Файл: Масла, перед тем, как они будут введены в эксплуатацию, постоянно подвержены опасности загрязнения водой во время транспортировки и хранения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Масла, перед тем, как они будут введены в эксплуатацию, постоянно подвержены опасности загрязнения водой во время транспортировки и хранения.
На стоящих вертикально емкостях (особенно бочках) при хранении или при погрузке на открытом воздухе на поверхности может скапливаться вода, которая при изменении температуры будет буквально всасываться по резьбе отверстия.
Во время работы вода попадает в масло через отверстия резервуаров, по изношенным поршневым штокам цилиндров и через уплотнения, а также в виде конденсата из воздуха. В целом конденсат – это наиболее распространенная причина проникновения воды в масло в процессе работы.
Особенно в мобильной технике и оборудовании, которое находится на открытом воздухе, водяной пар конденсируется при каждом охлаждении резервуара. В резервуарах, находящихся в состоянии покоя, это часто приводит к образованию ржавчины и последующим проблемам коррозии, особенно выше уровня масла. Как только в масло попадает повышенное количество воды, начинается рост микроорганизмов. Прямым последствием этого становится образование осадка и изменение вязкости. Первыми признаками этого являются неприятный запах и изменение цвета (помутнение масла).
Сегодня формирование требований к физико-химическим и эксплуатационным свойствам смазочных материалов основывается на широко известных и практически применяемых классификациях и спецификациях, в которых важнейшие характеристики смазочных материалов заданы в виде результатов испытаний по известным (в большинстве случаев стандартизованным) методам. Это позволяет всем заинтересованным сторонам (изготовителям смазочных материалов, машиностроителям, потребителям их продукции) обмениваться достаточно полной и единообразно понимаемой информацией о свойствах смазочных материалов, целесообразном ихьиспользовании.
Целью дипломной работы является изучение влияния воды на эксплуатационные свойства индустриального масла, проведение эксперимента по
определению содержания воды в индустриальном масле, расчет себестоимости
анализа.
[18]
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
-
Литературный обзор
С автомобильными смазочными материалами мы сталкиваемся постоянно. Даже если автомобиля нет, на прилавках соответствующих отделов супермаркетов постоянно попадаются на глаза разноцветные канистры.
Ничуть не меньше по объему, нефтеперерабатывающие предприятия производят технические жидкости промышленного назначения. К ним относятся: масло индустриальное и трансформаторное.
Все эти продукты производятся из естественного углеводородного сырья, то есть из нефти. Хотя правильно будет сказать – не производятся.
Эти технологии относятся к нефтепереработке, и делятся на три основных направления:
-
компаундированное производство (встречается довольно редко); -
дистиллятный способ: перегонка мазута в вакууме и при высокой температуре; -
остаточная технология (так называемая деасфальтизация гудрона).
Индустриальные масла представляют собой смазочные материалы средней и малой вязкости, полученные из нефтепродуктов методом дистилляции. Такие масла используются как охлаждающие жидкости, смазка в коробках передачразличных механизмов, а также в роли основы для технологических смазок разного назначения. К индустриальным маслам предъявляется более скромный список требований, чем к другим видам смазочных материалов Дело в том, что в отличие от транспорта и технических средств, станки и другие стационарные механизмы меньше нагреваются, но требуют больших заправочных объемов. Щадящий температурный режим в закрытых помещениях существенно снижает требования к характеристикам индустриальных масел. Поэтому для смазывания промышленного оборудования целесообразно использовать дешевые минеральные масла без большого количества присадок.
Классификация индустриальных масел в зависимости от назначения и состава индустриальные масла делятся на группы.
