Файл: Рабочая программа дополнительного образования В царстве смекалки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа

дополнительного образования

«В царстве смекалки»

для 1 – 4 классов

учитель: Н.И. Хорюшина.,

с.Алгач
Оглавление



  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………….…………………3

  2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная математика» …...6

  3. Содержание программы …………………………………………………………………………….………………………8

  4. Тематическое планирование ……………………………………………………………….……………………………..10

  5. Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15

  6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28


  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.

Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Курс состоит из 3 разделов:

1.Числа. Арифметические действия. Величины.

2. Мир занимательных задач.

3. Геометрическая мозаика.

Ценность курса состоит в:

— формирование умения рассуждать;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;


— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы:формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

  • способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий;

  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.

Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.

К концу 1 класса учащиеся должны научиться:

- понимать, как люди учились считать;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта;

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

К концу 2 класса учащиеся должны научиться:

- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов;

- использовать интересные приёмы устного счёта;



- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

К концу 3 класса учащиеся должны научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

- работать с числами – великанами;

- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

К концу 4 класса учащиеся должны научиться:

- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

- решать задачи на противоречия;

- анализировать проблемные ситуации взадачах;

- работать над проектами.


  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатамиизучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Метапредметные результаты:


  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работатьпо предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;


- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


  1. Содержание программы

Содержание программы«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся математическоемышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.