Файл: Планi обществ Обществознани Общество и его типы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План
I Общество
1.Обществознание
2.Общество и его типы
3.Сфера общественной жизни
4.Развитие общества. Прогресс
5.Глобальные проблемы современности
6.Свобода
7.Равенство
8.Человек, индивид, личность
9.Психологические характеристики личности
II Сознание и деятельность
10.Деятельность
11.Многообразие деятельности
12.Деятельность и общение
13.Сознательное и бессознательное
14.Теория познания
15.Виды познавательной деятельности
III Духовная жизнь общества
16. Культура духовная и материальная
17.Искусство
18.Религия
19.Основа философии
20.Образование
21.Наука и НТР
22.Мировоззрение, убеждение, вера
23.Мораль
IV Социализация личности
24.Социальная структура и социальные отношения
25.Нация и межнациональные отношения
26.Семья
27.Дети и молодежь
28.Социальный статус личности
29.Социальные нормы и отклоняющееся поведение
V Политика и политическая культура
30.Политика
31.Власть
32.Политическая система
33.Государство
34.Политический режим
35.Принцип разделения властей
36.Местное самоуправление
VI Право и правовая культура
37.Понятие права
38.Система права
39.Источники (формы) права
40.Правовые отношения
41.Правонарушение и юридическая ответственность
42.Права человека
VII Экономика
43.Экономика и её роль в жизни общества
44.Государство и экономика
45.Деньги и финансовые институты
46.Рынок и производство
47.Бизнес и предпринимательство
Тема 1 Обществознание
Обществознание
– это сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Система наук об обществе:
Социальная философия
Частные социальные науки
Исторические науки
Изучают общество как
Изучают отдельные стороны жизни общества: Изучаю историю целостную систему, общие - социология;
развития общества:
законы его развития и
- этика;
- всеобщая история;
функционирования.
- психология;
- история культуры;
- экономика;
- история права;
- этнология;
- история науки;
- политология;
- история экономики;
- эстетика;
- другие.
- культурологи;
- педагогика;
- юриспруденция.
Тема 2 Общество и его типы
Что такое общество?
Узкое значение:
Этап исторического развития человечества
(тип социальной системы)
Древневосточное общество, буржуазное общество
Тема 4 Развитие общества. Прогресс
Прогресс
– это развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Области прогресса:
Экономический прогресс;
Социальный (общественный) прогресс;
Научно-технический прогресс (НТП)
Модели развития общества
Социальная
Социальная динамика статистика
Нет движения,
Циклическая
Линейная
Спираль нет развития
(цикличность)
(линеарная)
(нелинеарная)
Развитие по кругу
Прогресс-Регресс
Соединение
(ночь день, зима лето)
цикличности и
Движение вперед линейного прогресса движение назад
Формы социального прогресса:
Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно;
Революция, т. е. скачкообразный.
Учёные о критериях прогресса (критерий - это мерило, показатель):
Ж. Кондорсе
Развитие человеческого разума
Вольтер
Торжество разума и просвещения
Ш. Монтескье
Улучшение законодательства
Ж. Ламеттри, Д. Дидро
Счастье и «разумный порядок»
Ф. Шеллинг
Правовое устройство
Г. Гегель
Сознание свободы
А. И. Герцен
Развитие знаний, распространений просвещения
К. Маркс
Овладение природой, развитие производства
Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.
Исторический процесс
– это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность,
проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.
Основа ИП
– это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.
Объект ИП
– это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.
Субъект ИП
– это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности,
социальные общности.
Результат исторической деятельности – история.
Историческая личность
– это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.
Культ личности
– это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её
сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).
Тема 5 Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
– это результат объективного процесса развития общества.
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности
– это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки:
Угрожает всему человечеству;
Носит планетарный, общечеловеческий характер;
Нуждается в неотложных мерах по их устранению;
Решение возможно в рамках всего человечества.
Сущность глобальных проблем:
Предотвращение ядерной
Исключение войны как способа решения международных
войны
проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию
Энергетическая
Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива (уголь, нефть, газ)
Экологическая
Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир
Демографическая
Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия
Здравоохранение
Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.
Преодоление отсталости
Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных
слаборазвитыми странами
условий жизни у населения
Терроризм
Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений
Девиантное поведение
Алкоголизм, курение, наркотики, суицид
Глобализация
– это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие),
охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.
