Файл: Планi обществ Обществознани Общество и его типы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 46 Рынок и производство
Рынок
– это механизм, который соединяет вместе покупателя и продавца.
Классификация рынка:
Товаров и услуг;
Капиталов;
Труда;
Информации;
Земли и недвижимости;
Другие.
Товар
– это продукт труда, предназначенный на продажу.
Спрос
– это количество товаров определенного вида, которое покупатели готовы купить при определённом уровне цен на эти товары.
Предложение
– это количество товаров, которое продавец готов продать при определённом уровне цен на эти товары.
Рыночная цена
– это цена, при которой товары и услуги будут обменены на деньги
(проданы).
Спрос и предложение отвечает на вопросы:
Что?
Как?
Кто?
Рынок
Рынок поощряет снижение
Рынок ограничивает потребление производит себестоимости и дефицитных ресурсов, определяя, кому то, что наказывает тех, кто это не достанутся товары и услуги, а кому не пользуется делает достанутся спросом
При административном установлении цен равновесия на рынке не будет, на нём надолго сохраняется дефицит либо затоваривание.
Материальное производство
– это процесс воздействия на природу в целях создания благ.
Материальное производство
Необходимое условие жизни общества, создание материальных условий существования людей
Как правило, требует совместных усилий для достижения целей (это важнейшая особенность)
Процесс активного преобразования природы людьми
Процесс трудовой деятельности людей, результатом которой является материальные блага
Связано с духовным производством
Продукция
(продукт) – это результат производства (труда).
Фактор производства
Доход от факторов производства
Труд – это активная деятельность человека
Зарплата
Капитал – это совокупность товаров,
Процент имущества, активов
Земля – это естественный ресурс
Рента
Производственные силы общества
– это создание обществом средства производства вместе с людьми, наделёнными необходимыми знаниями, опытом и приводящими средства в движение
Производственные отношения
– это совокупность общественных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ
Средства производства
– это совокупность необходимых материальных условий производства (предмет труда + средства труда).
Люди
– это важнейший фактор производства.
Предмет труда
– это исходный материал (предмет), на который направлена трудовая деятельность человека.
Средства труда
– это орудия труда + заводские помещения, склады, хранилища, источники энергии и др.
Орудия труда
– это вещи, которыми люди воздействуют на предмет труда, используя механические, физические и химические силы.
Производительность:
Интенсификация
– это экономия всех видов затрат (природных, трудовых, материальных).
Затраты
– это любой ресурс, используемый в производстве (расходы в процессе производства).
Себестоимость
– это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
Выручка
– это денежная сумма, полученная от продажи (равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили).
Прибыль
– это разница между выручкой и затратами (равная сумме превышения выручки в оптовых ценах предприятия над полной себестоимости реализованной продукции).
Факторы повышения производительности (от чего зависит производительность?)
Качество
Качеств
Эффективность
Деловая конъюнктура трудовых машин и использования ресурсов оборудования ресурсов
Образование;
Количество
Комбинирование
Циклы деловой
Квалификация;
машин и
(соединение)
активности;
Специалисты;
оборудования;
факторов
Благоприятные
Трудовой
Новые производства;
условия для энтузиазм технологии;
Необходимый предпринимательства;
работка к
Разделение капитал;
Научно-технический работе труда
Деятельность прогресс менеджеров
Разделение труда
– это распределение и закрепление производственных операций между участниками трудового процесса.
Специализация
– это сосредоточение определённой деятельности у того, кто справляется с ней лучше других.
Кооперирование
(кооперация) – это форма производственных связей, при которой в изготовлении готового продукта участвует несколько предприятий.
Условия труда
– это трудовая среда, в которой протекает трудовой процесс.