Масла общего назначения используются для смазки высокоскоростных механизмов, направляющих скольжения станков, гидросистем, а также зубчатых, винтовых, червячных и других передач промышленного оборудования. К индустриальным маслам специального назначения предъявляется более широкий список требований. В дополнение к вязкости, плотности и другим стандартным характеристикам, специальную смазку нормируют по эмульгируемости, липкости, степени чистоты, смываемости и ряду других параметров. По своему составу индустриальные масла подразделяют на следующие группы:
-
без присадок; -
с антиокислительными и антикоррозионными присадками; -
с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками; -
с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками; -
антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками.
Российская маркировка технологических масел включает в себя четыре группы символов. Первая — буква «И», означает «индустриальное», следующая группа информирует о назначении масла, а третья — о составе. Четвертый набор знаков состоит из цифр и указывает на класс вязкости смазки.
Сфера применения индустриальных масел зависит от их состава и вязкости. Для смазки контрольно-измерительных приборов (КИП) и других механизмов, детали которых не подвержены коррозии используются маловязкие масла без присадок или с их минимальным набором. Густыми, высокоадгезионными маслами смазывают движущиеся части открытых узлов, например, цепные приводы и зажимные механизмы. Масла с присадками, исключающими рывки при страгивании пары повышают точность работы и предотвращают колебания в тихоходных механизмах. При этом индустриальные масла каждой группы лучше подходят для решения определенного ряда задач:
-
группа А - для закалки и воронения изделий из черного металла, а также для упаковки готовой продукции металлообработки. Используются при полировке, шлифовке и притирке деталей абразивными порошками; -
группа В - для смазки опалубки, жирования кож, выступают в роли охлаждающей жидкости при обработке металла; -
группа С - для смазки для механизмов промышленного оборудования с узлами из антифрикционных сплавов меди, алюминия, серебра и других цветных металлов; -
группа Д - для смазки подшипников и редукторов, выступают в роли гидравлических жидкостей для промышленного оборудования; -
группа Е - для смазки направляющих, а также в гидравлических конструкциях. Такие масла предотвращают рывки при страгивании пары, что обеспечивает точное позиционирование элементов механики и позволяет исключить колебания в процессе работы тихоходных механизмов.
Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «лукойл» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).
По способу производства различают три вида индустриальных масел:
-
дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности; -
остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности; -
компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.
Индустриальные масла изготовляются в соответствии по ГОСТ 20799 – 88.
Настоящий стандарт распространяется на индустриальные масла подгруппы А, представляющие собой очищенные дистиллятные и остаточные масла или их смеси без присадок, применяющиеся в машинах и механизмах промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел, а также в качестве гидравлических жидкостей и базовых масел.
Марки индустриальных масел предствлены в таблице 1.
Таблица 1 – Марки индустриальных масел
Марка масла | Код ОКП | Обозначение по Гост 17479.4 |
И – 5А | 02 5341 0101 | И – Л – А – 7 |
И – 8А | 02 5341 0102 | И – Л – А – 10 |
И -12А | 02 5341 0103 | И – ЛГ – А – 15 |
И -12А1 | 02 5341 0108 | И – ЛГ – А – 15 |
И -20А | 02 5341 0104 | И – Г – А – 32 |
И – 30А | 02 5341 0105 | И – Г – А – 46 |
И – 40А | 02 5341 0106 | И – Г – А – 68 |
И – 50А | 02 5341 0107 | И – Г – А - 100 |
По физико – химическим показателям индустриальные масла должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 2.
