Файл: Рабочая программа дополнительного образования В царстве смекалки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.




  1. Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.


Числа. Арифметические действия. Величины.


Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.

Итого:

17

5

10

32 ч

6

1

4

11 ч

11

4

6

21 ч

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.



2 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.


2.


3.


Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

13


8


11

32 ч

5


3


4

12ч

8


5


7


20 ч

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.Определение времени по часам с точностью до часа.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.





3 класс



№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.


Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач.


Геометрическая мозаика.

Итого:

20

8

4

32 ч

7

3

2

12 ч

13

5

2
20 ч

Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач.
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.



4 класс



№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.


2.


3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

15


13


4

32 ч

5


4


2

11ч

10


9


2

21 ч

Занимательные задания с римскими цифрами.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой.

Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.





  1. Календарно – тематический план

1 класс


п\п

Название темы занятия

Коли

чество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха».





2

Танграм: древняя китайская головоломка


1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.




3

Путешествие точки. Построение рисунка на листе в клетку

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.




4

Игры с кубиками. Кто быстрее?

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.




5

«Математика любит внимательных». Игры на внимание

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.




6

Волшебная линейка


1

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.




7

«Весёлый улей». Задачи – шутки

1

Задачи – шутки.




8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.




9

«Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали

1

Игры – соревнования.




10

Игры с кубиками. Соревнование

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.




11

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.




12

«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады

1

Викторины, ребусы, шарады.




13

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.




14

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.




15

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.




16

Математический тренинг. Магические квадраты

1

Построение «математических» пирамид.




17

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.




18

Математические головоломки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.




19

Математическая карусель. Решение занимательных задач

1

Решение занимательных задач.




20

Уголки. Составление фигур

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.




21

Игра в магазин


1

Монеты.





22

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.




23

«В стране Сообразили». Математические раскраски

1

Весёлый счёт. Взаимный контроль.




24

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах.




25

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».




26

Секреты задач

1

Решение нестандартных задач.




27

«Математическая карусель». Математические сказки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.




28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.




29

«Математическая карусель». Математические кроссворды

1

Построение «математических» пирамид. Кроссворды.




30

Математические игры. Цифра заблудилась

1

Построение «математических» пирамид.




31

«Гимнастика ума». Логические задачи

1

Решение логических задач.




32

Мир занимательных задач

1

Решение нестандартных задач.







Итого:

32 ч