Файл: Рабочая программа дополнительного образования В царстве смекалки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа
дополнительного образования
«В царстве смекалки»
для 1 – 4 классов
учитель: Н.И. Хорюшина.,
с.Алгач
Оглавление
-
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………….…………………3 -
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная математика» …...6 -
Содержание программы …………………………………………………………………………….………………………8 -
Тематическое планирование ……………………………………………………………….……………………………..10 -
Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15 -
Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Курс состоит из 3 разделов:
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
2. Мир занимательных задач.
3. Геометрическая мозаика.
Ценность курса состоит в:
— формирование умения рассуждать;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы:формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
-
способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания; -
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -
развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения; -
способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий; -
формировать элементы логической и алгоритмической грамотности; -
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.
Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.
К концу 1 класса учащиеся должны научиться:
- понимать, как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
К концу 2 класса учащиеся должны научиться:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов;
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
К концу 3 класса учащиеся должны научиться:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
К концу 4 класса учащиеся должны научиться:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
- решать задачи на противоречия;
- анализировать проблемные ситуации взадачах;
- работать над проектами.
-
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -
воспитание чувства справедливости, ответственности; -
овладение способами исследовательской деятельности; -
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; -
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
-
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; -
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. -
умение принимать и сохранять учебную задачу; -
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
-
умение использовать знаково-символические средства; -
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
-
умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; -
правильно выполнять арифметические действия; -
умение рассуждать логически грамотно;
-
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность; -
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работатьпо предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-
Содержание программы
Содержание программы«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся математическоемышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.