Файл: Образование сокрытое сокровище (Learning The Treasure Within).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот перечень может показаться впечатляющим. Таковым он и является. Однако из этого не следует, что он ведет к чрезмерному насыщению программ. Взаимоотношения между преподавателем и учащимся, изучение среды, в которой живут дети, правильное использование современных средств коммуникации (там, где они существуют) могут в совокупности содействовать личному и интеллектуальному развитию каждого ученика.
В этой схеме обозначены базовые знания - умение читать, писать и считать. Сочетание классического образования и методов внешкольной работы должны дать возможность детям получить доступ к трем компонентам образования: этике и культуре; науке и технике; экономическим и социальным наукам.
Другими словами, образование носит социальный характер, в ходе которого дети открывают и обогащают взаимоотношения с другими людьми, преобретают основы знаний и навыки. Этот процесс должен начинаться в дошкольном возрасте и осуществляться в различных формах в зависимости от ситуации, однако, в нем обязательно должны участвовать семья и община.
На данной стадии анализа, по мнению Комиссии, следует сделать два важных замечания.
Во всем мире базовое образование должно охватить 900 млн. взрослых, являющихся неграмотными, и 130 млн. детей, не посещающих школу, а также более 100 млн. детей, преждевременно покидающих школу. Решение этой огромной проблемы является приоритетной задачей в области оказания технической помощи и организации партнерства в рамках международного сотрудничества. Вполне естественно, базовое образование является проблемой для всех стран, в том числе и промышленно развитых.
Именно начиная с этой ступени образования, следует прививать вкус к учебе, жажду и радость познания, желание и возможность получить доступ к такому образованию, а затем и к непрерывному образованию.
Здесь мы подходим к тому, что является одной из основных трудностей при проведении любой реформы: какую политику следует осуществлять в отношении юношей и девушек, заканчивающих начальное образование, в течение всего периода, предшествующего их вступлению в трудовую жизнь, либо поступлению в высшую школу. Можно ли утверждать, что так называемое среднее образование является в некотором роде «пасынком» при анализе вопросов, связанных с образованием? Оно подвергается многочисленным критическим замечаниям и порождает чувство неудовлетворенности.
Среди факторов, осложняющих работу в этой области, упомянем растущую потребность все большей диверсификации профессиональной подготовки, что ведет к быстрому росту количества учащихся и к перегрузке учебных программ. В связи с этим возникают классические проблемы массового распространения образования, которые трудно решить развитым странам как в финансовом, так и в организационном планах.
Упомянем также неуверенность и тревогу, возникающие после окончания школы, которые усугубляются стремлением во что бы то ни стало получить доступ к высшему образованию по принципу «все или ничего».
Явление массовой безработицы, наблюдающееся во многих странах, лишь усиливает эту тревогу. Комиссия подчеркнула, какие опасения вызывает такое развитие событий, которое ведет как в сельской местности, так и в городах, как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах не только к безработице, но и к недостаточному использованию людских ресурсов.
По мнению Комиссии, эту проблему можно решить только путем широкой диверсификации образования. Подобная ориентация отражает главную заботу
Комиссии о том, чтобы все таланты нашли свое применение, ограничить школьный отсев и позволить многим юношам и девушкам избавиться от чувства отверженности и отсутствия перспектив на будущее.
Предлагаемые решения должны очевидно включать как классические методы, в большей степени ориентированные на развитие абстрактного мышления и выработку концепций, так и методы, предусматривающие чередование обучения в школе с участием в профессиональной или общественной деятельности, что позволяет открыть соответствующие таланты и склонности. В любом случае между всеми этими методами должна быть установлена взаимосвязь, позволяющая исправить слишком часто встречающиеся ошибки при выборе профессиональной ориентации.
Кроме того, по мнению Комиссии, перспектива, позволяющая получить возможность продолжить образование или профессиональную подготовку, изменила бы общее мнение о том, что судьба подростка окончательно решается в возрасте между 14 и 20 годами. Именно в этой перспективе следует рассматривать и проблемы высшего образования.
Прежде всего отметим, что во многих странах наряду с университетами существуют высшие учебные заведения, некоторые из которых участвуют в отборе наиболее способных учащихся, другие же предназначены для того, чтобы в течение 2-4 лет обеспечить узкую и высококачественную профессиональную подготовку. Подобная диверсификация, несомненно, отвечает потребностям общества и экономики как на национальном, так и на региональном уровнях.