Интернационализация
– это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
Тема 6 Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь,
на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность
– это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода
Естественное право
Высшая ценность
Идеал (основная Одна из основных человека человеческой идея) либералов составляющих жизни мирового стандарта демократии
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
Объект свободы является критерием социального прогресса
Свобода
– это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних
Абсолютная свобода во внутренней жизни условиях жизни
Человек ограничен природными
В деятельности человека отсутствует внешние условиями и общественными препятствия для выбора цели и средств достижения, т.
нормами. Отсутствует выбор е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать объективных условий деятельности свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
События истории, устанавливающие свободу:
Первая Конституция (США 1787г.);
Декларация прав человека (Франция 1789г.);
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);
Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Тема 7 Равенство
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и
равными в своём достоинстве и правах».
Равенство
Идеал (основная идея) социалистов
Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Равноправие
– это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Что понимают под равенством?
Равенство прав (равноправие)
Равенство в имуществе
Равенство перед Богом
Социальное равенство
- это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества,
одинаковое социальное положение людей в обществе.
Неравенство
Социальное
Имущественное
Ведёт к образованию сословий
Ведёт к образованию классов
Тема 8 Человек, индивид, личность
Появление человека
Более 2 млн. лет назад:
Около 250 тыс. лет назад: 35-40 тыс. лет назад: Homo древнейшие люди (архантропы),
палеоантропы sapiens (человек разумный) –
Homo habilis (человек умелый),
(неандертальцы)
это люди современного
Homo erectus (человек физического типа прямоходящий) или питекантроп
Антропогенез
– это процесс появления человека;
Социогенез
– это процесс появления человеческого общества;
Антропосоциогенез
– это параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Признаки (критерии) человека:
Прямохождение
Мышление (развитие мозга)
Речь
Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в производстве
Развитие руки с растопыренным большим пальцем
Теории происхождения человека
Теологическая (божественная)
Космическая теория
Эволюционная теория теория
Бог создал человека
Человек из космоса
Человек произошёл от обезьяны
Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле.
Человек
Биологическое существо
Социальное существо
Человек часть живой природы;
Подавление и регулирование
Тело и мозг результат деятельности природы;
инстинктов;
Наличие инстинктов;
Формируется в обществе: речь,
Анатомия и физиология, биологические мышление, навыки;
потребности.
Не мыслит себя все общества.
Биологическое и социальное связано. Человек – существо биосоциальное
Индивид (индивидуум)
– это отдельный человек в среде других людей (человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-то социальной группы).
Индивидуальность
– это особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека
(биологические и социальные особенности).
Индивидуальность
Биологические отличия
Психологические отличия
Социальные отличия цвет кожи;
темперамент;
отношение к собственности;
антропометрия;
характер;
место в социально- группа крови.
интеллект;
классовой структуре.
потребности;
способности;
интересы.
Специфические черты, присущие Целостная характеристика
Неповторимое своеобразие определенной особи, организму определенного человека через его какого-либо явления, включая в силу сочетания темперамент, характер, интересы, природные и общественные наследственных и интеллект, потребности и приобретенных свойств способности.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.
Факторы формирования личности
Наследственные факторы:
Социальные факторы:
Природно-географическая
Особенности физиологии
Образование;
среда:
высшей нервной
Семья;
Климат;
деятельности;
Воспитание;
Географическое
Анатомо-
Общение;
положение.
физиологические особенности;
Труд.
Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.
Окончательные границы формирования личности нет.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Тема 9 Психологические характеристики личности
Характер
– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.
Тип личности по направлению:
Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность,
социальная адаптированность);
Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).
Черты характера человека
Выражающие
Выражающие отношения Выражающие
Выражение отношения к отношения к у деятельности и к труду отношения к самому себе коллективу, к собственности и к отдельным людям вещам
Доброта,
Трудолюбие,
Аккуратность,
Скромность, гордость,
отзывчивость,
добросовестность,
щедрость,
уверенность,
честность,
упорство,
бережливость самолюбие,
общительность целеустремлённость самокритичность
Темперамент
– это совокупность индивидуальных психических свойств человека,
характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.
Тип
Темперамент
Черты характера
Характеристика характера работоспособности
Сильный
Холерик
Высокая активность,
Энергичность, напористость,
вспыльчивость, подвижность,
эмоциональный подъём,
быстрый темп действий,
решительность,
экстраверт.
оперативность.
