Файл: Устройство и действие тормозов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ВВЕДЕНИЕ
Тормозное оборудование предназначено для регулирования скорости движения подвижного состава, для удержания его на месте, для предотвращения малейшего скатывания и самоухода.

Автотормозная техника является одним из важнейших звеньев железнодорожного транспорта, от состояния и уровня развития которой в значительной степени зависит провозная способность и безопасность движения поездов. Значение автотормозной техники все больше возрастает по мере роста максимальных скоростей движения и увеличения весов поездов, осуществляемых на железных дорогах Российской Федерации.

Автотормоза железнодорожного подвижного состава представляет собой комплекс устройств, при помощи которых можно создавать искусственное сопротивление с целью регулирования скорости движения поезда или отдельной единицы подвижного состава в соответствии с расписанием, профилем пути и сигналами, а также для остановки поезда в нужных случаях.

Для того, чтобы тормозная система поезда оставалась всегда в исправном состоянии, необходимо регулярно её осматривать и своевременно производить ремонт и замену комплектующих частей.

Важную роль в автотормозной системе играют кран машиниста № 395, воздухораспределитель № 483 и компрессор КТ-6. О ремонте и техническом обслуживании которых пойдет речь в данной курсовой работе.


  1. УСТРОЙСТВО И ДЕЙСТВИЕ ТОРМОЗОВ



Пневматическое тормозное оборудование подвижного состава позволяет осуществлять управление тормозами из кабины ведущего локомотива и состоит из следующих основных приборов и узлов:

– приборы питания сжатым воздухом - устанавливают их только на локомотивах, моторвагонном и специальном самоходном подвижном составе. К ним относятся компрессоры, вырабатывающие сжатый воздух, который нагнетается в напорную магистраль и в главные резервуары для создания необходимого запаса сжатого воздуха. Компрессоры имеют регуляторы давления, обеспечивающие поддержание давления в главных резервуарах в заданных пределах (7,2 - 9,0 кгс/см2);

– приборы управления тормозами - их устанавливают в кабинах локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава. К ним относятся: кран машиниста
кран вспомогательного тормоза(только у локомотивов и ССПС), манометры, сигнализаторы и другие приборы. Кран машиниста предназначен для управления тормозами поезда и регулируется на поддержание зарядного давления в тормозной магистрали (4,5 - 6,2 кгс/см2);

– приборы торможения устанавливаются на каждой подвижной единице (локомотиве, вагоне и т.д.). К ним относятся воздухораспределители, тормозные цилиндры,запасные резервуарывоздухопроводы с концевыми кранами и соединительными рукавамитормозные рычажные передачи и др. Эти узлы предназначены для осуществления торможения и растормаживания каждой единицы подвижного состава.

2.1 ПРИБОРЫ ПИТАНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА

Для обеспечения сжатым воздухом тормозной сети поезда и пневматической сети вспомогательных аппаратов предназначены компрессоры.

2.1.1. Устройство компрессора КТ6.

Компрессор КТ6 (рис. 1) предназначен для получения сжатого воздуха, необходимого для питания тормозной и других пневматических систем и приборов локомотива, а также для других потребителей.

Компрессор КТ-6



Рис. 1. Устройство компрессора.

Компрессор КТ-6 (рис.1) состоит из корпуса (картера) 13, двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, узла шатунов 7 и поршней 2, 5. Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4. Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов.



Корпус компрессора литой, чугунный с четырьмя лапами для крепления компрессора. Передняя часть корпуса закрыта съёмной крышкой, в которой установлены один из подшипников коленчатого вала и резиновая манжета. По бокам в корпусе имеются два люка для доступа к деталям внутри корпуса.

К корпусу на шпильках крепятся три чугунных цилиндра с рёбрами (для увеличения поверхности охлаждения), расположенные в одной вертикальной плоскости под углом 60 градусов друг к другу

Боковые цилиндры являются цилиндрами низкого давления, средний - высокого давления.

Коленчатый вал - стальной штампованный, с двумя балансирами, вращается на двух шариковых подшипниках № 318, имеет систему каналов для прохода смазки.

Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры коленчатого вала установлены два съёмных дополнительных балансира, каждый из которых закреплён двумя винтами. Винты зашплинтованы.

В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием для привода масляного насоса.

Узел шатунов состоит из одного жёсткого и двух прицепных шатунов, шарнирно присоединённых к нему при помощи пальцев.

Главный шатун выполнен из двух частей - шатуна и головки, которые неподвижно соединены между собой пальцами. В шатуны запрессованы бронзовые втулки. Головка шатунов разъёмная. Съёмная крышка расточена вместе с головкой и прикреплена к ней при помощи четырёх шпилек. Гайки крепления крышки зашплинтованы.

В головке шатунов установлены дна тонкостенных стальных вкладыша, залитых баббитом. Вкладыши плотно удерживаются в головке шатунов за счет натяга и дополнительно застопорены штифтом, который запрессован в крышку головки шатунов. Между головкой шатунов и крышкой имеются регулировочные прокладки. Величина натяга зависит от толщины пакета прокладок. Номинальная толщина пакета с каждой стороны равна 1мм, одна прокладка толщиной 0,7 мм и три - по 0,1мм. При уменьшении толщины пакета прокладок степень обжатия (натяг) вкладышей увеличивается. Увеличение толщины пакета сверх 1 мм не допускается.

Узел шатунов имеет систему каналов для подвода смазки к верхним головкам шатунов.

Литые поршни (рис. 1) присоединены к верхним головкам шатунов при помощи поршневых пальцев плавающего типа. На каждом поршне

установлены четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные, два нижних - маслосъёмные. Маслосъёмные кольца, устанавливаемые острыми кромками в сторону нижней части поршня, имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.


На поршнях имеются отверстия и проточки (ниже маслосъёмных колец), предназначенные для отвода масла, снятого кольцами с зеркала цилиндров, внутрь поршней.

К верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные коробки аналогичные по конструкции у цилиндров низкого и высокого давления.

Система смазки компрессора комбинированная: под давлением смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Для смазки масло заливают в картер компрессора через отверстие в боковой крышке, закрываемое пробкой, или через патрубок сапуна.

Уровень масла контролируют с помощью масло указателя автомобильного типа. Очистка масла осуществляется в масляном фильтре.

Слив масла из картера производят через отверстия, расположенные с двух сторон картера, закрываемые пробками. Подача смазки осуществляется масляным насосом лопастного типа.

2.1.2. Перечень работ, выполняемых при ТО и ТР компрессора КТ 6. (таблица 1)

Таблица 1.

Содержание работ

ТОиР

 




Тормозной компрессор 2ТЭ116.00.00.008-01 РЭ3, ПКБ ЦТ25.0107

ТО-2

ТР

СР

1) Проверить крепление электродвигателя, редуктора и компрессора, ослабленные крепления подтянуть

+

+

-

2) Проверить отсутствие трещин в настильном листе под фундаментами редуктора и компрессора

-

+

+

3) Проверить натяжение ремня привода вентилятора компрессора, состояние шкива и ремня

+

+

-

4) Осмотреть и проверить крепление муфт привода редуктора и компрессора, ослабленные крепления подтянуть

+

+

-

5) Проверить отсутствие течей по лабиринтным уплотнениям валов редуктора, чистоту отверстий пробки (сапуна)

-

+

-

6) Проверить исправность и крепление соединительных рукавов, каналов, труб вентиляции, обратив особое внимание на уплотнение по люкам и фланцевым соединениям (неисправные рукава заменить)

+

+

+

7) Проверить состояние и крепление вентилятора охлаждения. Произвести ремонт, затяжку креплений и контровку.

+

+

-

8) Выполнить работы по тормозному компрессору согласно документации предприятия-изготовителя, прилагаемой к тепловозу

+

+

+



2.1.2. Перечень возможных неисправностей в работе компрессора.

