Файл: Предмет исследования пенсионное обеспечение государственных служащих.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 749
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации государственная служба является самым важным инструментом преобразований во власти, экономике, социальной сфере, а также в области национальной безопасности. Осуществляется государственная служба в общеполезных целях, для достижения общественного блага и характеризуется направленностью на реализацию функций государства и наличием властной составляющей, что определяет публичный характер государственной службы.
Государственная служба тесно связана со структурами гражданского общества. Их взаимодействие следует осуществлять на основе принципов законности и правовой регламентации деятельности государственных органов и госслужащих. Должны быть исключены обстоятельства, которые могли бы способствовать процветанию коррупции и злоупотреблениям на службе. Часто государственный аппарат, который существует в определенный момент времени не приспособлен для решения многих стратегических задач.
Существуют и внутренние противоречия, накопившиеся в самой государственной службе как роде профессиональной деятельности, что говорит о необходимости ее реформирования. Становление государственной службы в России проходило в сложных и противоречивых условиях. Ее реформирование отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Издержки нерешенных проблем в этой области выражаются в малой эффективности работы государственных органов, недостаточном уровне профессионализма государственных служащих, значительной степени отчуждения от них граждан, уменьшении авторитета государственной службы.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с государственной службой в Российской Федерации.
Предмет исследования – пенсионное обеспечение государственных служащих.
Цель исследования – исследовать стаж государственной службы в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности исчисления стажа в РФ;
- изучить виды стажа и их юридическое значение;
- исследовать понятие и исчисление стажа государственной гражданской службы;
- проанализировать пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих.
Нормативно-правовую базу исследования составили нормы Конституции РФ и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующих отношения в государственной гражданской и муниципальной службы.
Теоретическая основа исследования представленная по теме состоит из монографий, учебников, учебных пособий, научных статей, таких авторов, как Кудряшов К.В., Лаврова Н.Н., Лепихов М.И., Намитулина А. З., Сулейманова, Г. В., Чиканова Л.А. и др.
Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, структурно-функциональный анализ, ситуационный и системный подходы, методы научной абстракции и моделирования, статистические методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТАЖА В РФ
-
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА В РФ
Право на многие виды социального обеспечения зависят от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности.
Трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности и выступает одним из важнейших юридических фактов, с которым законодательство связывает либо само право на материальное обеспечение отдельных категорий граждан или на какой-либо вид социального обеспечения, либо размер социального обеспечения.
При этом трудовой стаж имеет качественную (характер и условия работы) и количественную (продолжительность работы) характеристику, которые, в свою очередь, существенно влияют на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Трудовой стаж представляет собой собирательное понятие, которое включает отдельные виды стажа, определяемые в современном законодательстве по социальному обеспечению в следующем виде:
1. Общий страховой стаж;
2. Специальный страховой;
3. Стаж по выслуге лет: стаж государственной гражданской службы и стаж выслуги на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В связи с реформой пенсионного обеспечения и перехода России с бюджетного финансирование пенсий на социальное страхованиe, институт трудового стажа утратил свое значение и ему на смену пришел институт страхового cтaжa. В ФЗ от 01 апреля 1996 №27 «Oб индивидуальном (пeрcoнифицирoвaннoм) учете в системе государственного пенсионного страхования» впервые было сформулировано понятие страховой стаж.1
Страховым стажем признается суммарная продолжительность периодов трудовой и иной общественной полезной деятельности застрахованных граждан, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.2
Застрахованными признаются, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые зарегистрированы в Социальном фонде России3.
В соответствии сo статьей 11 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400 «O страховых пенсиях» страховой стаж включает периоды работы или иной деятельности, которая выполнялась на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования4.
В статье 12 ФЗ № 400 перечислены иные периоды общественной полезной деятельности, включаемые в страховой стаж5 :
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно рeпрeccирoвaнных и в последствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылки;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигший возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе c супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и конcyльcкие учреждения Российской Федерации (и приравненные к ним), но не более 5 лет в общей сложности.
Исчисление периодов работы производится в календарном порядке (без применения льготного исчисления), а при совпадении по времени нескольких периодов учитывается один из таких периодов1.
Льготный порядок исчисления страхового стажа предусмотрен только для двух категорий: работников, отработавших полный навигационный период и работников сезонных отраслей промышленности, отработавших в течение полного сезона. Им при подсчете страхового, общего и специального стажа эти периоды исчисляются в льготном порядке: полный навигационный период на водном транспорте или полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности - за 1 год работы.
Перечень соответствующих сезонных работ и сезонных отраслей промышленности утверждается Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2002 № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год»1.
Согласно статье 6 Федерального закона от 01 апреля 996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»2 на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет. Данный лицевой счет представляет собой совокупность сведений о поступивших за данное лицо страховых взносов, тем самым гарантирует аккумулирование сведений о трудовом стаже и доходе физического лица, на который начисляются пенсионные взносы, в одном источнике.
Доказательствами трудового стажа, приобретенного до открытия индивидуального лицевого счета, являются документы, выдаваемые соответствующими государственными, муниципальными органами и организациями (трудовая книжка, справки, архивные документы, военные билеты, трудовыми договорами и т.д.)
Вопросы, связанные с доказательством страхового стажа, регулируются Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 10151.
Согласно указанных Правил в случае, если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1
июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
Данные Правила предусматривают и такую форму доказательства трудовой деятельности, как показания двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозмоно2.
Трудовая книжка установленного образца является основным
документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, а
свидетельство государственного пенсионного страхования является
документом, позволяющим работнику осуществлять контроль за
своевременным и полноценным подтверждением работодателем его трудового стажа, соответствующего трудовой деятельности, а также вести учет персональных пенсионных накоплений.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового
стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом
стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в
паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.
В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.
При отсутствии документов страховой стаж может, определен на
основании показаний двух и более свидетелей работавшие с заявителем у
одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно1.
Таким образом, важное значение имеет страховой стаж, определяемый как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Социальный фонд России, а также иных периодов.