Файл: Методическая разработка практического занятия для студентов 3 курса педиатрического факультета по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Агу – 2»

«Нутрилон – 2» (Голландия)

«Фрисомел» (Голландия)

«Алеся – 2» (Беларусь)

«Бебелак 2» (Россия – Голландия)

«Галлия – 2» (Франция)

«Нан с 6 до 12 месяцев» (Голландия)

В последние годы за рубежом для вскармливания детей старше 5-6 месяцев широко используются так называемые «последующие формулы», т.е. молочные смеси, специально предназначенные для детей на последующем возрастном этапе — с 5-6 месяцев. В их названии часто используется цифра 2, т.к. они назначаются со второго полугодия жизни: «ХиПП-2», «Энфамил-2», «Нутрилак от 6 до 12 мес.», «Агуша-2″, «Семпер-Беби-2″.

Эти смеси в меньшей степени приближены к составу женского молока и, по существу, представляют из себя разновидность частично адаптированных заменителей женского молока. Последующие формулы производятся из сухого цельного молока (как правило, без добавления молочной сыворотки), содержат крахмал и сахарозу, не содержат таурин.

По консистенции:

1) сухие;

2) жидкие.

По уровню pH:

1) пресные;

2) кисломолочные. По показаниям к назначению:

1) базовые для здоровых детей;

2) лечебно-профилактические для здоровых детей;

3) лечебные для детей с особенными диетическими потребностями.

Кисломолочные продукты традиционно широко используются в детском питании, поскольку оказывают положительное влияние:

 на микробиоценоз кишечника;

 на секреторную функцию пищеварительных желез;

 на перистальтику кишечника;

 оказывают иммуномодулирующий эффект.

Кисломолочные продукты:

 подавляют рост патогенной, гнилостной и газообразующей микрофлоры;

 стимулируют рост нормальной флоры;

 улучшают всасывание кальция, фосфора, магния и железа.

Высокое содержание белков, минеральных солей, жирных кислот цельного молока крайне неблагоприятно сказывается на пищеварении ребенка (увеличивает время нахождения пищи в желудке ребенка, оказывает раздражающее действие).

Ферментные системы и пищеварительный тракт ребенка первого года и особенно первых месяцев жизни настроены на переваривание нейтральной пищи, а в процессе производства кисломолочных смесей за счет выделения большого количества молочной кислоты рН смеси значительно снижается. 32

Назначение смеси с низкими значениями рН в объеме 100% рациона на первом году жизни может привести:

 к чрезмерному усилению моторики и срыгиваниям;

 к гиперактивации незрелых ферментных систем ребенка;


 к отказу от смеси из-за кислого вкуса;

 в некоторых случаях – к развитию метаболического ацидоза.

В Национальной Программе по вскармливанию детей первого года жизни рекомендуется использование адаптированных кисломолочных смесей в соотношении 2:1 или 1:1 с пресными, а неадаптированных кисломолочных продуктов – только с 8 месяцев до 200 мл в день.

Алгоритм выбора смеси для искусственного вскармливания зависит от:

1) возраста: смеси максимально приближенные по составу и свойствам к грудному молоку для первых недель/месяцев жизни; «последующие» смеси во втором полугодии – содержащие более высокое количество белка, весь набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления;

2) состояние здоровья ребенка:

- уровень риска по развитию аллергии (аллергологического анамнеза); - состояние пищеварительной системы (наличие функциональных или органических нарушений);

- гипотрофия, паратрофия и др.

3) индивидуальной переносимости;

4) социально-экономических условий семьи.

Критерии правильного подбора смеси:

 отсутствие аллергических реакций;

 отсутствие нарушений пищеварения;

 отсутствие дефицитных состояний на фоне приема продукта;

 хороший аппетит;

 адекватная возрасту прибавка массы тела.

Правила перехода на другую смесь

Искусственное питание должно соответствовать потребностям ребенка. Любую новую смесь (обычную или лечебную) необходимо начинать давать в очень небольшом количестве, увеличивая ее объем за счет объема постепенно заменяемого питания.