Причины неисправности компрессора КТ 6 и методы их устранения приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

1. Снижение производительности

Излом пружин всасывающих клапанов или ослабление гайки, стягивающей клапан

Поставить новые пружины подтянуть гайку и зашплинтовать

Поломано, погнуто, сработалось седло клапана или наличие на нем нагара

Промыть клапаны, очистить седло, притереть пластины




Клапаны пластины и седло имеют выработай и пропускают воздух

Притереть клапаны пластины к седлу, при необходимости заменить отдельные детали




С ломана или ослаблена возвратная пружина поддерживающая упор всасывающего клапана в верхнем положении, в результате чего упор своей тяжестью давит на пластины и держит их все время в открытом состоянии

Заменить негодную пружину




Пропуск воздуха поршневыми кольцами

Заменить кольца




Пропуск воздуха через всасывающие и нагнетательные клапаны

Закрепить упорные болты нагнетательных клапанов и болты всасывающих клапанов или заменить клапаны и уплотняющие кольца




Загрязнение воздушных фильтров

Промыть и продуть воздушные фильтры




2. Повышенный нагрев компрессоров

Недостаточный подъем пластин нагнетательных клапанов

Установит номинальный подъем пластин 2,5-2,7 мм путем торцовки опорных поверхностей упора

Нарушение смазки компрессора из-за неисправности масляного насоса: засорение смазочных отверстий к коленчатому заду

Прочистить отверстия




Засорение фильтрующей сетки масляного фильтра

Промыть сетку и продуть сжатым воздухом




Загрязнение промежуточного холодильника

Промыть холодильник




3. Срабатывает предохранительный клапан на холодильнике компрессора:

Поломка пружин масляного клапана, расположенного в щеке коленчатого вала

Заменить пружину

- при рабочем режиме

Малый подъем, заедание или не плотность всасывающего или нагнетательного клапанов цилиндра высокого давления

Отрегулировать подъем пластин клапанов, устранить не плотность или сменить клапаны

- при холостом режиме

Неисправность разгрузочного устройства в клапанной коробке цилиндра высокого давления

Осмотреть разгрузочное устройство и устранить неисправность

Неисправность нагнетательного клапана в клапанной коробке цилиндра высокого давления (воздух из глазных резервуаров попадает в холодильник)

Устранить не плотность или заменить нагнетательный клапан




Снижение давления масла

Засорение редукционного клапана маслонасоса (шарик не садится на посадочное место) или нарушение регулировки редукционного клапана

Очистить редукционный клапан, поставить на место и отрегулировать.

Увеличение зазора в сопрягаемых деталях

Заменить изношенные детали




Подсос воздуха маслонасосом

Устранить подсос




Засорение фильтрующей сетки масляного фильтра

Тщательно промыть и продуть сжатым воздухом




4. Выброс масла в нагнетательный трубопровод или через воздушные фильтры

Высокий уровень масла в картере компрессора

Снизить уровень масла до нормального

Износ маслосъемных поршневых колец

Заменить кольца




Замки поршневых колец находятся в одной плоскости

Развести замки колец на 120° друг к другу




5. Срабатывает предохранительный клапан на нагнетательном трубопроводе

Неисправность разгрузочного устройства высокого давления

Устранить неисправность

Неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления

Устранить неисправность и отрегулировать регулятор




6. Компрессор не нагнетает сжатый воздух

Излом трубки разгрузочных устройств

Сменить трубку

7. При включенном регуляторе давления компрессор продолжает нагнетать воздух более рабочего давления 9 кгс/см2 и наблюдается повышенный нагрев, особенно при номинальной частоте вращения

Клапанные пластины всасывающих клапанов не отжимаются от седел или отжимаются, но не полностью

Отрегулировать разгрузочные устройства. Удлинить шпильки обоймы, сменить уплотнительную прокладку толщиной 1 мм на 2 мм, сделать тоньше шайбу

8. При включенном регуляторе давления компрессор выбрасывает воздух через фильтры и имеет низкую производительность

Клапаны пластины всасывающих клапанов не прижимаются к седлу

Отрегулировать разгрузочные устройства. Укоротить шпильки обоймы или утолщить прокладку под торец крышки стакана