Сильный, Сангвиник
Эмоционально выразительность,
Более дисциплинирован,
спокойный высокие темп речи и движений,
энергичен, быстро привыкает пластичен, гибок, адаптирован,
к новой обстановке,
живая мимика, оптимизм.
Инертный Флегматик
Высокая активность, низкая
Внешне невозмутимый,
реактивность, реактивность ниже спокойный, всегда ровный в активности (в этом выражается поведении, несколько инертность).
замедленный темп движений и речи, высокая выдержка,
самообладание.
Слабый
Меланхолик
Слабый, вялый, инертный,
Трудно включается в работу, в глубокий интроверт, легко спокойной обстановке раним, чрезмерно обидчив,
отличается замкнут, осторожен,
добросовестностью,
осмотрительный.
внимательностью, легко утомляется.
Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью.
Раздел II Сознание и деятельность
Тема 10 Деятельность
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное
Человек
Взаимодействие с
Приспособление к
Приспособление и преобразование окружающей средой окружающей среде природных и социальных условий
Цель
Задаётся инстинктом
Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
Поведение
Целесообразное, т.е.
Целесообразное и целеполагающие сообразующееся с целью
(целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
Деятельность
– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности
Мотив – это
Цель – это осознанный Средство – это
Действия
Результат – это побуждения к образ приёмы,
это конечный итог,
деятельности,
предвосхищаемого способы проявление завершающий связанные с результата, на действий,
волеизъявл деятельность удовлетворением достижение которого деньги,
ения людей потребностей направлена орудия,
деятельность предметы
Субъект
– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом;
Объект
– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности
Потребности –
Социальные
Убеждения – это
Интересы –
Влечения – это это установки –
эмоционально- это психические испытываемая это ценностные реальная состояния,
человеком ориентация отношения к причина выражающие нужда в человека на действительности действий,
неосознанную необходимом что-либо.
стоящая за
(недостаточно для жизни и мотивами осознанную развития необходимость)
Действия по мотивам:
Целерациональные
Ценностно-
Аффективные
Традиционные рациональные
Характеризуются
Характеризуются
Характеризуются
Характеризуются постановкой цели, а направленностью эмоциональным состоянием зависимостью от также средствами и и ориентацией на человека и стремлением длительной предполагаемым убеждения и немедленно удовлетворить привычки результатом ценности потребности
Страна, государство
(отдельный социальный организм)
Всероссийское общество,
американское общество
Объединение людей Группа людей,
по интересам и объединённых целям происхождением,
ценностями
Спортивное
Крестьянское общество,
общество, общество дворянское общество защиты животным
Широкое значение:
Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней.
По способу социальной дифференциации (или расслоению)
Простые: нет руководителей и
Сложные: несколько уровней подчинённых, нет богатых и бедных (это управления, несколько социальных догосударственные образования)
слоёв населения
Общественно-экономические формации
Первобытность
Рабовладение
Феодализм
Капитализм
Коммунизм
Все равны
Рабы и
Феодал и зависимые
Капиталист и
Первая фаза - рабовладельцы крестьяне пролетариат социализм
Модернизация (способ производства)
Аграрное
Индустриальное
Постиндустриальное
(традиционное)
(информационное)
Скотоводство и
Промышленность
Информация и сфера услуг земледелие
Доаграрное
Общество охотников и собирателей

Тема 3 Сфера общественной жизни
Элементы (подсистемы) общества
– это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Производственная
Внутреннее
Деятельность
Развитие и деятельность и устройство общества государства,
взаимодействие отношения в процессе и взаимодействие политических и общественного производства социальных групп общественных сознания, науки,
организаций искусства,
образования
Общественные отношения
– это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения:
Межнациональные отношения;
Общественные отношения;
Межличностные отношения.

Тема 11 Многообразие деятельности
Деятельность
Духовная
Связана с преобразованием сознания людей
Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-
Это социально-
Ценностно-ориентировочная деятельность – это производственная преобразовательная определение отрицательного или деятельность деятельность положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой
Деятельность по результатам:
Созидательная
Разрушительная
Результатом является «вторая природа» Это результат войны, безответственного хозяйствования,
(культура)
административной деятельности
Деятельность - благо
Деятельность - зло
Рекреационная деятельность
– это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность
– направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности
Фантазия – это мысленное представление; поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств
Результатом может быть, что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути
(новых средств) достижения известного результата
Игровая деятельность
Игра – это форма деятельности в условиях ситуации
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные,
обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством
Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности
Трудовая деятельность
Труд – это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека
Осуществляется пол влиянием необходимости
Преобразует и совершенствует самого человека
Учебная деятельность
Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая,
эстетическая деятельность
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач
Тема 12 Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно
Общение не равно
Общение и деятельность деятельности, т. к.