Что касается массового характера такого образования в наиболее богатых странах, то эта проблема не может получить приемлемого юридического и социального решения на основе все более жесткого отбора. Одним из основных недостатков подобной ориентации является то, что многие юноши и девушки оказываются вне системы образования, без официально признанного диплома, т.е. оказываются в безнадежной ситуации, поскольку они оказываются без диплома и без профессиональной подготовки, отвечающей потребностям рынка труда.
Таким образом, возникает необходимость управлять контингентом учащихся, который будет ограничен благодаря реформе среднего образования, основные направления которой были предложены Комиссией.
Университеты будут также участвовать в этом процессе, выступая при этом в различных качествах:
• научного учреждения, источника знаний, дающего возможность заниматься теоретическими или прикладными исследованиями, либо подготовкой преподавателей;
• места, где можно получить профессиональную подготовку высокого уровня, сочетающую продвинутые знания и навыки с программами и содержанием образования, находящихся в процессе постоянной адаптации к потребностям экономики;
• учреждения, в наибольшей степени отвечающего задачам непрерывного образования, открывшего свои двери для взрослых, которые желают либо возобновить обучение, либо обогатить и адаптировать имеющиеся у них знания,
либо удовлетворить свое стремление к познанию во всех областях культурной жизни;
• основного партнера в области международного сотрудничества, которое позволяет обеспечить обмен преподавателями и студентами и, благодаря наличию кафедр с международной ориентацией, распространение наиболее совершенных методов преподавания.
Таким образом университет сумеет преодолеть противоречие между двумя областями, которые совершенно напрасно противопоставляют друг другу: государственной службой и рынком труда. Таким образом университет вновь обретет свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в рамках общества в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия. В связи с этим Комиссия считает, что есть все основания предоставить большую автономию университетам.
Сформулировав свои предложения, Комиссия подчеркнула, что эти проблемы имеют особое значение для бедных стран, где университетам предстоит сыграть решающую роль. Университеты, находящиеся в развивающихся странах, должны извлечь уроки из своего собственного прошлого и проанализировать трудности, с которыми столкнулись эти страны, и развернуть исследования, способные помочь решению наиболее острых стоящих перед ними проблем.
Университеты должны разработать новые подходы к развитию, которые позволили бы их странам приступить к подлинному строительству лучшего будущего. Именно университетам этих стран предстоит обеспечить профессиональную и техническую подготовку будущих элит и дипломированных специалистов высокого и среднего уровня, в которых нуждаются их страны, для того чтобы вырваться из порочного круга бедности и отсталости, в котором они оказались в настоящее время.
В этой связи особое значение приобретает разработка новых моделей развития для таких регионов, как страны Африки, расположенные к югу от Сахары, аналогично тому, как это было уже сделано в отношении стран Восточной Азии, учитывая при этом особенности каждой страны.
Успешное осуществление стратегии реформ
Комиссия, отнюдь не недооценивая решение сегодняшних проблем и потребность в адаптации к существующим системам, хотела бы подчеркнуть необходимость подходов, имеющих долгосрочный характер, с тем чтобы успешно осуществить необходимые реформы. Тем самым она настоятельно указывает на то, что слишком большое количество следующих одна за другой реформ убивают реформу как таковую, поскольку они не обеспечивают системе необходимого времени, для того чтобы проникнуться новыми идеями, дать возможность всем действующим лицам стать активными участниками реформ. Кроме того, как показывают имевшие место в прошлом неудачи, многие реформаторы, применяя слишком радикальный или слишком теоретический подход, не учитывали полезные уроки уже имеющегося опыта или отбрасывали положительные достижения прошлого. В этом случае педагоги, родители и учащиеся оказываются дезориентированными и мало расположенными к принятию и осуществлению реформы.
Три основных участника содействуют успеху реформ в области образования: во- первых, местная община, в частности родители, руководители предприятий а педагоги; во-вторых - государственная власть; в-третьих - международное сообщество. В
• основного партнера в области международного сотрудничества, которое позволяет обеспечить обмен преподавателями и студентами и, благодаря наличию кафедр с международной ориентацией, распространение наиболее совершенных методов преподавания.