Седло не прижимает медную прокладку

Поджать клапаны устранить не плотность




9. При включенном регуляторе наблюдается пропуск через контрольные отверстия в крышках стаканов всасывающих клапанов

Не садится на седло верхний клапан разгрузочного устройства

Осмотреть, прочистить и притереть верхний клапан разгрузочного устройства

10. При включенном регуляторе наблюдается пропуск воздуха через контрольное отверстие в крышках стаканов ЦВД

Нижний цилиндрический клапан во втулке над обоймой не садится на седло

Осмотреть, прочистить и притереть упор иди подложить прокладку под бурт верхней крышки

11. Стук в клапанах

Поломка пластин клапанов

Заменить неисправные клапаны

Ослабление клапанных пружин

Заменить пружины




Вместо всасывающего клапана поставлен в перевернутом положении нагнетательный клапан

Запрещается ставить нагнетательные клапаны вместо всасывающих




12. Стук в подшипниках

Овальность и конусность шатунной шейки коленчатого вала

Устранить износ шейки вала путем тщательной шлифовки и полировки

Увеличенный зазор между поршневым пальцем и бобышками поршня или втулкой

Заменить поршневой палец или втулку верхней головки шатуна




Большой зазор между шатунной шейкой коленчатого вала и вкладышами головки шатунов

Отрегулировать зазор прокладками или перезалить вкладыши




Выход из строя шарикоподшипников коленчатого вала

Заменить неисправный подшипник




13. Стук в приводе компрессора

Ослабление шпонки, закрепляющей привод на валу компрессора

Заменить шпонку

Ослабление затяжки болтов в приводе

Подтянуть болты или заменить их




14. Подгар одной коллекторной пластины из группы пластин, приходящихся на один паз якоря.

Расстройство коммутации из-за применения щеток различных марок, нарушение цепей добавочных полюсов, неправильной шлифовкой рабочей поверхности коллектора.

Замените щетки, проверьте и подтяните соединения добавочных полюсов, прошлифуйте или проточите коллектор. Проверьте нажатие на щетки.

15. Подгар групп коллекторных пластин, расположенных равномерно по окружности коллектора.

Местное выступание пластин коллектора, вследствие длительного нахождения машины под током.

Подтяните гайки коллектора, обточите и прошлифуйте его рабочую поверхность, профрезеруйте канавки между коллекторными пластинами.

16. Перегрев и распайка коллектора.

1.Нарушение вентиляции электродвигателя, применение щеток, имеющих повышенный коэффициент трения.

Очистите вентиляционные сетки, замените щетки.

2.Нарушение эл. цепи магнитной системы.

Устраните неисправность.




3.Повышенное давление на щетки.

Отрегулируйте нажатие на щетки.



17. Сильное искрение под щетками без подгара пластин коллектора.

Неудовлетворительная коммутация, в основном, по изложенным выше причинам, а также из-за пульсации нагрузки.

Очистите коллектор, проверьте состояние электрических цепей обмоток и пайки, якоря в петушках. Нагрузку.

18. Повышенный нагрев подшипника.

Недостаток или избыток смазки, повреждение подшипника, смещение различных марок смазки. Наличие воды в смазке, загрязнение подшипников.

Выясните и устраните дефект.

19.Пониженное сопротивление изоляции.

1.Попадание в электродвигатель влаги или масла.

Продуйте сухим сжатым воздухом.

2.Загрязненность или замасливание поверхности изоляционных элементов электродвигателя.

Произведите очистку от влаги, масла и пыли и при необходимости просушите.




20. Проворот внутренней обоймы подшипника на валу с порчей посадочной поверхности шейки вала.

Заклинивание роликов вследствие перегрева или поломки подшипника.

В зависимости от степени повреждения вала проточите и посадите переходное кольцо, зачистите задиры.

21. Выход подшипника из строя.

Повышенная вибрация.

Замените подшипники. Устраните причину повышенной вибрации.

22. Ослабление продольного бандажа якоря.

Усадка и усушка изоляции обмотки и подбандажной изоленты.

Смените бандаж.