деятельности, т. к.
самостоятельны, т. к.
общению присущи общение – условие общение признаки деятельности или самостоятельный вид деятельности свойство активности деятельности
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения
Реальный, т. е.
Иллюзорный, т. е. тот,
Воображаемый, т. е.
существующий в на кого переносят существующий в жизни свойства реального воображении субъекта
Друг, родитель,
Животное, игрушка
Бог, внутренней голос знакомый
Цель общения
– это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих,
познавательных, эстетических.
Средства общения
Вербальные (словесные)
Невербальные (несловесные)
Речь (язык)
Это все средства общения, кроме речи
Внутрення
Внешняя
Знаковые
Сигналы
Облик я
системы человека
Мысли
Устная,
Рисунки,
Горн,
Мимика,
Письменная чертежи свисток,
жесты,
светофор тембр голоса
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);
Цели и функции общения
Обслуживание деятельности:
Общение – самоцель,
Приобщение к опыту, к общение на производстве (на общение с другом, с знаниям, к ценностям; это работе)
любимым, с близким, с общение учителя с учениками искусством
Общение
– это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность
Обмен информацией (взаимная
Односторонняя передача передача)
Участники
Субъект – объект, активно
Субъект – объект,
взаимодействующие обособление
Действия
Равнозначные
Односторонние
Обратная связь
Активная, обогащает информацию
Отсутствует или формальна
Информация
Обогащается, дополняется,
Воспринимается с потерями видоизменяется, уточняется или без них
Практическая
Направлена на изменение
Природы
Общества
Познание
Тема 13 Сознательное и бессознательное
Сознание
Самосознание
Воля
Переживание
Сознание
– это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности,
его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными
называется такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того,
что он делает, мыслит или чувствует.
Сознание – вещь нематериальная. Никому со стороны не удалось «увидеть» сознание
(образцы, мысли) другого человека.
Предмет сознания (что «видит» сознание):
Окружающий мир, его предметы, явления;
Особый, самостоятельный духовный мир.
Проявление сознание через язык и целеполагающая деятельность людей.
Структура сознания
Самосознание – это осознание человеком самого себя (как индивид и как личности), своего внутреннего мира,
своего отношения к окружающему миру
Тема 15 Виды познавательной деятельности
Познавательная деятельность
– это особый процесс приобретения и развития знания,
его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.
Научное познание:
Теория
– это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
Гипотеза
– это предположение, догадка.
Закон
– это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.
Гипотеза
Научный
Закон эксперимент
Способы получения научных знаний:
Научное наблюдение
– это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности);
Эксперимент
– это исследование в специально созданных, искусственных условиях;
Моделирование
– это воспроизводство одного предмета посредством другого
(аналогичному ему);
Анализ
– это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное;
Синтез
– это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности;
Индукция
– это движение мысли от единичных явлений к общим выводам;
Дедукция
– это движение мысли от общего к частному;
Ненаучное познание:
Мифологическое мышление
Ненаучное познание
Народная
Паранаука
Художественное мудрость и познание здравый смысл
Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь.
Мифология
– это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.
Мифы
Творения
Создание мира сверхъестественным существом –
Богом, колдуном, др.
Развития
Превращение бесформенного состояния,
«хаоса», в космос
Календарные
Умирание и воскрешение богов и героев
Эсхатологические
Грядущая гибель, конец света
Биографические
Рассказ о богах и героях, об их делах
Обыденное познание
– это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.
Практическая деятельность
Знания
Нормы поведения
Жизненная практика,
или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.
Народная мудрость
– это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений,
преданий, примет, загадок.
Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности
Верно указывает направление и способ деятельности
Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины
Паранаука
– это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям.
Познание средствами искусства,
или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Социальное познание:
Социальное познание
– это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Естествознание
Обществознание
Объект
Природа (объективно
Общество (материальные и познания реальные вещи и их свойства)
идеальные отношения людей,
субъективный мир человека)
Выводы
Иногда затрагивают интересы
Непосредственно затрагивают людей или отдельных групп в интересы каких-либо общественных обществе сил, людей
Цель изучения
Сходное, общее,
Люди, наделённые сознанием, со повторяющееся в форме стремлениями, желаниями,
закона природы скрытыми, целями и мотивами
(закономерность)
Форма
Монолог (говорящий субъект,
Диалог (говорящие субъект и объект;
постижения
«природа молчит»)
диалог личностей, текстов, культур и объекта т.д.)
