Файл: В наши дни общество промышленноразвитых стран находится в очередной стадии развития, которая характеризуется повышенной ролью знания во многих сферах общественной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В наши дни общество промышленно-развитых стран находится в очередной стадии развития, которая характеризуется повышенной ролью знания во многих сферах общественной жизни. В таком обществе роль действий по получению, обработке и сортировке информации существенно выше, чем на предыдущих стадиях общественного развития.

Объемы потоков информации постоянно увеличиваются, и возникает потребность в создании автоматических средств ее обработки. В данных автоматических или механических устройствах реализованы некоторые свойства к распознаванию, оценке, сортировке информации, ранее присущие только человеку, если исключить возможность существования внеземного разума.

Философия изучает процессы познания окружающей действительности человеком и влияние знаний на формирование сознания, действий, убеждений. В связи с этим в философской науке рассматриваются теоретические и потенциальные возможности машин, компьютеров, систем искусственного интеллекта познавать окружающий мир, мыслить, взаимодействовать и общаться с человеком.

Наука об искусственном интеллекте сравнительно молода, так как зародилась позже подавляющего большинства других наук в 1956 году в рамках семинара в Принстонском университете. Участники семинара рассматривали вопросы алгоритмов познания и нейронных сетей. Они и договорились назвать новую область исследований искусственным интеллектом.

Данная наука переживала свои периоды спада и подъема, обусловленные главным образом развитием технологий. Если в 1956 году наука зародилась в условиях господства индустриального способа производства, то в середине 70-х годов началось становление, нового, постиндустриального способа производства, для которого характерно более интенсивное применение автоматики, достижений кибернетики и робототехники. Расширение эмпирической базы для исследований внесло свои коррективы в понимание сущности искусственного интеллекта.

Но, однозначного общепринятого определения термина искусственный интеллект не существует. Помимо молодости и бурного развития науки следует отметить отсутствие единого понимания такого феномена как интеллект с точки зрения его сущности, составляющих, форм и механизмов проявления в других науках.

Пол Маккарти, основатель науки об искусственном интеллекте Пол Маккарти считал, что искусственный интеллект следует считать наукой и технологией разработки интеллектуальных машин, в частности интеллектуальных компьютерных программ. Наука связана с похожими задачами применения компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но она не ограничивается применением методов наблюдения за биологическими процессами.


Под интеллектом понимается вычислительная, аналитическая часть способности к достижению целей в мире. Различные виды и уровни интеллекта встречаются среди людей животных и машин.

Мы проанализируем несколько определений и взглядов на сущность и механизм действия искусственного интеллекта. Так, участники Российской ассоциации искусственного интеллекта дают несколько определений ИИ. Согласно первому, его следует направлением науки “в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными”.

Согласно второму, под ИИ понимают “свойство интеллектуальных систем выполнять функции, традиционно считающиеся прерогативой человека”. Под интеллектуальной системой понимают техническую или программную систему, способную решать творческие задачи конкретной предметной области, сведения о которой лежат в памяти этой системы. В систему входят база знаний, средство решения и интерфейс, позволяющий общаться с системой без программ ввода данных. Согласно третьему, го считают отдельной наукой, из комплекса компьютерных наук, задачей которой является воссоздание разумных рассуждений и действий с помощью вычислительных систем. В этом случае, она понимается также как и наука о создании моделей разумного поведения.

Также он может пониматься как совокупность существующих в настоящее время интеллектуальных систем и методов, которые используются для решения различных задач.

Механизм действия искусственного интеллекта зависит от критериев разумности и понимания его создателями механизмов действия интеллекта. Например, тест Тьюнинга предполагает, что машина должна вести себя как человек, если она разумна. Согласно тесту человек разговаривает с машиной и с другим человеком и определяет, кто ему отвечает. Если он принимает машину за человека, значит машина разумна. Диалог ведется в форме переписки.

Механизм действия искусственного интеллекта может быть основан на символьном подходе, когда машине дается упрощенное символьное представление и сущности и смысле объекта реальности, и она наделяется способностью формулировать новые правила при выполнении задач.

При логическом подходе моделируется или имитируется ход логических рассуждений. В приложении Б содержится информация о тестировании степени человекоподобного поведения компьютерных программ в компьютерной игре. Программе задается набор правил и условий без жесткого алгоритма действия.



При агентно-ориентированном подходе, интеллект рассматривается как способность делать вычисления как часть процесса решения машиной поставленных задач. Такая машина воспринимают окружающий мир при помощи датчиков, принимает решение и воздействует на окружающую среду своими средствами. Пример и короткое описание агентно-ориентированной системы обработки сведений в серверных компьютерах представлен в Приложении А.

При создании искусственного интеллекта может применяться моделирование рассуждений. В таком случае создаются системы символов, в начале которых поставлена задача, а решение задачи должно быть результатом обработки символов.

Особое направление в науке об искусственном интеллекте представляет собой инженерия знаний. В ней изучаются вопросы получения знаний из информации, их обработки, фильтрации. К таким моделям относятся нейронные сети. Их применяют для решения сложных проблем, таких как распознавание геометрических объектов.