Таким образом университет сумеет преодолеть противоречие между двумя областями, которые совершенно напрасно противопоставляют друг другу: государственной службой и рынком труда. Таким образом университет вновь обретет свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в рамках общества в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия. В связи с этим Комиссия считает, что есть все основания предоставить большую автономию университетам.
Сформулировав свои предложения, Комиссия подчеркнула, что эти проблемы имеют особое значение для бедных стран, где университетам предстоит сыграть решающую роль. Университеты, находящиеся в развивающихся странах, должны извлечь уроки из своего собственного прошлого и проанализировать трудности, с которыми столкнулись эти страны, и развернуть исследования, способные помочь решению наиболее острых стоящих перед ними проблем.
Университеты должны разработать новые подходы к развитию, которые позволили бы их странам приступить к подлинному строительству лучшего будущего. Именно университетам этих стран предстоит обеспечить профессиональную и техническую подготовку будущих элит и дипломированных специалистов высокого и среднего уровня, в которых нуждаются их страны, для того чтобы вырваться из порочного круга бедности и отсталости, в котором они оказались в настоящее время.
В этой связи особое значение приобретает разработка новых моделей развития для таких регионов, как страны Африки, расположенные к югу от Сахары, аналогично тому, как это было уже сделано в отношении стран Восточной Азии, учитывая при этом особенности каждой страны.
Успешное осуществление стратегии реформ
Комиссия, отнюдь не недооценивая решение сегодняшних проблем и потребность в адаптации к существующим системам, хотела бы подчеркнуть необходимость подходов, имеющих долгосрочный характер, с тем чтобы успешно осуществить необходимые реформы. Тем самым она настоятельно указывает на то, что слишком большое количество следующих одна за другой реформ убивают реформу как таковую, поскольку они не обеспечивают системе необходимого времени, для того чтобы проникнуться новыми идеями, дать возможность всем действующим лицам стать активными участниками реформ. Кроме того, как показывают имевшие место в прошлом неудачи, многие реформаторы, применяя слишком радикальный или слишком теоретический подход, не учитывали полезные уроки уже имеющегося опыта или отбрасывали положительные достижения прошлого. В этом случае педагоги, родители и учащиеся оказываются дезориентированными и мало расположенными к принятию и осуществлению реформы.
Три основных участника содействуют успеху реформ в области образования: во- первых, местная община, в частности родители, руководители предприятий а педагоги; во-вторых - государственная власть; в-третьих - международное сообщество. В
прошлом многие случаи отторжения были вызваны недостаточно активным участием того или иного из упомянутых партнеров. Попытки навязать реформы сверху или со стороны со всей очевидностью продемонстрировали свою несостоятельность. В странах же, где этот процесс в той или иной степени привел к успеху, мы наблюдали активное участие местных сообществ, родителей и педагогов, постоянный диалог и помощь извне, принимавшая различные формы: финансовую, техническую или профессиональную.
Ведущая роль местной общины в успехе осуществления стратегии реформ является очевидной. Участие местной общины в оценке потребностей через диалог с властями и заинтересованными группами внутри общества является первым необходимым этапом для обеспечения расширения доступа к образованию и его совершенствованию.
Продолжение этого диалога с использованием средств массовой информации, проведение дискуссий внутри сообщества, образование и подготовка родителей, подготовка без отрыва от производства педагогов обычно содействует более сознательному подходу к этой проблеме и более высокую способность выбора и развития эндогенных возможностей. Когда общины берут на себя ответственность за свое собственное развитие, они учатся высоко оценивать роль образования как в качестве средства достижения социальных целей, так и желательного улучшения качества жизни.
В этой связи Комиссия подчеркнула преимущества правильно организованной децентрализации, позволяющей повысить ответственность и развить новаторский потенциал каждого учебного заведения.
В любом случае ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов и их активного участия в ее осуществлении. Поэтому Комиссия рекомендует уделять первоочередное внимание социальному, культурному и материальному статусу педагогов.
С педагога много спрашивается, иногда даже слишком много, от него требуют исправить недостатки других учреждений, которые также занимаются вопросами образования и профессиональной подготовки молодежи. От него требуют многого, в то время как внешний мир во все большей степени проникает в школу, в частности через новые средства информации и коммуникации. Учитель имеет дело с молодежью, в меньшей степени находящейся под влиянием семьи и религиозных движений, однако более информированной. Учитель должен принимать во внимание эту новую реальность, если он хочет, чтобы его услышали и поняли его ученики, чтобы привить им вкус к учебе, донести до них мысль о том, что информация - это еще не знания, что для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.