Формы и системы заработной платы
Сдельная
Повременная
Оплата производится в соответствии с
Оплата производится в соответствии с количеством и качеством произведённой количеством рабочего времени и качеством продукции продукции
Применяется, когда есть возможность точно
Применяется, когда невозможно или определить норму времени и норму затруднительно точно нормировать труд,
выработки (нормирование оплаты)
определить нормы времени
Используется для стимулирования роста
Используется, где особе значение имеет выработки продукции высокое качество продукции
Прямая сдельная: заработок зависит от
Простая повременная: заработок зависит от количества произведённой годной количества отработанного времени и тарифной продукции;
ставки;
Сдельно-премиальная: заработок +
Повременно-премиальная: заработок +
вознаграждение за улучшение качества, за вознаграждение за увеличение выпуска экономию материальных ресурсов;
продукции, за лучшее использование
Сдельно-прогрессивная: заработок +
оборудования, за экономию материальных вознаграждение, увеличивающееся с ресурсов, за бережное обращение с увеличением экономии материальных инструментами, а также за достижение высоких ресурсов при длительном сохранении показателей в труде.
высокого качества;
Аккордная: сразу определяет заработок за весь объём работы, а также крайний срок завершения этого объема работы
Гуманизация труда:
Устранение опасности для жизни и здоровья;
Устранение монотонности и однообразия труда (придать ему творческого характера);
Повышение условий труда;
Создание нравственно-психологического климата;
Осмысление трудового процесса, его особенности, инженерного замысла.
Тема 47 Бизнес и предпринимательство
Бизнес
Предпринимательство
Инициативная,
Процесс поиска новых возможностей самостоятельная деятельность,
для бизнеса, использование новых направленная на получение технологий и новых сфер вложения прибыли в условиях рыночной капитала, преодоление старых экономики стереотипов и границ
Ст. 2 ГК РФ «Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельности, направленная на систематическое получение прибыли… лицами,
зарегистрированными в установленном законом порядке»
Классификация предпринимательской деятельности
По субъектам хозяйственной деятельности
Юридические лица
Физические лица
По целям деятельности
Коммерческая
Некоммерческая
По назначению (вид деятельности)
Производственная, торговая, посредническая, финансовая, информационная и т. д.
По количеству собственников
Индивидуальная
Коллективная
По числу занятых, по объёму продаж
Малая (до 100 чел.)
Средняя (от 100 до 500 чел.)
Крупная (более 500 чел.)
Финансирование
– это обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами).
Амортизация
– это стоимость замены изношенного оборудования.
Коммерческая организация
Фирма (это хозяйственная
Предприятие (это
Юридическая форма (это характеристика)
производственно- правовая характеристика)
технологическая характеристика)
Основные и оборотные
Товар;
Право собственности;
средства;
Технология;
Источник
Баланс;
Объём выпуска;
финансирования;
Платежеспособность
Сырьё
Ответственность владельцев
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Индивидуальное
Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
предпринимательство
Хозяйственное общество с единственным участником (в форме
(ИЧП) с 16 лет общества с ограниченной ответственности)
Коллективное
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество предпринимательство
Командное товарищество
(товарищество на вере)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество (АО)
Открытое акционерное общество (ОАО)
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Производственные кооперативы (артель), объединение граждан
(физических лиц)
Государственное и
Унитарные (неделимые на доли) предприятия – государственные муниципальное
(ГУП) и муниципальные (МУП)
предпринимательство
Малый бизнес
– это область деятельности предпринимателя
Признаки малого предприятия
Определённое количество работников
Обычно бесцеховая структура
Доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий в уставном капитале не превышает 25%
Ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий – одно лицо, работники многопрофильные, профессии совмещенные
Малое предпринимательство:
Достоинства
Недостатки
Большая вероятность риска, неудач,
банкротство;
Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;
Очень зависит от колебаний рынка;
Отсутствие квалифицированных управляющих;
При единоличном владении все долги и проблемы ложатся на плечи собственника
Фермерство
– это высокоэффективная модель агробизнеса.
Крестьянское (фермерское) хозяйство
– это объединение граждан, связанных родством и
(или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Выручка – Затраты (издержки) = прибыль;
Выручка от продаж
– это объём продаж произведенной продукции (т. е. реализованная продукция).