Ситуации, при которых приходится менять смесь:

 индивидуальная непереносимость смеси, чаще проявляющаяся аллергической реакцией;

 в достижение возраста, в котором можно переходить с первой ступени на вторую (5-6 месяцев); причем если ребенок хорошо переносил ту или иную смесь, то желательно, чтобы последующая смесь была той же серии от того же производителя;

 необходимость введения лечебных смесей (при возникновении аллергии, срыгивании и т.д.), лечебные смеси следует вводить только по назначению врача;

 переход с лечебных смесей на адаптированные, после устранения состояния, целью коррекции которого была введена лечебная смесь.

Переход должен проходить постепенно и по правилам

(табл. 6).

Сначала следует ввести новую смесь, смешав ее прием со старой, где 2/3 порции составляет привычная смесь и 1/3 – новая (в разных бутылочках).

На третий и четвертый день пропорции выравниваются, смеси добавляются в равных долях.

На пятый и шестой день соединяют 1 часть старой смеси и 3 части новой.

На седьмой день можно полностью перевести малыша на новую пищу.



Результатом успешного искусственного вскармливания должна стать адекватная прибавка массы тела малыша (табл. 7).


ГИПОГАЛАКТИЯ

Гипогалактия – дефицит грудного молока при сниженной секреторной функции молочных желез

1. Формы:

- ранняя (сразу после родов);

- поздняя (через 10 дней).
2. Виды:

- первичная;

- вторичная.
Первичная гипогалактия, как правило, нейроэндокринная. Об этом свидетельствует недоразвитие полового аппарата. Среди причин, способствующих развитию нейроэндокринных нарушений, чаще всего встречаются соматические заболевания матери. Очень часто ранняя гипогалактия одновременно и первичная. Лечение ее, как правило, неэффективно.

Вторичная гипогалактия чаще всего поздняя. Ее основные причины: неправильная техника вскармливания, позднее прикладывание к груди, дефицит питания, неправильный образ жизни, психические травмы, заболевания кормящей женщины. Вторичная гипогалактия- состояние временное. При грамотном лечении и – самое главное – желании женщины, восстановить лактацию возможно.
3. Степени:

I - дефицит молока до 25%;

II - до 50%;

III - до 75%;

IV - более75%, по отношению к потребности ребѐнка.
Признаки, указывающие на недостаточное поступление молока ребенку

Достоверные:

1. Плохая прибавка в весе - менее 500 г за месяц (плоская весовая кривая), через 2 недели вес стал меньше веса при рождении;

2. Выделение небольшого количества концентрированной мочи (если ребенок не получает дополнительного питья или пищи) - ребѐнок мочится менее 6 раз в день (симптом «сухих» пелѐнок), моча жѐлтая с резким запахом.

Вероятные:

1. Ребенок неудовлетворен после кормления грудью.

2. Ребенок часто плачет.

3. Требует более частое прикладывание к груди (не выдерживает промежутки между кормлениями). Длительно и активно сосет грудь.

4. Отказывается от груди.


5. У ребенка редкий в небольшом объеме, плотный, сухой или зеленый стул («голодный» стул»).

6. Могут быть псевдозапоры.

7. Отсутствие при попытке сцеживания молока после кормления ребенка.

Признаки гипогалактии:

1) ребенок не прибавляет в массе;

2) не выдерживает перерывы между кормлениями;

3) симптом «сухих пеленок».

При гипогалактии I, II ст. проводится лечение в течение 5-7 дней, при отсутствии результатов вводится докорм. При III, IV ст. докорм вводится сразу наряду с лечением гипогалактии.

Борьба с гипогалактией:

1) мощный стимул лактации – это частое прикладывание ребенка к груди до 20 раз в сутки;

2) прикладывание к обеим молочным железам;

3) обязателен дневной сон;

4) улучшение питание кормящей женщины;

5) увеличение питьевого режима кормящей женщины до 2-2,5 литра в сутки;

6) горячий душ на молочные железы после сцеживания остатков молока;

7) горячее питьѐ за 40 минут до кормления и после кормления;

8) легкий массаж молочных желез;

9) витаминные комплексы – «Матерна» и др.;

10) фитотерапия – чай «Лактовит»;

11) использовать специализированные продукты и биологически активные добавки для стимуляции лактации (смеси на основе сухого молока, обогащенные витаминами и минеральными веществами; БАД из растительного сырья).