Прав он или не прав, учитель ощущает себя одиноким не только потому, что его деятельность носит индивидуальный характер, но и по причине надежд, которые возлагаются на образование, а также из-за зачастую несправедливой критики, которая обрушивается на него. Он прежде всего хочет, чтобы уважали его достоинство.
Впрочем, большинство педагогов объединены в нередко очень мощные профсоюзные организации, в которых, и этого нельзя отрицать, господствует корпоратистский дух защиты собственных интересов. Это не означает, что не следует развивать диалог между обществом и педагогами, между властями и профсоюзными организациями работников образования, нужно лишь вывести его на новый уровень. Необходимо признать, что достаточно сложно придать новое качество подобному диалогу. Однако
Ведущая роль местной общины в успехе осуществления стратегии реформ является очевидной. Участие местной общины в оценке потребностей через диалог с властями и заинтересованными группами внутри общества является первым необходимым этапом для обеспечения расширения доступа к образованию и его совершенствованию.
Продолжение этого диалога с использованием средств массовой информации, проведение дискуссий внутри сообщества, образование и подготовка родителей, подготовка без отрыва от производства педагогов обычно содействует более сознательному подходу к этой проблеме и более высокую способность выбора и развития эндогенных возможностей. Когда общины берут на себя ответственность за свое собственное развитие, они учатся высоко оценивать роль образования как в качестве средства достижения социальных целей, так и желательного улучшения качества жизни.
В этой связи Комиссия подчеркнула преимущества правильно организованной децентрализации, позволяющей повысить ответственность и развить новаторский потенциал каждого учебного заведения.
В любом случае ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов и их активного участия в ее осуществлении. Поэтому Комиссия рекомендует уделять первоочередное внимание социальному, культурному и материальному статусу педагогов.
С педагога много спрашивается, иногда даже слишком много, от него требуют исправить недостатки других учреждений, которые также занимаются вопросами образования и профессиональной подготовки молодежи. От него требуют многого, в то время как внешний мир во все большей степени проникает в школу, в частности через новые средства информации и коммуникации. Учитель имеет дело с молодежью, в меньшей степени находящейся под влиянием семьи и религиозных движений, однако более информированной. Учитель должен принимать во внимание эту новую реальность, если он хочет, чтобы его услышали и поняли его ученики, чтобы привить им вкус к учебе, донести до них мысль о том, что информация - это еще не знания, что для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.
Прав он или не прав, учитель ощущает себя одиноким не только потому, что его деятельность носит индивидуальный характер, но и по причине надежд, которые возлагаются на образование, а также из-за зачастую несправедливой критики, которая обрушивается на него. Он прежде всего хочет, чтобы уважали его достоинство.
Впрочем, большинство педагогов объединены в нередко очень мощные профсоюзные организации, в которых, и этого нельзя отрицать, господствует корпоратистский дух защиты собственных интересов. Это не означает, что не следует развивать диалог между обществом и педагогами, между властями и профсоюзными организациями работников образования, нужно лишь вывести его на новый уровень. Необходимо признать, что достаточно сложно придать новое качество подобному диалогу. Однако
это является необходимым условием для того, чтобы покончить с ощущением изоляции и фрустрации, присущим педагогам, с тем чтобы все согласились с необходимостью по-новому ставить вопросы и всем вместе содействовать успеху необходимых реформ.
В этой связи следует добавить несколько рекомендаций, касающихся самого содержания подготовки преподавателей: полный доступ к непрерывному образованию, повышение статуса учителей, работающих в области базового образования, более активное внимание педагогов к жизни обездоленных социальных слоев и маргиналов, там где они могут содействовать более успешному приобщению молодежи к жизни в обществе.
Мы призываем также не только обеспечить систему образования хорошо подготовленными учителями и преподавателями, но и необходимыми для качественного образования средствами: книгами, современными средствами коммуникации, созданием надлежащей культурной и экономической среды в школе...
Комиссия, сознавая конкретную реальность сегодняшнего состояния системы образования, уделила много внимания количеству и качеству средств обучения как классических, таких, как книги, или новых, таких, как технические средства информации, которые следует использовать с осторожностью и при активном участии учащихся. Со своей стороны педагоги должны предпринять совместные усилия, в частности в средней школе, направленные на то, чтобы содействовать необходимой гибкости учебных программ. Это позволит избежать многих случаев отсева, выявить качества, присущие учащимся, и таким образом облегчить выбор направления обучения и выявить индивидуальные способности в перспективе непрерывного образования.
