Файл: В наши дни общество промышленноразвитых стран находится в очередной стадии развития, которая характеризуется повышенной ролью знания во многих сферах общественной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



· Может ли человек применять искусственный интеллект для расширения собственных знаний?

Философов волнует, какие будут отношения в обществе, состоящем из людей и объектов ИИ? Не сочтут ли они людей существами низшего уровня? Будут ли признавать нормы человеческого поведения?

Решение указанных проблем будет зависеть от формирования субъективной реальности объектами ИИ, формирования их сознания, соотношения объективного и субъективного в их мышлении, рационального и эмоционального [8]. Но, достижения современной дисциплины искусственного интеллекта не позволяют дать ответы на эти принципиальные вопросы. Но, ведь истина, как конечный результат познания, формируется не только в результате объективных рациональных суждений, но и в результате ценностных, моральных, аксиологических оценок.

Дело в том, что современные системы ИИ созданы на основе редукционистского подхода. При их создании учитывались в основном представления о процессе рационального познания, рационального отбора, фильтрации, верификации сведений, гипотез. Социальные критерии не закладывались. Отображалась лишь одна сторона, естественного интеллекта из множества сложных самоорганизующихся элементов.

Подобный поверхностный взгляд на проблему ИИ выделил несколько ее сторон. Во-первых, необходимость придерживаться схем работы техники, достоверно имитирующих разум в принятии решений. Во-вторых, создание алгоритмов и программирование этой техники на функционирование, рассматриваемое как разумное. В-третьих, применение в упомянутых алгоритмах и программах интеллектуальных процедур оперирования знаниями, знаками и символами.

То есть в научной среде существует обоснованное мнение, что ИИ следует разрабатывать главным образом для воспроизведения создания человеческим разумом оригинальных программ собственной творческой деятельности.

В отличие от науки об искусственном интеллекте или информатики, философия рассматривает данные вопросы в более широком контексте. Считается, что существо наделенное интеллектом познает окружающий мир при практической деятельности, направленной на его преобразование, что оно действует в существующих условиях бытия, которые воспринимает и оценивает, выбирает приемлемые решения и действия.

Тут весьма уместно упомянуть марксистский тезис о том, что бытие определяет сознание. Вышеупомянутые узкие научные подходы к исследовании ИИ обусловлены ограниченной сферой применения вычислительной техники в 70-е, 80-е годы, когда их использовали главным образом в экспертных системах и при сложных вычислениях. Эволюция и распространение информационно-коммуникационных технологий привела к созданию новой среды обитания человека и действия человека, часто определяются этой средой.


Отношение человека к действительности изменилось, так как была создана искусственная реальность. Это новая сфера объективной действительности, которая осваивает человек. В рамках теории познания следует рассматривать функционирование виртуальной среды как способа познания реальности людьми и искусственным интеллектом.

Компьютеры накапливают свои знания, обрабатывая и сохраняя многочисленные потоки информации, по множеству критериев, полученных от людей. Человек действуя в виртуальной среде, сознательно или несознательно изменяет и познает ее. Он формирует собственные представления о взаимодействии с искусственным интеллектом. Развивающийся искусственный интеллект тоже формирует свои процедуры действия в этой среде.

Исходя из этого, автор соглашается с мнением Андреевой, что верное представление об ИИ может быть только при применении философских категорий, дающих основы общемировоззренческих принципов, лежащий в основе всей практической деятельности.

Именно философия как наука дает такую возможность благодаря онтологическим, бытийным, бытовым характеристикам философских проблем как бытийное основание, сущностное значение для личности, фундаментальности, синтезу инвариантного и вариативного. Философия рассматривает ИИ не просто, как средство или совокупность процедур познания какого-то объекта реальности для текущих вычислительных задач, а с позиций изучения сознания.

Благодаря универсальности своей методологии, своей логической, познавательной и воспитательной функции, аксиологической функции, философия предлагает широкий, комплексный взгляд на изучение искусственного интеллекта.

Это в свою очередь позволяет заблаговременно ставить актуальные проблемы формирования социума, состоящего из людей и объектов искусственного интеллекта, проблемы их взаимоотношений, нравственных и моральных норм.

Наука об искусственном интеллекте рассматривает его с точки зрения изучения процессов познания, то есть получения, обработки, фильтрации информации, принятия решений.

Философское рассмотрение проблем искусственного интеллектам тесно связано с познавательной, методологической и логической функциями философии. Первая функция создает основополагающие концепции познавательного процесса, которые применяют для моделирования при создании ИИ. Методологическая функция обеспечивает общенаучную методологию для изучения, логическая функция позволяет имитировать процессы разумного решения в компьютерных и других технических системах.



Комплексный подход и морально-этическая сторона философии позволяет сформировать проблемы будущего общества, в котором взаимодействуют объекты ИИ и люди. Например, с точки зрения этики, права, правил поведения в социуме, принципов контактов.

В отличие от других наук философия позволяет сформировать комплексный взгляд на многогранные процессы зарождения и трансформации сознания в рамках объектов искусственного интеллекта, которая включает не только познавательные, но и ценностные, моральные аспекты.