Файл: Версия о том, что он провел детство в Верхнем Аблязове (Преображенском) Саратовской губ., не находит подтверждения).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опираясь на труд Миллера «Описание Сибирского царства», Р. работал в Илимске над «Сокращенным повествованием о приобретении Сибири», где с большим сочувствием характеризовалась деятельность Ермака. Известен также отрывок «Ангел тьмы», который сыновья писателя связывали с его замыслом написать поэму или повесть о Ермаке. Сохранившийся отрывок во многом соотносится с «Потерянным раем» Мильтона.
После смерти Екатерины II по указу Павла I от 23 нояб. 1796 Р. разрешено было покинуть Илимск и жить «в своих деревнях», но под тайным надзором. Известие об освобождении он получил в Иркутске 26 янв. 1797, куда был вызван. В нач. февр. он вернулся в Илимск, где стал собираться в дорогу. В это время им было написано стихотворение «Час преблаженный...». 20 февр. он выехал из Илимска вместе с семьей: Е. В. Рубановской, двумя детьми от первого брака и тремя детьми от второго. Через Красноярск и Тару 1 апр. они приехали в Тобольск, где 7 апр. скончалась Е. В. Рубановская, которая неизменно поддерживала Р. в ссылке и которую он называл «женщиной с геройским духом». Покинув Тобольск 22 апр., через Тюмень, Екатеринбург, Р. приехал в Пермь, где вновь встречался с Прянишниковым и др. своими знакомыми. Из Перми Р. продолжил дорогу водным путем по Каме на бурлацкой расшиве, затем по Волге через Казань, Чебоксары. С 24 июня по 6 июля он находился в Нижнем Новгороде, откуда на лошадях направился во Владимир, посетил Воронцова в его имении Андреевское во Владимирской губ.; 11 июля прибыл в Москву, где провел несколько дней, а затем поселился в своем имении Немцово Калужской губ. Во время путешествия он вел «<Записки путешествия из Сибири>», соотносимые по своему содержанию и характеру с «Записками путешествия в Сибирь». Подав прошение на имя государя, Р. получил разрешение «один только раз» посетить родителей в Саратовской губ., куда он отправился вместе с детьми в нач. 1798, и ок. года пробыл в их имении Верхнее Аблязово.
Вернувшись в Немцово в 1799, он занимался хозяйственными делами и продолжал литературную деятельность. Здесь им была создана поэма «Бова. Повесть богатырская стихами». Из задуманных 12 песен поэмы было написано 11 и последняя начата. Но, по свидетельству П. А. Радищева, писатель это сочинение «сам истребил перед смертию». Сохранившаяся песнь первая дает представление о характере поэмы, в которой использованы мотивы популярной лубочной литературы, а также «Орлеанской девственницы» Вольтера. Заявляя, что «повесть» «вслед пойдет певцу Тавриды», Р. подчеркивал связь своего произведения с поэмой
С. С. Боброва «Таврида» (1798), написанной, как и «Бова», без рифм. В поэме Р. отразился его глубокий интерес к историко-географическим, этнографическим и политическим темам, затронутым Бобровым. «Бова» содержит экскурсы, сближающие это произведение с «Песнью исторической» и др. сочинениями Р., а также автобиографические мотивы, в частности воспоминание о том, как автор «ездил / Во страны пустынны, дальни», где «оставил / Души нежной половину». Очевидно, в период пребывания в Немцове Р. перевел близкое ему по настроению стихотворение Э.-Х. Клейста «Der gelähmte Kranich» (1757) под назв. «Журавли. Басня» (прозаический перевод этого стихотворения с фр., сделанный Д. Арсеньевым, см.: Приятное и полезное. 1794. Ч. 1).
В нач. 1801 в Немцове Р. написал трактат «Памятник дактилохореическому витязю», посвященный В. К. Тредиаковскому. Строя сюжет на «заданные слова» (пародия на сочинение А.-Ф. Коцебу «Жизнь моего отца»), писатель придал повествованию полушутливую форму и ввел в него персонажей, непосредственно связанных с героями Д. И. Фонвизина, на которого Р. неоднократно ссылался еще в «Путешествии...». В «Памятнике...» упоминаются «Фелица» Державина, «Россиада» Хераскова, сочинения М. Д. Чулкова, Н. П. Николева, А. В. Рознотовского, П. М. Карабанова, К. А. Кондратовича. Анализируя стихотворную структуру «Тилемахиды» и сопоставляя ее с «Мессиадой» Ф.-Г. Клопштока, Р. с явным сочувствием относится к опытам Тредиаковского по реформированию стиха и первым высоко оценивает заслуги поэта в создании рус. гекзаметра. Здесь же Р. развивает собственные взгляды на звуковую организацию стиха, его «изразительную гармонию».
Не ранее 1800 Р. начал поэму «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», эпиграф к которой взят из «Слова о полку Игореве». По замыслу Р., поэма, по-видимому, должна была состоять из нескольких песен (в прозаическом предисловии упоминаются «десять песнопевцев»), но известна только песнь первого — Всегласа. В поэме отразился интерес Р. к отечественной истории и древней слав. мифологии. Среди его многочисленных источников были исторические труды Татищева, Миллера, Ломоносова, П.-А. Малле и др. Р. предпринял попытку воссоздать древний слав. эпос по примеру Гомера и «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона, используя также сочинения М. И. Попова, Чулкова и В. А. Левшина, посвященные слав. «баснословию». Поэма интересна в ритмическом отношении: композиционно-тематические переходы подчеркиваются разными размерами стиха.
К 1800—1801 относится работа Р. над незавершенной статьей, известной под назв. «Описание моего владения», где обсуждаются агрономические и экономические вопросы на примере хозяйства в некоем с. Земцово (отчасти имеется в виду опыт хозяйства в Немцове).
При восшествии на престол Александра I Р. был окончательно помилован. 31 марта 1801 он был ознакомлен с этим указом и вскоре отправился в Петербург. 6 авг. его зачислили в Комиссию по составлению законов, и 13 авг. он начал работу в ней. 26 авг. он выехал в Москву на коронационные торжества, вернувшись в Петербург 21 дек. В журнале «Иппокрена» (1801. Ч. 10) анонимно было напечатано стихотворение Р. «Сафические строфы» (вольный перевод эпода 15 Горация) — интересный опыт воспроизведения античной ритмики. Сходный опыт — «Строфы сафического размера» (Там же. Ч. 9) также приписывают Р. Очевидно, в 1801 было создано написанное элегическим дистихом стихотворение Р. «Осмнадцатое столетие» (возможно, незавершенное), замечательное по своей философской глубине и оценке исторического опыта человечества в уходящем столетии («столетье безумно и мудро»). Поэт обращался к новому государю, надеясь на торжество «суда правды».
С большим энтузиазмом взявшись за работу в Комиссии, Р. написал ряд трудов по законодательству («О законоположении», «Проект для разделения Уложения российского», «Проект Гражданского уложения», несколько «особых мнений»). Он ратовал за отмену телесных наказаний для всех сословий, совершенствование судопроизводства, веротерпимость, свободу печати «с ограничениями и ясными постановлениями о степени ответственности», свободу торговли. Р. собирался также составить уголовное уложение, надеясь собрать для этого материалы в Англии. Служивший вместе с ним в Комиссии Н. С. Ильинский вспоминал: «...он, как я приметил, мыслей вольных и на все взирал с критикою. Когда рассматривали мы сенатские дела и писали заключения, соглашаясь с законами, он при каждом заключении, не соглашаясь с нами, прилагал свое мнение, основываясь единственно на философском свободомыслии». Председатель комиссии П. В. Завадовский обратил внимание на «слишком восторженный образ мыслей» его и, как вспоминал П. А. Радищев, «даже произнес слово “Сибирь”». В состоянии тяжелой депрессии Р. покончил с собой.
И. М. Борн посвятил ему некролог и стихотворение «На смерть Радищева» (Свиток муз. 1803. Кн. 2). Обращаясь к членам Вольного о-ва любителей словесности, наук и художеств, участники которого высоко ценили Р., Борн писал: «На сих днях умер Радищев, муж вам всем известный, коего смерть более нежели с одной стороны важна в очах философа, важна для человечества». Говоря о «пламенном его человеколюбии», Борн заявлял, что «он родился быть просветителем».
Сыновья писателя издали «Собрание оставшихся сочинений» Р. (М., 1806—1811. Ч. 1—6). В рецензии на это издание члены Вольного о-ва любителей словесности, наук и художеств отмечали, что Р. был «хороший вития», но критиковали его стихи за отсутствие рифмы и смешение «славенских слов» с «простонародными» (Цветник. 1809. Ч. 1. № 2). Среди впервые напечатанных в издании произведений Р. — «Дневник одной недели», опыт психологического анализа, связанный с традициями европ. и рус. сентиментализма. Вопрос о датировке «Дневника...» решался исследователями по-разному: от 1772 до 1802. Последняя датировка представляется наиболее убедительной, если учесть автобиографический характер этого произведения и его соотнесенность с трактатом «О человеке, его смертности и бессмертии».
Ценнейшими источниками биографии Р. остаются (несмотря на некоторые неточности) очерки, написанные его сыновьями Н. А. и П. А. Радищевыми. Последний писал об отце: «Он был среднего роста и в молодости был очень хорош, имел прекрасные карие глаза, очень выразительные, был пристрастен к женскому полу. Он был нрава прямого и пылкого, умел сносить горести с стоической твердостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим, забывал скоро оскорбления, обхождение его было простое и приятное <...>. Он был исполнен чувства человеческого достоинства и не любил унижаться». Один из внуков Р. — художник А. П. Боголюбов (1824—1896).
Первое упоминание в печати о деле Радищева появилось в Германии в журнале «Neueste Critische Nachrichten» (1790. 2. Oct. № 40). Глава «Клин» из «Путешествия из Петербурга в Москву» была анонимно перепечатана в журнале И. И. Мартынова «Сев. вестн.» (1805. Ч. 5. № 1; под загл. «Бескорыстие бедного, но добродетельного человека»), а затем в сб. «Анекдоты русские...» (1809; под загл. «Отрывок. Из бумаг одного россиянина»). Полностью «Путешествие...» было опубликовано А. И. Герценом в 1858 в Лондоне; в России публикации долго препятствовала цензура; издание А. С. Суворина (1888) имело тираж 100 экз.; первое научное издание появилось в 1905. Несмотря на запрещение, «Путешествие...» уже в XVIII в. сделалось «известным публике», как свидетельствовал Ильинский: распространялись уцелевшие экземпляры издания 1790 и многочисленные списки. С 1792 книга стала известна в Германии, и перевод на нем. язык первых шести глав появился в июне 1793 в журнале «Deutsche Monatsschrift» без имени автора.
А. С. Пушкин посвятил Р. две статьи: «Путешествие из Москвы в Петербург» (1834) и «Александр Радищев» (1836). Полемизируя по ряду вопросов с автором «Путешествия из Петербурга в Москву», Пушкин отмечал его «рыцарскую совестливость» и называл «нововводителем в душе».
Для научного изучения наследия Р., фактически начавшегося лишь в XX в., большое значение имело издание его академического «Полн. собр. соч.» (М.; Л., 1938—1952. Т. 1—3). В истории рус. литературы XVIII в. Р. занимает особое место, выделяясь не только своим несомненным политическим радикализмом, но и многогранностью своего творчества, глубоким вниманием к нравственным и психологическим проблемам, художественным новаторством.
Лит.: Ильинский Н. С. Зап. // Рус. арх. 1879. № 12; Мияковский В. В. Годы учения А. Н. Радищева // Голос минувшего. 1914. № 3; Семенников В. П. А. Н. Радищев: Очерки и исслед. М.; Пг., 1923; Барсков Я. Л. А. Н. Радищев: Жизнь и личность // Мат-лы к изучению «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. М.; Л., 1935; А. Н. Радищев: Мат-лы и исслед. М.; Л., 1936; Радищев: Статьи и мат-лы. Л., 1950; Бабкин Д. С.: 1) Процесс А. Н. Радищева. М.; Л., 1952; 2) А. Н. Радищев: Лит.-обществ. деятельность. М.; Л., 1966; Волнения рус. студентов в Лейпциге в 1767 г.: (Следственное дело А. Н. Радищева, Ф. В. Ушакова и др. рус. студентов в суде Лейпцигского ун-та) / Вводн. статья и примеч. А. И. Старцева; Под-гот. текста, пер. и археогр. введ. Б. А. Шлихтера // Зап. Отд. рукописей ГБЛ. М., 1956. Вып. 18; Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956; Шмаков А. А. Из разысканий о Радищеве // Учен. зап. Челябинского гос. пед. ин-та. 1956. Т. 2, вып. 1; Hoffmann P.: 1) Russische Studenten in Leipzig 1767—1771: Ein Beitrag zur Radisčev-Forschung // Deutsch-slavische Wechselseitigkeit in sieben Jahrhunderten. Berlin, 1956; 2) Radisčev in Leipzig // Karl-Marx-Universität Leipzig 1409—1959: Beitrage zur Universitätsgeschichte. Leipzig, 1959. Bd. 1; 3) Radisčevs Tod — Selbstmord oder Ungliicksfall? // Studien zur Geschichte der russischen Literatur des 18. Jahrhunderts. Berlin, 1968. Bd. 3; 4) Гофман П. Деятельность А. Н. Радищева в Коммерц-коллегии (обзор мат-лов) // Археогр. ежегодник за 1987 г. М., 1988; 5) Хоффманн П. Радищев на гос. службе: Биогр. и ист.-ведомств. аспекты // Вспом. ист. дисциплины. 1990. [Вып. 21]; Рааб Х. Первое упоминание о деле А. Н. Радищева в печати // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3; Рогов И. М. К вопр. о «масонстве» А. Н. Радищева // Вестн. ЛГУ. 1958. Сер. истории, яз. и лит. № 20. Вып. 4; Светлов Л. Б. А. Н. Радищев. М., 1958; Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. М.; Л., 1959; Степанов В. П. Неизв. публ. главы «Клин» («Путешествие из Петербурга в Москву») в «Анекдотах русских» (1809) // XVIII век. М.; Л., 1959. Сб. 4; Гурьянов В. П.: 1) Еще раз о дате «Дневника одной недели» Радищева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. 1960. № 1; 2) Радищев и Селивановский // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона». Л., 1969; Пугачев В. В. А. Н. Радищев: (Эволюция обществ.-полит. взглядов). Горький, 1960;