С этой точки зрения совершенствование системы образования требует проведения ответственной политики. Нельзя полагаться только на рынок, который якобы способен сам исправить недостатки, полностью положившись на систему саморегулирования.
Комиссия уделила столь большое внимание вопросу о неизменном характере ценностей, требованиям, предъявляемым будущим, долгу педагогов и общества, поскольку она верит в значение тех, кто «делает» политику; только они с учетом всех необходимых элементов в состоянии развернуть общую дискуссию, которая жизненно необходима для системы образования, поскольку это касается нас всех, нашего будущего, поскольку именно образование может содействовать тому, чтобы судьба каждого из нас и всех людей была бы более счастливой.
Все это приводит нас к неизбежной мысли о том, что следует подчеркнуть роль государственных властей, долг которых заключается в том, чтобы четко определить, после проведения широкой консультации со всеми заинтересованными сторонами, соответствующие варианты государственной политики, которые вне зависимости от существующих структур и систем (государственных, частных или смешанных) показали бы пути, заложили основы и главные направления развитой системы образования, обеспечив ее функционирование с учетом необходимых корректировок.
Все принимаемые в этой связи решения, безусловно, имеют финансовые последствия.
Комиссия не недооценивает эту проблему. Она считает, что независимо от сложностей и разнообразия существующих систем, образование является коллективным достоянием, которое должно быть доступно для всех. Если мы согласимся с этим принципом, то появляется возможность использовать как государственные средства,
В этой связи следует добавить несколько рекомендаций, касающихся самого содержания подготовки преподавателей: полный доступ к непрерывному образованию, повышение статуса учителей, работающих в области базового образования, более активное внимание педагогов к жизни обездоленных социальных слоев и маргиналов, там где они могут содействовать более успешному приобщению молодежи к жизни в обществе.
Мы призываем также не только обеспечить систему образования хорошо подготовленными учителями и преподавателями, но и необходимыми для качественного образования средствами: книгами, современными средствами коммуникации, созданием надлежащей культурной и экономической среды в школе...
Комиссия, сознавая конкретную реальность сегодняшнего состояния системы образования, уделила много внимания количеству и качеству средств обучения как классических, таких, как книги, или новых, таких, как технические средства информации, которые следует использовать с осторожностью и при активном участии учащихся. Со своей стороны педагоги должны предпринять совместные усилия, в частности в средней школе, направленные на то, чтобы содействовать необходимой гибкости учебных программ. Это позволит избежать многих случаев отсева, выявить качества, присущие учащимся, и таким образом облегчить выбор направления обучения и выявить индивидуальные способности в перспективе непрерывного образования.
С этой точки зрения совершенствование системы образования требует проведения ответственной политики. Нельзя полагаться только на рынок, который якобы способен сам исправить недостатки, полностью положившись на систему саморегулирования.
Комиссия уделила столь большое внимание вопросу о неизменном характере ценностей, требованиям, предъявляемым будущим, долгу педагогов и общества, поскольку она верит в значение тех, кто «делает» политику; только они с учетом всех необходимых элементов в состоянии развернуть общую дискуссию, которая жизненно необходима для системы образования, поскольку это касается нас всех, нашего будущего, поскольку именно образование может содействовать тому, чтобы судьба каждого из нас и всех людей была бы более счастливой.
Все это приводит нас к неизбежной мысли о том, что следует подчеркнуть роль государственных властей, долг которых заключается в том, чтобы четко определить, после проведения широкой консультации со всеми заинтересованными сторонами, соответствующие варианты государственной политики, которые вне зависимости от существующих структур и систем (государственных, частных или смешанных) показали бы пути, заложили основы и главные направления развитой системы образования, обеспечив ее функционирование с учетом необходимых корректировок.
Все принимаемые в этой связи решения, безусловно, имеют финансовые последствия.
Комиссия не недооценивает эту проблему. Она считает, что независимо от сложностей и разнообразия существующих систем, образование является коллективным достоянием, которое должно быть доступно для всех. Если мы согласимся с этим принципом, то появляется возможность использовать как государственные средства,