Методы
Различные
Не все; некоторые ограничены или исследования невозможны (наблюдения,
эксперимент)
Знание
Научно-утилитарное,
Ценностное (всегда есть оценка),
прикладное, функциональное эмоциональное, значимое
Истина
«истина разум» (истина)
«истина сердца» (правда)
Самопознание:
Самопознание
– это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.
Самопознание (познание особого объекта – самого себя)
Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире.
Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим
Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов
Особенности формирования самооценки:
1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ - идеальный образ);
2. Самооценка себя, через оценку других;
3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.
Успех
– это достижение чего-либо.
Притязание
– это цели и требования, проставленные человеком пред собой
Деформация самооценки:
Самооценка
Причина деформации
Самооценка завышена
Постижение возможностей и результатов деятельности других
Занижения уровня притязания
Самооценка занижена
Завышение возможностей и результатов деятельности других
Завышения уровня других
Жизненная практика
Раздел III Духовная жизнь общества
Тема 16 Культура духовная и материальная
Культура
Широкое значение
Узкое значение
Это всё, что создано человеком
Это нравственное состояние человека (общества),
(обществом) в результате определяемое материальными условиями жизни и физического и умственного труда выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы
Культура
– это духовные и материальные ценности, созданные человеком.
Культура
Духовная
Материальная
Это духовная деятельность и её результаты
Это материальное производство и его результаты
Связаны
Ценностный подход
Деятельный подход
Культура как итог всего многообразия деятельности
Культура как специфический способ человека, как мир ценностей человека (т. е.
жизнедеятельности человека (т. е. способ совокупность материальных и духовных ценностей,
бытия человека в мире)
значимых для конкретного общества)
Формы культуры:
Элитарная (высокая)
Народная
Массовая (популярная)
Сложная по содержанию и трудная
Создаётся неизвестными
Адресована всем, без для восприятия; адресована узкому творцами –
различия классов,
кругу профессионалов и непрофессионалами;
наций, пола, т. е. массам привилегированной части общества адресована народу в обществе потребителя
Картина Пикассо, фильмы
Частушки, танцы, сказки
Телевидение, поп-
Тарковского музыка
Духовная культура:
Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей;
Существует в сознании человека;
Связана с материальной культурой.
Духовная деятельность
– это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы,
мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.
Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Предметное сознание –
направленно на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений,
оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общение с другими людьми
Переживание как элемент сознания (широкое значение) –
это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явления действительности,
непосредственно представленное в его сознании и выступающие для него как событие его собственной жизни
Сознание
– это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение
– это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Формы отражения
Механическое
Физическое
Химическое
Биологическое
Биологическое:
Раздражимость
Чувствительность
Психическое отражение
Сознание
Это реакция живых
Это способность
Это систематизация,
Это наиболее организмов на живых осмысление ощущений,
полное отражение предметы и явления организмов способность живых окружающего окружающего мира отражать организмов моделировать мира и его
(живого и не живого)
окружающий поведения в целях осмысления,
мир в виде приспособления к способность к ощущений окружающей среде,
абстрагированию,
многовариантного рефлексии,
реагировать на способность к возникающие стандартные предметно- и нестандартные ситуации,
практической находит из них правильный деятельности,
выход возможность передачи сознания с помощью языка
Это простейшая форма Присуща
Присуща животным,
Присуща человеку биологического животным особенно высшим и частично высшим отражения. Присуща животным растениям и микроорганизмам
Общественное сознание
– это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств,
привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология
– это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств,
нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология
– это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение,
идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение
– это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание
– это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление – это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания
Широкое значение: это все
Узкое значение: это произвольное соединение или умственные процессы разъединение элементов сознания (представлений,
эмоций, воспоминаний и др.)
Мысль
– это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления
Опосредованный характер
Обобщённость
То, что человек не может познать прямо,
Так как свойства объектов в действительности непосредственно, он познаёт косвенно,
связаны, то познание возможно через опосредованно: одни свойства – через другие,
обобщение – познание общего и неизвестное – через известное существенного
Виды мышление по месту в мысленном процессе слову, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное,
Конкретно-образное, или
Абстрактное, или словесно- или практическое художественное логическое, или теоретическое
Направлено на решение
Характеризуется
Направлено на нахождение корректных задач в воплощением отвлеченных общих закономерностей в условиях практической мыслей, обобщений в природе и человеческом деятельности конкретные образы обществе
Бессознательное
– это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз,
паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей,
автоматические действия, патологические состояния, непроизвольное запоминание,
неосознанные стремления (чувства, поступки), спонтанные действия.
Психоанализ
– основанная З. Фрейдом философско-психологическая концепция,
объясняющая роль бессознательного, и психотерапевтический метод диагностики и лечения психических заболеваний.
Бессознательное представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием.
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема 14 Теория познания
Познание
– это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания
Чувственное познание
Рациональное познание
Иррациональное
(познание с помощью познание органов чувств)
Ощущение;
Понятие;
Интуиции;
Восприятие;
Суждение;
Мистические
Представление.
Умозаключение.
«озарения»
Даёт представление об
Раскрывает внутреннюю отдельных, внешних сторонах природу вещей, их сущность,
вещей законы их развития
Цель познания
– в достижении истины в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Процесс познания
От живого
К абстрактному
К практике созерцания мышлению
Ощущение
– это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира,
возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие
– это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление
– это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
Суждение
– это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение
– это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Философы
Эмпирики
Рационалисты
Признают чувственный опыт источником знаний
Считают разум основой познания
Субъект
познания – это человек или общество в целом, а
объект
познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.
Истина
– это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель).
Правда

– это истина в соотношении между людьми (Истина = правда).
Истина
По содержанию
По применению
По форме
Объективна
Конкретно
Субъективна
Т. е. существует независимо от человека (от
Т. е. всегда относятся к
Т.е. носителем людей)
определённой, конкретной истины является области действительности субъект в конкретные время
Относительная
Абсолютная
Т. е. налицо
Т. е. полностью неполное,
исчерпывает ограниченное предмет и не может знание быть опровергнута при дальнейшем развитии познания
Критерии истины
– это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Практика
Как материальное
Как накопительный
Как научный производство опыт эксперимент
Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.
Роль практики в познании
Исходный пункт познания, или Движущая сила и цель
Критерий истины основа познания познания

Тема 17 Искусство
Искусство
Узкое значение
Широкое значение
Это одна из форм общественного сознания и
Это высокий уровень мастерства в любой специфическая духовно-практическая сфере деятельности, указывает на красоту и деятельность по освоению мира совершенство её продукта
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства
Это знание и просвещение
Это общение, обобщение, сообщение
Это философско-эстетический и художественно- эстетический анализ и диагноз состояния мира
Это предвосхищение, предсказание
Это духовно-практическая деятельность
Это фактор развития личности, её ценностно- смысловых ориентиров
Это развитие способностей художественного восприятие и творчества
Это наслаждение
Это воображение, внушение, гипноз
Тема 19 Основа философии
Философия
(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:
Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда;
Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе,
мышление к бытию.
Материальные явление
– явления, существующие независимо от человека.
Бытие
– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы,
материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления.
Идеальное, духовное
– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Название направления
Учёные-философы
Что
Основной вопрос первично философии:
Познаваем ли мир?
Материализм – это учение,
Фалес, Гераклит,
Материя,
Мир познаваем рассматривающее мир как
Демокрит, Эпикур, Ф.
природа материальное целое, видящее
Бэкон, Б. Спиноза, Д.
основу всего в материи
Локк, Д. Дидро, Л.
Фейербах, К. Маркс
Идеализм – это учение,
Д. Беркли, Д. Юм, И.
Дух,
Нет, мир не рассматривающее, что
Фихте, Ф. Ницше идея,
познаваем сознание, мышление,
сознание психическое, духовное первично и лежит в основе сущего
Объективный
Платон, Ф. Аквинский,
Да, мир познаваем
Г. Лейбниц, Г. Гегель,
через познание
Ф. Шеллинг абсолютной идеи,
мирового разума
Агностицизм
– это учение, отрицающее возможность познания мира.
Агностика
– это приверженцы агностики.
Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?»,
но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.
Два основных метода мышления и познания:
Метафизика
– это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен,
устойчив.
Диалектика материалистическая
– это учение о всеобщей связи и развитии природы,
общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.
Какой метод более правильный?
