Файл: дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 6
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика 2»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Екатерина Викторовна Симонова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901г













Преподаватель

Светлана Анатольевна Анфисова

Анна Юрьевна Козлова

Елена Анатольевна Сидякина







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2022


Практическое задание 6: Решите кейс-задачи:

Задача 1. Педагоги понимают, что социально-педагогическая запущенность и эмоциональная депривация ребенка с комплексным дефектом в условиях семьи – неблагоприятный фактор его развития. Особенности материнского отношения к ребенку со сложными нарушениями в развитии усложняют данный процесс. Как помочь выбрать оптимальное направление работы и познакомить родителей с ее содержанием? Как предупредить различные искажения родительского отношения?


Решение задачи:

Чтобы выбрать оптимальное направление работы, необходимо повести диагностику семьи и ребенка. Таки образом, нарисуется портрет семьи с трудностями и ресурсами, которые можно использовать в работе. Когда будет понятна система воспитания в семье, прорисуются психологические портреты родителей, можно составить план работы с семьей. В приоритете будет психотерапия мамы и обоих родителей.

Познакомить родителей с направлениями работы на личной консультации. Во время консультации не жалеть, а делать упор на сильные стороны ребенка, семьи, на возможности, которые есть у родителей и ребенка.

Чтобы предупредить искажение родительского отношения к ребенку, необходимо с первых дней, как только родители узнали о дефекте (возможно, еще во время беременности), проводить с родителями систематические консультации. Маме предложить психотерапию. Обоих родителей направить к психологу. Составить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребенка. Научить родителей выдерживать нагрузки: психологические и физические. Научить делегировать свои обязанности, выстроить режим дня и правила новой жизни.
Задача 2. Педагог планирует организовать работу с родителями детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями. Какие задачи следует ставить в процессе работы с родителями детей со сложными и множественными нарушениями? Какие следует предложить формы работы с семьей? Сформулируйте направления психолого-педагогической помощи членам семьи проблемного ребенка.

Решение задачи:

Задачи работы с родителями:

  1. Информирование родителей о целях и задачах своей работы.

  2. Познакомить родителей с особенностями развития, воспитания и обучения дошкольника.

  3. Рассказать родителям, на какие сохранные функции будет опираться педагог при своей работе (например, при нарушении зрения и сохранном слухе, опора идет на слуховое восприятие).

  4. Настроить родителей на совместную работу. То, что педагог делает во время занятий, закреплять дома.

  5. После занятия давать обратную связь родителям с акцентом на том, что удалось, сто получилось. Что может получится, если мы продолжим работать вместе: специалисты и родители.

  6. Рассказать родителям о перспективах работы с ребенком.

  7. Поддерживать родителей в моменты стресса, отчаяния.

  8. Организовывать совместные мероприятия родителей и детей.


Формы работы с семьей:

  1. Индивидуальные консультации.

  2. Посещение ребенка на дому с целью показать родителям, как можно в домашних условиях создать среду для развития ребенка.

  3. Тренинги для родителей.

  4. Круглые столы со специалистами.

Направления психолого-педагогической помощи:

  1. Психологическая поддержка семей, построение гармоничных детско-родительских отношений.

  2. Логопедическая, педагогическая помощь родителям, в том числе, консультирование.

  3. Разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи.

  4. Предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов в социуме.

  5. Анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу.

  6. Информационно-просветительская работа с родителями (семинары, практикумы, тренинги).


Задача 3. Дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросу «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц со сложными и множественными нарушениями». Объясните, что включает понятие «психолого-педагогическое сопровождение семей»? Необходимо ли тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с детьми со сложными и множественными нарушениями в семье?

Решение задачи:

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагога, дефектолога, логопеда, реабилитолога по созданию оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.

Тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе со сложными и множественными нарушениями в семье необходимо. Так как помощь ребенку нужно оказывать не только в семье или ДОУ, или на специальных коррекционных занятиях, а всесторонне, закрепляя новые знания в семье, в группе ДОУ. Это обеспечит более прочное усвоение знаний, более эффективное формирование новых умений.



1 Оставить нужное