Таблица 2 – Физико – химические показатели индустриального масла
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||||||||
И-5 А | И-8А | И-12А | И-12А | И-12А1 | И-30А | И-40А | И-50А | |||
Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с | 6-8 | 9-11 | 13-17 | 13-17 | 29-35 | 41-51 | 61-75 | 90-110 | По ГОСТ 33 или приложению А [1] | |
Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362 | |
Зольность, %, не более | 0,005 | 0,005 | 0,005 | 0,005 | 0,005 | 0,005 | 0,005 | 0,005 | По ГОСТ 1461 | |
Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей, %, не более | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | По ГОСТ 1437 или приложению А [2] | |
Содержание механических примесей | Отсутсвие | По ГОСТ 6370 | ||||||||
Содержание воды | Следы | По ГОСТ 2477 | ||||||||
Плотность при 20°С, кг/м3 не более | 870 | 880 | 880 | 880 | 890 | 890 | 900 | 910 | По ГОСТ 3900 | |
Температура заствания °С, не выше | -18 | -15 | -15 | -30 | -15 | -15 | -15 | -15 | По ГОСТ 20287 | |
Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,5 | По ГОСТ 20284 | |
Тепература вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 140 | 150 | 170 | 165 | 200 | 210 | 220 | 225 | По ГОСТ 4333 | |
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,30 | 0,40 | 0,40 | 0,40 | По ГОСТ 18136, ГОСТ 15886, пп. 3.2 и 3.4 настоящего стандарта | |
Приращение смол, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | ||
Содержание растворителей в маслах селективной очистки | Отсутсвие | По ГОСТ 1057 или ГОСТ 1520 | ||||||||
Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очистки | Отсутствие | — | — | — | — | — | — | По ГОСТ 6307 |
По согласованию изготовителя с потребителем и при заявке на масла с температурой застывания ниже предусмотренной требованиями настоящего стандарта допускается изготовлять индустриальные масла с деп-рессатором, а также масла с температурой застывания не выше минус 10 °С для масел, применяемых в период с 1 апреля по 1 сентября, и для масел бытового назначения, выпускаемых в мелкой фасовке.
Допускается до 2005—01—01 вырабатывать:
-
масло И-5А — с цветом не более 2,0 единицы ЦНТ, температурой вспышки, определяемой в открытом тигле, не ниже 120 °С, приращением кислотного числа окисленного масла не более 0,30 мг КОН на 1 г масла; -
масло И-8А — с цветом не более 2,0 единицы ЦНТ, температурой вспышки, определяемой в открытом тигле, не ниже 130 °С, приращением кислотного числа окисленного масла не более 0,30 мг КОН на 1 г масла; -
масло И-12А — с кинематической вязкостью при 40 °С 13—21 мм2/с, цветом не более 2,5 единицы ЦНТ; -
масло H-12A1 — с кинематической вязкостью при 40 °С 13—21 мм2/с; -
масло И-20А — с кинематической вязкостью при 40 °С 25—35 мм2/с, цветом не более 3,0 единицы ЦНТ, температурой вспышки, определяемой в открытом тигле, не ниже 180 °С, приращением смол не более 3,0 %; -
масло И-30А — с температурой вспышки, определяемой в открытом тигле, не ниже 200 °С, цветом не более 3,5 единицы ЦНТ; -
масло И-40А — с кинематической вязкостью при 40 °С 51—75 мм2/с, цветом не более 4,5 единицы ЦНТ, температурой вспышки, определяемой в открытом тигле, не ниже 200 °С; -
масло И-50А — с кинематической вязкостью при 40 °С 75—95 мм2/с, цветом не более 6,5 единиц ЦНТ, температурой вспышки, определяемой в открытом тигле не ниже 215 °С; -
масло И-20А Новоуфимского НПЗ — с цветом не более 3,5 единицы ЦНТ, кроме применения его в качестве базы для производства моторных масел.
По согласованию с потребителем допускается производство масел, вырабатываемых из казахстанских нефтей, с кислотным числом не более 0,08 мг КОН на 1 г масла.
Арбитражными являются методы по ГОСТ 33, ГОСТ 11362, ГОСТ 1437.
Индустриальные масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве.
Методы испытания:
-
отбор проб — по ГОСТ 2517;
-
стабильность масел против окисления определяют по ГОСТ 18136 при следующих условиях: температура (100+0,5) °С; время испытания 40 ч; скорость подачи воздуха 5 дм3/ч; катализатор — медь марки МО по ГОСТ 859; -
при определении приращения смол после окисления масса навески масла 1 г.