ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 6
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика 2»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Екатерина Викторовна Симонова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901г | |
| | |
Преподаватель | Светлана Анатольевна Анфисова Анна Юрьевна Козлова Елена Анатольевна Сидякина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 6: Решите кейс-задачи:
Задача 1. Педагоги понимают, что социально-педагогическая запущенность и эмоциональная депривация ребенка с комплексным дефектом в условиях семьи – неблагоприятный фактор его развития. Особенности материнского отношения к ребенку со сложными нарушениями в развитии усложняют данный процесс. Как помочь выбрать оптимальное направление работы и познакомить родителей с ее содержанием? Как предупредить различные искажения родительского отношения?
Решение задачи:
Чтобы выбрать оптимальное направление работы, необходимо повести диагностику семьи и ребенка. Таки образом, нарисуется портрет семьи с трудностями и ресурсами, которые можно использовать в работе. Когда будет понятна система воспитания в семье, прорисуются психологические портреты родителей, можно составить план работы с семьей. В приоритете будет психотерапия мамы и обоих родителей.
Познакомить родителей с направлениями работы на личной консультации. Во время консультации не жалеть, а делать упор на сильные стороны ребенка, семьи, на возможности, которые есть у родителей и ребенка.
Чтобы предупредить искажение родительского отношения к ребенку, необходимо с первых дней, как только родители узнали о дефекте (возможно, еще во время беременности), проводить с родителями систематические консультации. Маме предложить психотерапию. Обоих родителей направить к психологу. Составить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребенка. Научить родителей выдерживать нагрузки: психологические и физические. Научить делегировать свои обязанности, выстроить режим дня и правила новой жизни.
Задача 2. Педагог планирует организовать работу с родителями детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями. Какие задачи следует ставить в процессе работы с родителями детей со сложными и множественными нарушениями? Какие следует предложить формы работы с семьей? Сформулируйте направления психолого-педагогической помощи членам семьи проблемного ребенка.
Решение задачи:
Задачи работы с родителями:
-
Информирование родителей о целях и задачах своей работы. -
Познакомить родителей с особенностями развития, воспитания и обучения дошкольника. -
Рассказать родителям, на какие сохранные функции будет опираться педагог при своей работе (например, при нарушении зрения и сохранном слухе, опора идет на слуховое восприятие). -
Настроить родителей на совместную работу. То, что педагог делает во время занятий, закреплять дома. -
После занятия давать обратную связь родителям с акцентом на том, что удалось, сто получилось. Что может получится, если мы продолжим работать вместе: специалисты и родители. -
Рассказать родителям о перспективах работы с ребенком. -
Поддерживать родителей в моменты стресса, отчаяния. -
Организовывать совместные мероприятия родителей и детей.
Формы работы с семьей:
-
Индивидуальные консультации. -
Посещение ребенка на дому с целью показать родителям, как можно в домашних условиях создать среду для развития ребенка. -
Тренинги для родителей. -
Круглые столы со специалистами.
Направления психолого-педагогической помощи:
-
Психологическая поддержка семей, построение гармоничных детско-родительских отношений. -
Логопедическая, педагогическая помощь родителям, в том числе, консультирование. -
Разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи. -
Предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов в социуме. -
Анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу. -
Информационно-просветительская работа с родителями (семинары, практикумы, тренинги).
Задача 3. Дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросу «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц со сложными и множественными нарушениями». Объясните, что включает понятие «психолого-педагогическое сопровождение семей»? Необходимо ли тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с детьми со сложными и множественными нарушениями в семье?
Решение задачи:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагога, дефектолога, логопеда, реабилитолога по созданию оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.
Тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе со сложными и множественными нарушениями в семье необходимо. Так как помощь ребенку нужно оказывать не только в семье или ДОУ, или на специальных коррекционных занятиях, а всесторонне, закрепляя новые знания в семье, в группе ДОУ. Это обеспечит более прочное усвоение знаний, более эффективное формирование новых умений.
1 Оставить нужное