Файл: Занятие 2 Тема Характеристика и механизм действия гидрофобных гормонов. Регуляция водноминерального обмена Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДУЛЬ

Регуляция обмена веществ. Гормоны.

Занятие 2

Тема Характеристика и механизм действия гидрофобных гормонов. Регуляция водно-минерального обмена
Цель занятия

-знать химическое строение, метаболические эффекты кортикостероидных гормонов;

-знать биосинтез и влияние на обмен веществ тиреоидных гормонов:

-иметь представления о строении и влиянии на обмен веществ половых гормонов;

-уметь решать ситуационные задачи;

-знать современные представления о биологической роли воды и минеральных веществ в организме человека;

-сформировать представления о современных механизмах регуляции водно-минерального обмена;

-знать проявления некоторых нарушений синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен кальция и фосфора (гипо- и гиперпаратиреоидизм, рахит);

-Необходимый исходный уровень

Из курса неорганической и органической химии студенты должны знать:

-характеристику основных катионов и анионов Na+, K+, Ca2+, Mg2+,Cl-, HCO3-, фосфатов;

-строение витамина Д и его призводного - кальцитриола.

Из курса гистологии студенты должны знать:

-классификацию гормонов

-место синтеза и механизмы секреции гормонов

Из курса физиологии студенты должны знать:

-основные принципы функционирования эндокринной системы

-принципы синтеза и секреции гормонов

-строение почек;

-механизмы ультрафильтрации и реабсорбции.

-работу K+,Na+-ATФазы.

Вопросы для самоподготовки

  1. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин). Биосинтез, механизм действия, влияние на обмен веществ, катаболизм.

  2. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Эндемический зоб, микседема, кретинизм, Базедова болезнь.

  3. Гормоны коры надпочечников: глюкокортикоиды и минералокортикоиды. Строение, механизм действия, влияние на обмен веществ, катаболизм.

  4. Глюкокортикоиды - лекарственные препараты, механизм их противовоспалительного и антиаллергического действия

  5. Половые гормоны: эстрогены и андрогены. Химическая природа, механизм действия, влияние на обмен веществ.

  6. Синтетические анаболические стероиды в качестве лекарственных препаратов.

  7. Физиологическая роль и распределение воды в организме (внутриклеточная и внеклеточная жидкости). Состояние воды в тканях (свободная, связанная).

  8. Потребность организма в воде. Поступление и выведение воды.

  9. Водный баланс. Нарушение обмена воды. Гипергидратация и дегидратация тканей. Полиурия при сахарном и несахарном диабете.

  10. Электролитный состав биологических жидкостей. Основные внутри- и внеклеточные катионы и анионы (Na+, K+, Mg++, Cl-, HCO3-, фосфаты).

  11. Роль вазопрессина и альдостерона в регуляции осмотического давления и объема внеклеточной жидкости. Предсердный натрийуретический фактор и его роль в регуляции водно-солевого обмена.

  12. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система – важнейший фактор сохранения постоянства объема внеклеточной жидкости и крови.

  13. Биологическая роль минеральных солей. Поступление и выведение солей из организма. Депо минеральных веществ.

  14. Фосфорно-кальциевый обмен. Функции ионов Са++ и Р в тканях. Роль витамина Д в обмене кальция. Гормональная регуляция фосфорно-кальциевого обмена паратирином, кальцитонином и производным витамина Д (1,25 – диоксихолекальциферолом (1,25-(-ОН)23)).



Вопросы для самоконтроля

    1. Продолжить заполнение таблицы по теме «Гормоны» (см. предыдущее занятие)

Название гормона, строение, место выработки

Механизм действия, посредник

Ткани- мишени

Метаболические эффекты

Нарушения функции

Белки

Жиры

Углеводы

Прочие

Гипер-

функция

Гипо

функция

Кальцитриол

Альдостерон

Тироксин

Т3

Кортизол

эстрогены иандрогены


























    1. Ответить на следующие вопросы:

  1. Какое действие будут оказывать тиреоидные гормоны на клетки в присутствии ингибиторов транскрипции или трансляции?

  2. Что представляет собой 17- кетостероиды?

    1. Написать формулу, свойства и функции витамина Д; источники и суточную потребность кальциферола.

    2. Решите ситуационные задачи:

  1. При обследовании больных с явлениями гиперкортицизма используют функциональную пробу с нагрузкой дексаметазоном (структурный аналог кортизона ). Как изменится концентрация 17- кетостероидов в моче пациента после введения дексаметазона, если причинами гиперкортицизма является:

а) гиперпродукция кортикотропина

б) гормонально-активная опухоль надпочечников

  1. . Анаболические стероиды - синтетические производные андрогенов, почти лишены андрогенных свойств, но стимулируют процессы тканевого дыхания, окислительного фосфорилирования, синтеза белка. Целесообразно ли их применение спортсменами для стимуляции развития мускулатуры?

  2. О недостаточности каких гормонов может свидетельствовать обнаружение у больного устойчивого повышения экскреции с мочой ионов натрия и хлора?

  3. Врач обнаружил у больного тиреотоксикозом следующие симптомы: повышение основного обмена, увеличение поглощения кислорода и выделение углекислого газа, гипергликемию, азотемию. Объясните механизм метаболических сдвигов.

  4. В процессе длительного лечения мочегонными препаратами у больного появилась слабость, нарушение ритма сердца. Какие показатели водно-солевого обмена следует определить у больного? Почему могут изменяться эти показатели в данной ситуации?

  5. У мужчины 23 лет при проведении хирургической операции по удалении опухоли из верхнего отдела передней доли гипофиза был затронут перешеек задней доли гипофиза. В послеоперационном периоде функции задней доли гипофиза нормализовались, однако у пациента наблюдалась полиурия. Как можно объяснить появление полиурии у данного пациента?

  6. У 4- месячного ребенка ярко выражены явления рахита. Расстройств пищеварения не наблюдается. Ребенок много находится на солнце. В течение 2 месяцев ребенок получает витамин Д3, однако проявление рахита не уменьшились. Чем можно объяснить появление рахита у этого ребенка?


Основная учебная литература

1. Чиркин, А.А. Биохимия: Учебное руководство/ А.А. Чиркин, Е.О. Данченко. - М.: Мед. лит., 2010.-624 с.

Дополнительная литература

  1. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С. Е. Северина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 624 с.

  2. Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера. В трех томах. / Д.Нельсон, М Кокс. -М.: Бином. Лабораторные знания, 2011.- т.1 -682 с.

  3. Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера. В 3 т. Т.2: Биоэнергетика и метаболизм / Д.Нельсон, М Кокс; пер. с анг. -М.: Бином. Лабораторные знания, 2014. -636с.