна помочь ребенку и его окружению подготовиться к поступлению в дошкольное учреждение.

Эта подготовка должна начинаться задолго до самого момента прихода ребенка туда.

Уже при дородовом патронаже можно выяснить предполагаемые условия воспитания, мотивированность будущей матери и ее окружения к домашнему или коллективному воспитанию, возможности семьи (бытовые, материальные) находиться с ребенком достаточное время; в более позднем периоде можно рекомендовать переход к режиму дня, принятому в детском дошкольном учреждении, что позволит ребенку быстрее и легче приспособиться к условиям жизни там.

Большое значение для подготовки ребенка к посещению детского дошкольного учреждения имеют мероприятия по оздоровлению ребенка, включающие исправление неблагоприятного фона развития ребенка, лечение хронических очагов инфекции, проведение профилактических прививок в соответствии с возрастом.
Непосредственно перед поступлением в дошкольное учреждение, но не позже чем за 1 месяц, необходимо:

отрегулировать питание ребенка,

скорректировать в случае необходимости режим дня,

попытаться исправить дефекты воспитания,

провести оздоровление ребенка,

сделать необходимые прививки или оформить временный отвод от них.
Подробно и обстоятельно рассказать семье, как готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, и правильно, своевременно и точно оформить направления для проведения необходимых анализов и осмотра специалистами.


  1. Степени дезадаптации детей в ДДУ.

Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.


Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть вами тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.

У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.

Проблемы со стулом в виде запоров (ребенок может стеснятся ходить в туалет в детском саду) или, наоборот, расстройства желудка на нервной почве перед походом в детское учреждение.  
Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.

Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.

  1. Особенности развития и питания детей этого периода.

У детей на 2-м году жизни:

значительно увеличивается
двигательная активность, в связи с этим возрастают расход
энергии и, следовательно, потребность в основных пищевых ингредиентах.

После года у ребенка заметно нарастает секреция пищеварительных соков, появляется достаточное количество
зубов.

Жидкую и полужидкую пищу заменяют на более плотную, тем самым ребенка приучают к активному
жеванию.

Поэтому питание детей от 1 года до 3 лет 
постепенно приближаясь к питанию взрослых.



Только
часть пищи используют с общего стола.

Формирование печени
и поджелудочной железы еще не закончено, поэтому необходимо щадить этих органы с помощью должного подбора
продуктов и соответствующей их обработки.

Питание должно быть разнообразным, иметь оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов, равное
1:1:4.

Суточная
калорийность пищи детей от 1 до 1,5 года — 1250-
1300ккал;

от 1,5 до 3 лет— 1400—1500ккал, в среднем
100-110 ккал на 1 кг массы в сутки.

Суточный объем пищи для детей от I до 1,5 года постепенно увеличивается до 1200 мл, от 1,5 до 3 лет — до
1400 мл.

Объем пищи за сутки можно вычислить по
формуле:

1000+ 100 (150) X n (мл),
где n — возраст ребенка в годах.

Потребность детей в жидкости: с 1 года до 2 лет составляет 95 мл/кг, с 2 лет и старше — 55-60мл/кг в сутки.

Режим питания играет большую роль в питании ребенка раннего возраста.

До 1,5 лет ребенка кормят 5 раз в сутки,
а начиная с 1,5 лет, как правило, 4 раза.

Интервал между кормлениями равен примерно 4 ч.

Соблюдение режима питания необходимо для сохранения аппетита и лучшего усвоения пищи.

В промежутках между едой ребенка нельзя подкармливать, особенно
сладостями, печеньем, сладкими соками, так как при
этом нарушается аппетит и тормозится выработка пищеварительных соков.

Нельзя отвлекать и развлекать ребенка
во время еды, а также принуждать его к приему пищи, так
как это приводит к снижению аппетита.

Если ребенок
не может дождаться установленного часа, ему можно
дать несладкие сорта фруктов или овощей, за 10-15 мин
до еды рекомендуют выпить 1/4-1/2 стакана кипяченой
воды комнатной температуры.

Важна продолжительность
приема пищи. На завтрак отводят 10-20 мин; на обед — 20—
25 мин. Ужин должен быть за 1,5—2 ч до сна.

Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают
в первой половине дня, а молочно-растительные блюда,
которые перевариваются значительно легче, — вечером,
на ужин.

Набор продуктов в рационе детей раннего возраста должен быть разнообразным и включать в себя мясо, рыбу, разнообразные молочные продукты, овощи, фрукты, всевозможные крупы, хлеб и макаронные изделия, зелень. Одно блюдо не следует повторять дважды в день.
Следует помнить, что детям от 1 года до 3 лет:

•запрещены колбасные изделия, копченое мясо, рыбные и мясные консервы, рыба, содержащая мелкие
кости (лещ, окунь, щука и др.);

• нельзя включать в питание свиное сало, говяжий и
бараний жир, маргарин, комбижир, сырые яйца;


• не следует есть много сладостей.