Затраты фирмы по видам ресурсов
Бухгалтерские, т. е. явные затраты
Экономические (общие), т. е. явные и неявные затраты (явные + неявные)
Рассчитываются как стоимость внешних
Рассчитывается как стоимость внутренних
(покупаемых у других предприятий и
(принадлежащих самой фирме) ресурсов, не граждан) ресурсов:
отражаемых в бухгалтерских книгах:
Материальные затраты (топливо,
Время собственника;
сырьё, энергия, материал);
Капитал собственника (помещение,
Оплаты труда;
оборудование);
Социальные нужды;
Зарплата собственника;
Амортизация;
Нормальная прибыль собственника
Несёт фирма
Несёт владелец фирмы
Показывают себестоимость продукции.
Показывает упущенную выгоду, т. е. средний
Отражаются в бухгалтерском учёте фирмы доход, недополученный из-за недостаточно выгодного использования ресурсов предприятия
Основа для расчётов с государством и
Основа для анализа состояния дел фирмы и кредиторами перспектив её развития
Фондовый рынок
(или рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором проводятся операции с ценными бумагами.
Функция: мобилизация временно свободных средств предприятий и сбережений граждан для инвестирования их в экономику.
Номинал
(номинальная стоимость) ценной бумаги – это величина реального вложенного капитала.
Курс
– это рыночная цена ценной бумаги.
Акция и облигация
– это специфический товар фондового рынка.
Акция
– это ценная бумага, удостоверяющая участие её владельца в формировании средств акционерных обществ, дающая право на дивиденд (доход)
Виды акций
Обыкновеннее акции
Привилегированные акции
«Золотая акция»
Дают право голоса в
Не дают право голоса;
Даёт обыкновенное управлении АО;
Гарантирую акции право вето на
Не гарантируют фиксированный общем собрании фиксированный минимальный доход;
акционеров по ряду дивиденд;
При банкротстве дают вопросов;
Не ограничивает право на первоочерёдное
Внесение изменений уровень дивиденда получение доли и дополнений в устав АО
Ликвидация АО
Из-за значительного колебания цены акций их покупка – наиболее прибыльное и одновременно самое рискованное вложение капитала.
Облигация
– это долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
Виды облигации
Корпоративные:
Государственные:
Более высокий номинал;
Обычно имеют низкий номинал;
Надёжность разная;
Высоконадёжны, т. к.
Чем ниже надёжность, тем гарантированы государством;
выше доходность (и наоборот)
Не всегда высокодоходны
Маркетинг
– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли.
Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Рыночные
Создание
Формирование
Реклама
Сбыт исследования товаров цены товара
Сбор
Постановка конкретных задач
Оперативная деятельность информации
Успешный маркетинг: качество товара, цена товара, реклама товара.
Менеджмент
– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Менеджер
– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Основные функции менеджмента:
Принятие и реализация решений;
Планирование производства;
Организация рабочего процесса;
Контроль и учёт материальных и финансовых ресурсов.
Главная задача менеджера – это обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя.
С эффективностью менеджмента тесно связаны успехи и неудачи фирмы. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджеров.
Предприниматель
Менеджер
Источник идей и финансов, хозяин дела
Повторяет известное, принимает новые решения в неожиданных ситуациях, по- новому решает возникшую проблему
Принимает принципиальные решения по всем
Организатор бизнеса, организатор- основным направлениям деятельности фирмы,
исполнитель, организует процесс рисует, т. е. берёт на себя экономическую и производства и деятельность персонала,
правовую ответственность за принятие направленная на достижение высоких решений и результаты деятельности результатов и максимальное получение прибыли
Независим, имеет широкое поле деятельности
Ориентирован на фирму, её стратегию,
планы, основные цели, миссию
Строит деятельность на основе ноу-хау и
Строит деятельность, используя личную личном предпринимательском таланте квалификацию, знания, умения
Более мобильны;
Не требуются крупные инвестиции;
Низкая себестоимость продукции;
Небольшой аппарат управления;
При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли