Файл: Примерные задания контрольного среза для текущего контроля Дайте определение понятиям Биологический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составьте 2 конспекта фронтальных занятий, содержащих задания на формирование фонематических процессов.
Ответ:
1 конспект
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.
Канава-канава-какао-канава.
Ком-ком-ком-кот.
Утенок-утенок-котенок-утенок.
Минута-монета-минута-минута.
2. Развитие общей моторики. «Грибок».
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем. Маршируют.
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты, не прячь грибок
Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок!
Руки на поясе.
3. Развитие мелкой моторики. «Я мячом круги катаю».
Я мячом круги катаю,
Дети совершают мячом круговые движения.
Взад-вперед его гоняю,
Делают движения вверх-вниз.
Им поглажу я ладошки,
Словно им сметаю крошки.
Поглаживают мячом ладони.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.
А теперь последний трюк-
Мяч кидаю между рук.
Перекидывают мяч из одной руки в другую.
4. Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
- «Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл…
5. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О.
6. Обьявление темы занятия.
Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.
Логопед. Посмотрите, Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? (О.) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.
7. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
8. Связь звука и буквы.
Дети рассказывают на что похожа буква О.
9. Развитие фонематического слуха.
Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
10. Закрепление звуков в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед : Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О.) назовите второй звук. (П) О___ это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук П? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)
Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) сколько согласных звуков? (Один.)
Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.
10. Закрепление звуков в словах.
Дети, у которых на столах есть картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь».)
11. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда : «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.
12. Закрепление звука в тексте.
Ом-ом-ом- плывет по реке сом.
Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.
От-от-от- в зоопарке бегемот.
Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.
13. Итог занятия.
Логопед : Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.
14. Оценка работы детей.
2 конспект «Звуки [Б]-[П]»
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! (Дети за партами.)Вы уже знаете, что существуют звонкие и глухие согласные звуки. О некоторых из них мы говорили на прошлых занятиях. Как мы обозначали звонкие звуки?
-Колокольчиком.
-Каким образом мы обозначали глухие звуки?
-Барабаном.
Правильно! А сегодня мы с вами сравним звуки [Б] и [П] и узнаем, какой из них глухой, а какой звонкий звук.
Но, как всегда, сначала артикуляционная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика и упражнения для развития дыхания.
Артикуляционная гимнастика проводится сидя за партами с маленькими зеркалами.
Упражнения для губ
(так как звуки [Б] - [П] являются губными.) : «Забор», «Окно», «Трубочка», «Забор-Трубочка», «Уголок вправо – уголок влево» .
3. Отгадывание звуков [Б] - [П] в слогах и словах.
-А теперь возьмите картинки с изображением колокольчика в правую руку и барабана в левую руку. Мы поиграем с вами в игру, котoрая называется «[Б] или [П].» Я буду называть слоги, а вы, если услышите [Б] звонкий, поднимите колокольчик, а барабан, если услышите [П] глухой.
а) слоги: ба бо па бы пу бы пы
Хорошо! Задание то же, но я послушайте слова
б) слова: пыль, баран, работа, пылесос,булка, рупор, боты, лопата, лапти, банка, быль, карп.
Молодцы!
4. Воспроизведение слоговых рядов.
-Садитесь, пожалуйста, на стулья. Сейчас упражнение «Попугай» я буду говорить вам слоги, а вы будете повторять их за мной.
а)Сначала хором.
Слоги: ба-па бо-по бэ-пэ бу-пу бы-пы
б)Индивидуальное повторение слогов
Слоги: ба-ба-па пу-пу-бу бы-пы-бы бэ-пэ-бэ
5. Преобразование слогов, слов.
- Образуем небольшой круг. Поиграем в игру «Скажи наoборoт». У меня в руках мяч. Правила такие: я бросаю мяч кому-то из вас и говорю слог. Если в слоге звонкий звук [Б], то вы мне в ответ бросаете мяч и говорите слог, где [П] глухой и наоборот.
а) Слоги: ба-па бу-пу пы-бы бо-по пэ-бэ
-Теперь я буду говорить слова:
б)палка-балка башня-пашня баня-Паня бочка-почка
6. Физкультминутка
- Давайте немного отдохнём. (Логоритмика Железновых «У жирафа»).
7. Отбор картинок на [Б] - [П].
- У меня на столе лежат колокольчик и барабан. Какой колокольчик по звучанию?
- звонкий
- А барабан?
-Глухой.
-Правильно. В руках у меня картинки. Сейчас каждый из вас возьмет картинку и назовёт её. Если в слове звонкий [Б], то картинку кладем к колокольчику, а если [П] глухой – рядом с барабаном.
Картинки: бусы, банан, рубашка, арбуз, подушка, помидор, скрепка, капуста
8. Составление схем к словам.
-Садитесь за парты. Перед вами лежит фото бочки. Составьте схему слова «бочка».(Дети выкладывают схему).А теперь под схемой сложите буквами слово «бочка» .А теперь перед вами фото почки. Составьте схему слова «почка».(Дети выкладывают схему).А теперь под схемой сложите буквами слово «почка».
В каком слове звонкий [Б]?
- В слове "бочка".
- В каком слове глухой звук [П]?
-В слове "почка"
-Молодцы!
9. Подбор слов к схемам.
На мольберте 4 схемы. Я показываю детям картинку с изображением бус.
- Скажите, какая схема соответствует слову «бусы»? Назовите первый звук. Какой он звонкий или глухой?
-Первый звук звонкий [Б].
Показываю картинку с изображением помидора.
- Скажите, какая схема соответствует слову «помидор»? Назовите первый звук. Какой он звонкий или глухой?
-Первый звук глухой [П].
10. Итог.
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Существуют звонкие и глухие согласные [Б] - [П].
Задание 8. Проанализируйте и квалифицируйте следующие нарушения у детей:
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. –
Карал у Кары украл рокаллы, а Клара у Кала укарала кралнет.
Ответ:
Нарушение слоговой структуры слова и недостаточно автоматизирован звук р. Возможно нарушение фонематического слуха.
Определите механизмы данных ошибок. Перечислите симптоматику фонематических нарушений у детей относительно разных форм речи.
Ответ:
Структура слова может быть изменена и по причине добавления лишнего слога и увеличения слогового состава. Характерными нарушениями слоговой структуры являются перестановка местами слогов внутри слова, уподобление слогов.
Звуку [р] уделяется особое внимание. Именно его отсутствие или неправильное произношение вызывает у родителей большие опасения.
Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребенка должны обладать определенной силой, и сам ребенок должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].
Родители первыми замечают, что ребенок неправильно произносит звуки, искажает, пропускает их, заменяет на другие, переставляет местами. Важно знать, что в определенном возрасте (принято считать, что это 5 лет) данные проявления в речи являются элементом возрастной нормы.
Грамматическое построение речи и лексический запас при данном нарушении в пределах нормы.
1неспособность выделить определенные звуки из слова
2неспособность определить последовательность звуков
3Нарушение звукопроизношения
4Нечеткость артикуляции
5Трудности в дифференцировании схожих по произнесению звуков (б-п, в-ф, г-к и т.д.)
Дайте определения понятиям фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.
Ответ:
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.