Файл: Тренды в индустрии гостеприимства Тема Структура и объем рынка гостеприимства Цели изучения темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг. объем рынка в России вырос на 29,7% и достиг 129,6 млн. ночевок. Несмотря на кризисные экономические процессы, гостиничный бизнес показал рост за счет перераспределения спроса в более низкий ценовой сегмент, а также ослабления национальной валюты, из-за чего часть туристов заменила зарубежный отдых на путешествия по России. Позитивное влияние на рынок также оказало проведение ряда значимых международных мероприятий в стране: Кубок конфедераций FIFA 2017 г, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г и др.
За 2014-2018 гг. число гостиничных учреждений в стране увеличилось на 94,4% и достигло 20,8 тыс. к 2018 г. Вклад в рост учреждений отрасли внесла реализация федеральной программы «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период 2015-2020 гг.», благодаря которой развивалась инфраструктура отрасли. Рост также обеспечивался увеличением численности учреждений эконом-класса: например, доля меблированных комнат за 2014-2018 гг. выросла с 12,7% до 17%.
Средние затраты на пребывание в гостинице за последние 5 лет уменьшились на 16,7% и составили 4416,2 тыс. руб. в 2018 г. Снижение средних затрат на гостиничные услуги было обусловлено сокращением реальных доходов населения, ростом популярности экономичных видов размещения, а также снижением средней продолжительности пребывания в гостиничных учреждениях.
Таким же образом рассчитывается емкость рынка общественного питания. По оценке аналитиков ГидМаркет, в 2020 г. объем рынка общественного питания в Москве составил 168,7 млрд. руб., сократившись относительно 2019 г. на 16,5% и практически опустившись до уровня 2017 г. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в Москве составил 2,7%.
В Московской области объем рынка общественного питания в 2020 г. составил 98,7 млрд. руб., падение рынка составило 24,7%, что на 8,2 п.п. больше, чем в Москве. При этом, в 2017-2019 гг. региональный рынок рос более быстрыми темпами, чем московский. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в регионе в исследуемом периоде составил 0,4% из-за сокращения рынка в 2016 г. (на 10,1%) и в 2020 г.
Рисунок 1.4. Объем рынка общественного питания в г. Москве и Московской области, 2016 – 2020 гг., млрд. руб.
Емкость гостиничного рынка делится на две части: востребованную и невостребованную.
Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ Егр) определяется суммой занятых койкомест (З) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг:
+Егр=З1 + З2
+ З3 + … + Зn.
Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (-ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство:
- Егр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn.
Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса».
Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос).
Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг:
Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг.
Следует отметить значительное колебание спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги.
Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оценить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом: отношение объема продаж гостиницей определенных продуктов к общему объему продаж всеми гостиницами подобных продуктов (включая и продажи самого предприятие) на данном рынке в рассматриваемый период.
Показатель доли рынка позволяет оценить уровень конкурентоспособности гостиницы, который показывает, насколько освоен ее рыночный потенциал. Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли. Проведенные исследования показали, что доля рынка организации напрямую связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций)
Туризм оказывает значительное влияние на другие отрасли народного хозяйства (транспорт, производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д.), являясь катализатором их социально-экономического развития.
Развитие туризма во многих странах способствует развитию их экономики за счет роста затрат туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и т.д., которые в основном связаны с событийным туризмом.
Глоссарий
Гостиничный продукт - совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании
Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами.
Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год).
Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей.
Предложение гостиничных услуг - собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.
Рынок гостеприимства - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи продуктов и услуг сферы гостеприимства в определенное время и в определенном месте.
Рынок предприятий гостеприимства — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере.
Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них
Рыночная сфера— это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах.
Фактическая емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения.
Тренды в индустрии гостеприимства
Тема 2. Современные тенденции развития рынка гостеприимства
Цели изучения темы:
Задачи изучения темы:
В результате изучения данной темы Вы будете знать:
Учебные вопросы темы:
1 Макроэкономические факторы, влияющие на развитие туристской индустрии.
Основными факторами развития мирового туризма можно считать следующие:
За 2014-2018 гг. число гостиничных учреждений в стране увеличилось на 94,4% и достигло 20,8 тыс. к 2018 г. Вклад в рост учреждений отрасли внесла реализация федеральной программы «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период 2015-2020 гг.», благодаря которой развивалась инфраструктура отрасли. Рост также обеспечивался увеличением численности учреждений эконом-класса: например, доля меблированных комнат за 2014-2018 гг. выросла с 12,7% до 17%.
Средние затраты на пребывание в гостинице за последние 5 лет уменьшились на 16,7% и составили 4416,2 тыс. руб. в 2018 г. Снижение средних затрат на гостиничные услуги было обусловлено сокращением реальных доходов населения, ростом популярности экономичных видов размещения, а также снижением средней продолжительности пребывания в гостиничных учреждениях.
Таким же образом рассчитывается емкость рынка общественного питания. По оценке аналитиков ГидМаркет, в 2020 г. объем рынка общественного питания в Москве составил 168,7 млрд. руб., сократившись относительно 2019 г. на 16,5% и практически опустившись до уровня 2017 г. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в Москве составил 2,7%.
В Московской области объем рынка общественного питания в 2020 г. составил 98,7 млрд. руб., падение рынка составило 24,7%, что на 8,2 п.п. больше, чем в Москве. При этом, в 2017-2019 гг. региональный рынок рос более быстрыми темпами, чем московский. Среднегодовой темп прироста рынка данных услуг в регионе в исследуемом периоде составил 0,4% из-за сокращения рынка в 2016 г. (на 10,1%) и в 2020 г.