Метафизика предпочитает количественные
Диалектика предпочитает качественные характеристики предметов и явлений характеристики предметов и явлений
Материя
– это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с этими определением материи,
добавляют следующее: материя – это объективная реальность, данная человеку свыше в ощущениях.
Формы существования материи
Движение (способ
Пространство
Время существования материи)
Это изменение объектов,
Это протяжность и
Это длительность и их свойств и отношений месторасположенность последовательность объектов мира существования объектов и их свойств
Абсолютно;
Трёхмерно (три
Одномерно (от
Вечно;
измерения: длина, ширина,
прошлого к будущему);
Существует всегда высота);
Однородно
Материя существует
Одномерно
(равноправие всех моментов только в движении
(равноправие всех его точек);
времени);
Изотропно (равноправие
Необратимо (течет всех его направлений);
только вперёд);
Бесконечно (нет начала
Вечно (нет начала и и конца)
конца)
Объективны и всеобщи
Тема 20 Образование
Образование
– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Образование
Как система знаний об основах наук, Как система учебных заведений, обеспечивающих традициях и навыках, необходимых допрофессиональное и профессиональное обучение, и для их применения в практической воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих деятельности переобучение и повышение квалификации специалистов
Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире:
образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.
Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Функции образования
Воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
Переподготовка и повышение квалификации кадров;
Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социализация и воспитание личности;
Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям,
социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
Участие института образования в производстве новых знаний;
Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
Контроль со стороны государственных институтов;
Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки
Предмет изучения
Системность знаний
Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая
Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила
Наука – это мощный катализатор процесса общества непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной
Данные науки используются для разработки силы, непосредственно включаясь в процессы социально-экономических программ социального развития и управления обществом
Классификация наук:
Точные науки
Технические науки
Естественные
Гуманитарные науки науки
Это науки о числах и
Это науки о технике и
Это науки о
Это науки об количественных механизмах природе обществе отношениях
Математика,
Техника,
Химия, биология,
История,
информатика металловеденье,
география,
политология,
физика экология, генетика эстетика, этика,
экономика,
социология
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки
Прикладные науки
Изучают «в чистом виде» законы,
Служат для непосредственного применения управляющие поведением и результатов фундаментальных наук, для взаимодействием базисных структур решения познавательных, производственных природы, общества и мышления и социально-практических задач
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
Возникновение и становление науки
Возникновение элементов научного знания (преднаука)
Общества Древнего Востока
IV тыс. до н. э.
(Шумер, Египет, Китай, Индия)
Возникновение науки (возникновение первых
Античность (Древняя Греция)
теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э.
Оформление науки как социального института: в Европе
Европа первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв.
Новый способ организации науки: в Европе крупные
Европа, США, Япония научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв.
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
Дифференциация
Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук
Это объединение наук, возникновение на все новые и новые ветви и направления новых научных дисциплин,
синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика,
Пример: физическая химия, химическая экология, эволюционная теория,
биология, биологическая механика,
микробиология, физиология и т. д.
кибернетика, бионика и т. д.
Наука и общество:
Наука создаёт картину мира (НКМ)
Представление человека об
Представления человека о обществе самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную
Создаёт и изменяет
Формирует человека через природу - техносферу идеологию, политику,
образование, основанное на социальный порядок науки
Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР),
её движущую силу.
НТР
– это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Этапы развития
50-е годы XX в.
Начало НТР, появление самого термина
60 – 70-е годы – 1 Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в этап машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой
С конца 70-х
Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в годов – 2 этап электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление)
Достижения НТР:
Применение роботов (автоматически управляемых машин)
Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами
(пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии
Использование лазеров в технике
Освоение космоса
Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.
Представления человека о природе
Тема 22 Мировоззрение, убеждение, вера
Мировоззрение
– это сложное явление духовного мира личности.
Мировоззрение
– это система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека,
определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Взгляды
– это принятие человеком в качестве достоверных идей, знаний, теорий,
концепций, предположений.
Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т. е. взгляды не на
Это отношение человека к миру, который его отдельную строну мира, а на весь мир окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т. е. мировоззрение носит исторический характер.
Мировоззрение зависит
От уровня
От проблем,
От непосредственных
От личного знаний и стоящих перед условий жизни опыта развития науки людьми
Выбор мировоззрения – это дело сугубо личное.
Мировоззрение связано
С жизненной позицией
С убеждениями, идеалами,
С ценностными людей принципами познания и ориентациями деятельности
Типы мировоззрения:
Обыденное или житейское;
Религиозное;
Научное;
Гуманистическое.
Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей
Даёт ориентир, цель, т. е.
Даёт программу поведения, т.
Даёт жизненную позицию, т.
позволяет свободно е. определяет методы,
е. определяет принципы ориентироваться в сложных решения проблем, образцы жизни, главное в жизни и обстоятельствах для действий, нормы деятельности, значимые общественной жизни повеления, характер дела и поступки, смысл деятельности жизни
Ядром мировоззрения является убеждение.
Убеждение
Убеждение - вера
Убеждение - знание
Пример: убеждение Джордано
Пример: убеждения Галилео
Бруно
Галилея
Вера особый вид убеждения;
Знание – это объективная истина для
Верить можно не только в Бога;
субъекта познания;
Вера не подтверждена практикой, не
Знания основано на аргументации,
обоснована логикой;
доказательствах, на логике, достоверной
Окончательно заменить веру знанием информации невозможно.
Вера – это психологическая установка
Знание – это проверенный практикой человека, включающая надежду и результат познания действительности,
убеждённость в том, что события могут верное её отражение в сознании человека развивать по его предположению
Убеждения:
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
Выступает регулятором сознания и поведения личности;
Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения
– это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Повествовательная, познавательно- эвристическая
Информационно-коммуникативная
Концептуально-рефлекторная
Прогностическая, футурологическая
Общественно-преобразующая
Интеллектуально-нравственная
Эстетическая
Гедонистическая
Психологическое воздействие на подсознание человека
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.
Художественные образцы
Пространственные (что
Временные (что слышим)
Пространственно- видим)
временные
Архитектура;
Устное творчество;
Литература;
Скульптура;
Музыка
Театр;
Живопись, графика;
Кино;
Фотографии;
Цирк;
Различные виды искусства взаимосвязаны между собой
Стили в искусства Запада:
Романский
В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под влиянием
X - XIII
античного, сирийского и арабского искусства.
Готический
Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием
XIII - XVI
каменной резьбы и скульптурных украшений.
Барокко
В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность
XVI - XVIII
текучих, криволинейных форм.
Рококо
В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная
XVIII
направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика.
Классицизм
Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к
XVII - XIX
эталону.
Сентиментализм В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество.
XVIII - XIX
Романтизм
Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами,
XIII - XIX
мечтательностью.
Реализм
Достоверность в воспроизведении действительности без искажения и
XIX – XX
приукрашивания.
Импрессионизм
Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды
XIX
живописными средствами.
Модерн
Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и
XIX - XX
нагромождением декоративных элементов.
Авангард
Художественное направление, объединяющее все новейшие,
XX
экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы.
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема 18 Религия
Первоначальные формы религии
Фетишизм
Магия
Анимизм
Тотемизм
Поклонение
Действия и
Вера в
Вера в неодушевленным обряды для душу и в таинственную предметам,
сверхъест.
духов и их связь (родство)
которым воздействия влияние между приписываются на на людей человеческими сверхъест.
окружающий группами и свойства мир животными и растениями
Шаманизм
Спиритизм
Вера в
Вера в способность посмертное особых людей существ.
быть душ посредниками умерших и между людьми контакт с и духами ними
Религия
– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Религия
Национальные
Иудаизм;
Конфуцианство;
Синтоизм;
Родоплеменные
Мировые
Буддизм;
Христианство;
Ислам;
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» - просвещённый (с санскрита)
Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло);
2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий, наслаждений, счастья,
власти, богатства и т. д.;
3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех);
4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение,
праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»).
Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака
(Типитака) – священная книга буддистов.
С I в. направления (ветви) в буддизме
Хинаяна («узкий путь спасения»)
Махаяна («широкий путь спасения»)
Признаёт Будду человеком, нашедший путь Спастись может не только монах, но и любой спасению, большое значение имеет личные мирянин; необходимость спасать других, активная усилия, упор на личное спасение через уход проповедническая деятельность, превращение от мира в монашество
Будды в божество, усложнение обрядности
Шри-Ланка, Юго-восточная Азия
Средняя Азия, Дальний восток
Ислам с VII в. в Аравии:
Ислам
– покорность (с арабского);
Мусульмане
– последователи ислама;
Муслим
– верный (с арабского);
Магометанство
– устаревшее название мусульманства;
Коран
– главная священная книга мусульман;
Города Мекка и Медина
– самые святые места.