Специализированные продукты питания:

1. Первая группа - сбалансированные продукты на основе коровьего молока.

2. Вторая группа - сбалансированные продукты на основе белка сои: «Мадонна» (Россия).

3. Третья группа - витаминизированные молочно-соевые смеси, экстрактом травы галеги - «Млечный путь» (Россия).

4. Четвертая группа - сбалансированные продукты для матерейиз группы риска по непереносимости БКМ. К ним относится сухая витаминизированная смесь на основе козьего молока «Амалтея» (Великобритания).
Контрольно-измерительные материалы уровня знаний:

Внимание студентам! Самоконтроль позволит выявить трудные вопросы для обсуждения. Постарайтесь самостоятельно найти ответы на задания и покажите, что Вам это по силам. На практическом (лабораторном) занятии Вы проверите правильность ответа и дополните их.


Решите тестовые задания

Вариант1.

Проверяемые компетенции: ОПК -1; ОПК – 4
; ОПК -5; ОПК -6; ПК -5
1. В ЖЕНСКОМ МОЛОКЕ ПО СРАВНЕНИЮ С КОРОВЬИМ:

а) количество белков ниже

б) количество белков выше

в) преобладают крупнодисперсные белки

г) преобладают мелкодисперсные белки

д) содержится таурин
2. В ЖЕНСКОМ МОЛОКЕ ПО СРАВНЕНИЮ С КОРОВЬИМ:

а) количество жиров ниже;

б) количество жиров такое же;

в) содержание эссенциальных жирных кислот ниже;

г) преобладают ненасыщенные жирные кислоты;

д) содержатся жирные кислоты серии омега-6 и омега-3;
3. В ЖЕНСКОМ МОЛОКЕ ПО СРАВНЕНИЮ С КОРОВЬИМ:

а) количество углеводов выше;

б) количество углеводов ниже;

в) содержится бета-лактоза;

г) содержится альфа-лактоза;

д) содержится бифидус-фактор.
4. ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ЖЕНСКОГО МОЛОКА ПО СРАВНЕНИЮ С КОРОВЬИМ:

а) общее количество минеральных солей меньше;

б) общее количество минеральных солей больше;

в) соотношение кальция и фосфора 2:1;

г) соотношение кальция и фосфора 1:1;

д) содержание железа, меди и цинка больше;
5. В КАКОЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ НАЧАЛА КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ ЧАЩЕ ВСЕГО ИМЕЕТ МЕСТО ЛАКТАЦИОННЫЙ КРИЗ?

а) в первые 3 месяца лактации;

б) на 3-4 месяце лактации;

в) на 5-6 месяце лактации;

г) на 7-8 месяце лактации;

д) на 8-12 месяце лактации.
6. ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ С 1-ГО МЕС. ЖИЗНИ ПРИВОДИТ В ВОЗРАСТЕ 4-6 МЕС. ЖИЗНИ К:

а) замедлению роста;

б) замедлению общего развития;

в) замедлению роста и развития;

г) ускорению роста и развития;

д) метаболическим нарушениям.
7. СМЕШАННЫМ ВСКАРМЛИВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ПИТАНИЕ РЕБЕНКА 1-ГО ГОДА, КОГДА НАРЯДУ С ЖЕНСКИМ МОЛОКОМ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ДОКОРМ В ВИДЕ:

а) фруктового пюре

б) овощного пюре

в) донорского молока

г) искусственных молочных смесей

д) фруктовых и овощных соков
8. СРЕДНЕЕ ЧИСЛО КОРМЛЕНИЙ ЗА СУТКИ РЕБЕНКА 2-ГО ПОЛУГОДИЯ ЖИЗНИ:

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

д) 7
9. РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ ДЛЯ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ:

а) адаптированные

б) неадаптированные

в) пресные (сладкие)

г) кислые

д) сложные
10. АДАПТАЦИЯ ИСКУССТВЕННЫХ МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ ВКЛЮЧАЕТ:

а) уменьшение содержания белка;

б) добавление деминерализованной молочной сыворотки;

в) уменьшение содержания животных жиров;