В интеллектуальных машинах предусмотрено и машинное обучение. Оно посвящено получению знаний при работе интеллектуальной системы. Машина может обучаться с учителем, то есть с программой обучения, либо без него. В первом случае применяется классификация и анализ объектов, во втором случае объекты распознаются во входном потоке.

Философские аспекты рассмотрения проблемы искусственного интеллекта необходимо изучать в контексте предмета философии, ее функций и направлений.

Предмет философии четко выделяет ее из системы наук, философия рассматривается как методологическая основа, используемая в любой из них. Поэтому, если отдельные науки изучают лишь фрагменты, элементы, обособленные части реальности, то предмет философии охватывает самые универсальные ее черты, фундамент бытия и познания, выявляя его по результатам исследований конкретных наук, и понимание всей культуры, ее мировоззренческих структур.

Философия нацелена на определение глубинной связи между мельчайшими частицами и частями мира, осознание их единства.

Философия рассматривает уникальность и смысл человеческого существования в мире, отношения человека к сути мироздания, его эволюции, концепции и представления о познании, вопросы нравственности и красоты, сознания, души, философию общества и истории, историю самой философии.

Эта наука включает в себя онтологию (науку про универсальные основы бытия), социальную философию, философскую антропологию (учение о человеке и его роли в мире), теорию познания, этику, эстетику, теорию культуры, историю философии.


Чаще всего выделяют такие функции философии :

· Мировоззреченская. Она обеспечивает понятийное объяснение мира, помогает определиться с жизненными ориентирами, определить смысл и значение жизненных приоритетов;

· Методологическая функция. Философия разрабатывает общий комплекс методов познания и изучения действительности, применяемых во всех науках;

· Прогностическая. Формирует гипотезы о тенденциях развития материи, мира, сознания, мира;

· Критическая. Подразумевает необходимость проверки, верификации существующих научных знаний представлений, анализ знаний и ценностей. Проявляется в оппозиции к воспринимаемой действительности, стремлении человека к совершенствованию мира и самосовершенствованию;

· Аксиологическая. Предполагает оценку изучаемого явления по моральным, общественным, эстетическим, эмоциональным и другим ценностным критериям.

· Познавательная. Исследование и понимание процессов познания дает человеку ориентиры познавательной деятельности, критериями и признаками выбора верной методологии и получения достоверных, знаний, данных информации.

· Логическая функция. Предусматривает создание культуры мышления, независимой и обоснованной позиции в межличностных и межкультурных отношениях.

· Воспитательная функция. Формирует стремление к самосовершенствованию и поиск жизненного смысла.

Теперь сопоставим изложенное. В современных концепциях искусственного интеллекта речь идет о разработке искусственного интеллекта на основе представлений о процессах познания, сформированных в различных науках. Речь идет о восприятии информации, ее сортировке и обработке в соответствии с определенными процедурами. Но, тут же возникает и важный вопрос.

Получая ту или иную информацию, человек не просто усваивает ее, он соотносит ее со своими представлениями о морали, добре, зле, любви и прочими ценностными измерениями. Человек формирует или развивает собственное создание. Будет ли сознание у искусственной системы? У робота? Интеллектуального компьютера или смартфона? Если на данный момент, исследование искусственного интеллекта философами связана преимущественно с познавательной
, логической и методологической функцией философии, то в ближайшем или в отдаленном будущем повысится актуальность философских разработок по всем остальным функциям. Возможно создание разумных существ, у которых будет собственная мораль и отношение к человечеству.

Вышеизложенное указывает на важность субъективной оценки происходящего, наблюдаемого, переживаемого в познавательных процессах в любой форме интеллекта. В этой связи актуально представление о субъективной реальности сознания, ее формировании. Это динамично меняющаяся последовательность состояний разумного существа, прерываемая сном. Субъективная реальность связана с мозгом так, как информация связана с носителем. Характер получаемой информации не зависит от носителя. От него зависит ее обработка и фильтрация.

По сути, вопрос о субъективной реальности это вопрос о способе представления и восприятия информации для самоорганизующейся системы из множества частей, которая параллельно воспринимает множество потоков информации и принимает логическое решение на основе множества критериев.

Научные достижения человечества еще не позволяют создать интеллектуальные машины со сложным комплексным мышлением, восприятием разговорной речи, разветвленной сетью информации воспринимаемой разумом и чувством. Подобные машины, скорее всего, пока существуют лишь в фантастических рассказах и фильмах, вроде “Матрицы”, “Терминатора”, сериала “Startrack Enterprise” (честный офицер звездного флота робот Дельта) и иных.

Однако, уже сейчас философы задумываются о морально-этических последствиях их появления. Задаются вопросы:


· Что отличит человека от машины, которая думает и чувствует?


· Нужно ли наделять юридическими правами системы с искусственным интеллектом?

· Как сложатся отношения человека с рассуждающими машинами? Рассматриваются варианты от взаимной пользы и сотрудничества до уничтожения человечества.


· Следует ли считать перезагрузку ИИ смертью? Будет ли у машины много жизней, будет ли она бессмертной?


· Можно ли перезаписывать чужое сознание, если человек будет клонирован?