В питании ребенка старше 1 года по-прежнему значительная роль принадлежит молоку и молочным продуктам, они должны быть в рационе ежедневно и составлять
500-700 мл. Особенно полезны кисломолочные продукты: йогурты
с низкой процентной жирностью, предназначенные для
детей, кефир, ряженка и т.д. Они благоприятно действуют на процессы пищеварения, обладают противомикробным действием, способствуют синтезу витаминов группы
В, в кислой среде улучшается всасывание кальция, железа, витамина С.

Сметану (5—10 г) используют только после термической
обработки как приправу к супам и вторым блюдам. Творог
(35-50 г) предлагают через день, а вот глазированные творожные сырки в питании детей 1 года — 3 лет запрещены, их
можно давать только после 3 лет с осторожностью!

Сыр
(3-7 г) неострых твердых сортов дают ребенку в ограниченном количестве, до 1,5 года с измельчением на терке,
после 1,5 года можно в виде бутерброда с хлебом.

В настоящее время детям старше 1 года, плохо переносящим молочные продукты и с пониженным аппетитом, рекомендуют адаптированные молочные
смеси, обогащенные биологически активными веществами, витаминами, микроэлементами, антиоксидантами.


Введение
в рацион ребенка в дополнение к основному рациону
400 мл-адаптированной смеси покрывает более
50% суточной потребности в микроэлементах и витаминах (например, меди, цинке, железе, йоде, селене, витаминах группы В и др.), обеспечивает ребенка качественным
полноценным белком, эссенциальными полиненасыщенными длинноцепочечными жирными кислотами.

К ним относятся «Нутрилон» 3 (Голландия), «Нутрини» (стандартная формула или «Нутрини с пищевыми
волокнами», «Нутрини Энергия»), «Малютка» 3 и 4 (РФ),
«Агуша-3» (РФ), «НАН» 3 и 4 (Швейцария), растворимое молочко (Швейцария), «Амалтея Золотая козочка»
(Новая Зеландия), «Фрисолак-3» (Голландия), «Энфамил-
Юниор» (США), «Нестожен» 3 и 4 (Швейцария).

Лучшими способами кулинарной обработки служат тушение, отваривание.

В течение недели 4-5 раз дают
мясо и 2—3 раза рыбу.

Черную икру в небольшом количестве можно употреблять детям только после 2лет.

С 1 года до 1,5 года ребенок может получать только
целый желток в день, после 1,5 года — целое яйцо.

Однако
более 1/2 яйца в день давать нежелательно из-за высокой
аллергенности продукта.

Яйцо варят вкрутую или подают в виде омлета.

Жировую часть пищи рекомендуют давать в виде сливочного и растительного масла. В питание вводят преимущественно сливочное масло в количестве 12-17г в
сутки, растительного масла разрешается 5—6 г в сутки. Сливочное
масло используют для приготовления бутербродов или
добавляют в готовое блюдо.


В питание ребенка
начинают активно вводить такую огородную зелень, как
укроп, петрушку, салат и пр.

Из фруктов (80-130 г/сут) в первую очередь рекомендуют яблоки, груши, абрикосы, персики, бананы, из ягод (10—
20 г/сут) — сливу, вишню, смородину, облепиху, крыжовник,
клюкву, чернику, при отсутствии свежих фруктов и ягод
можно использовать свежезамороженные, а также соки и
пюре промышленного производства.

После 1 года расширяется ассортимент круп — вводят перловую, пшеничную, пшенную каши и др. Каши должны быть хорошо разваривающиеся, их можно использовать для приготовления пудингов и запеканок.

Ребенку 2—3 лет дают также макароны, они менее богаты витаминами и минеральными солями, но легче перевариваются. Готовить их надо реже, чем крупяные каши, 2 раза в неделю как самостоятельное блюдо.

В небольшом количестве предлагают бобовые (горох, фасоль) в первых и вторых блюдах в виде каш.

Из кондитерских изделий этого возраста разрешают повидло, мармелад, варенье, пастилу, фруктовую карамель, но количество их должно быть ограничено и не превышать 10 г в сутки.

Мед дают с осторожностью, так как он может
вызвать аллергические реакции.

Из напитков чаше рекомендуют фруктовые, ягодные и
овощные соки, кисели, морсы, компоты в количестве 100—
150 г в сутки; есть специальные детские чаи, и только с 1,5 года можно давать чай с молоком, какао.

Принципы питания детей от 3 до 7 лет.

После 3-го года жизни усиливается переваривающая
способность ЖКТ, жевательный аппарат к
этому периоду сформирован.

Отличительная особенность
питания детей в возрасте 3—7 лет повышение ее энергетической ценности, необходимой для обеспечения по-прежнему возрастающей двигательной активности ребенка.

Важную роль играет правильный режим дня, предусматривающий соблюдение интервалов между отдельными
приемами пищи, ее количественное и качественное распределение в течение суток.

Потребность ребенка в белках высокая и составляет 3-3,5г/кг, или 54 г/день, ее удовлетворяют за
счет дополнительного включения мясных и рыбных блюд на
завтрак.

В сутки ребенок может пoлyчaть около 400—600 мл молока, включая кисломолочные продукты.

Суточный объем пищи детей до
5 лет составляет 1500-1700 мл, увеличиваясь к 7 годам до
2000 мл.