Рисунок 1.4. Объем рынка общественного питания в г. Москве и Московской области, 2016 – 2020 гг., млрд. руб.
Емкость гостиничного рынка делится на две части: востребованную и невостребованную.
Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ Егр) определяется суммой занятых койкомест (З) во всех гостиницах, образующих емкость рынка этих услуг:
+Егр=З1 + З2
+ З3 + … + Зn.
Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (-ЕГР) определяется суммой невостребованных койкомест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство:
- Егр = Н1 + Н2 + Н3 +... + Нn.
Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет использовать термин «индекс спроса».
Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос).
Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребованной части потребительского рынка гостиничных услуг (положительного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг:
Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрицательном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг.
Следует отметить значительное колебание спроса на гостиничные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Материалы, полученные в результате исследований, позволят формировать научно обоснованные прогнозы будущего спроса на гостиничные услуги.
Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оценить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом: отношение объема продаж гостиницей определенных продуктов к общему объему продаж всеми гостиницами подобных продуктов (включая и продажи самого предприятие) на данном рынке в рассматриваемый период.
Показатель доли рынка позволяет оценить уровень конкурентоспособности гостиницы, который показывает, насколько освоен ее рыночный потенциал. Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли. Проведенные исследования показали, что доля рынка организации напрямую связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций)
Туризм оказывает значительное влияние на другие отрасли народного хозяйства (транспорт, производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д.), являясь катализатором их социально-экономического развития.
Развитие туризма во многих странах способствует развитию их экономики за счет роста затрат туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и т.д., которые в основном связаны с событийным туризмом.
Глоссарий
Гостиничный продукт - совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании
Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами.
Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год).
Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей.
Предложение гостиничных услуг - собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.
Рынок гостеприимства - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи продуктов и услуг сферы гостеприимства в определенное время и в определенном месте.
Рынок предприятий гостеприимства — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере.
Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них
Рыночная сфера— это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах.
Фактическая емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения.
Тренды в индустрии гостеприимства
Тема 2. Современные тенденции развития рынка гостеприимства
Цели изучения темы:
-
определить факторы развития мирового туризма; -
рассмотреть тренды и тенденции развития гостиничного и ресторанного бизнесов.
Задачи изучения темы:
-
определить направления качественного преобразования современного гостиничного хозяйства в рамках концепции «3Р»; -
изучить понятия и роль цифровизации и персонализации в развитии индустрии гостеприимства; -
рассмотреть способы следования трендам персональной безопасности и курсу устойчивого развития в отелях и ресторанах.
В результате изучения данной темы Вы будете знать:
-
основные современные тенденции и задачи в области развития гостеприимства; -
современные технологии и сервисы, использующиеся в передовых отелях и ресторанах.
Учебные вопросы темы:
-
Макроэкономические факторы, влияющие на развитие туристской индустрии. -
Тренды и тенденции развития гостиничного бизнеса. -
Тренды и тенденции развития ресторанного бизнеса.
1 Макроэкономические факторы, влияющие на развитие туристской индустрии.
Основными факторами развития мирового туризма можно считать следующие:
-
Развитие информационных технологий: научно-технический прогресс положительно влияет на развитие рынка туристических услуг. Новые виды транспорта открыли широкой публике большое количество недоступных ранее мест, ускорилось перемещение людей между странами и континентами. В свою очередь появление новых материалов позволяет возводить более экологически чистые и безопасные здания гостиниц, использовать более совершенное гостиничное оборудование и т.д. -
Рост числа авиаперевозок. -
Расширение количества туроператорских услуг. -
Изменение экономических и политических условий развития стран и регионов: мировой гостиничный рынок особо чувствителен к таким факторам, так как неблагоприятная экономическая и политическая ситуации напрямую влияют на падение спроса на туристские и гостиничные услуги. -
Изменение социального и демографического состояния стран и регионов. Стратегическая политика развития мирового туризма должна учитывать происходящие демографические изменения населения. В частности, в Европе наблюдается постоянный рост доли населения пожилого возраста и стагнация численности населения трудоспособного возраста, что приводит к растущему спросу на туристский продукт, предназначенный для "зрелого" сегмента данного рынка. Европейские страны также характеризуются высоким уровнем жизни и образованности населения, повышенным вниманием к обеспечению экологической безопасности. В результате вопросы охраны окружающей среды рассматриваются в комплексе с устойчивым развитием туризма, что, в свою очередь, ведет к появлению новых продуктов в составе индивидуального и массового туризма. -
Высокая урбанизация населения европейских стран в значительной степени способствует появлению устойчивой тенденции в развитии туризма в этих странах, связанного с сельским туризмом, отдыхом помимо основного сезона, поездками в другие города в познавательных целях, выбором туров с проживанием в помещениях с самообслуживанием. -
Климатические и погодные условия, действующие сезонно: влияние природно-экологических факторов на мировой гостиничный рынок весьма многообразно. Например, ухудшение экологической обстановки в городах не способствует увеличению спроса на услуги туризма и гостиниц. Благоприятная экологическая среда в месте нахождения конкретного отеля повышает его привлекательность. Одновременно эти факторы ставят перед гостиничной индустрией особые задачи повышения экологической безопасности и качества услуг. -
Разнообразные кризисные явления (в том числе пандемия Covid-19) и террористические угрозы. -
Возрастающая конкуренция.