Файл: Рабочая программа дополнительного образования В царстве смекалки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
-
Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 17 5 10 32 ч | 6 1 4 11 ч | 11 4 6 21 ч | Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. |
2 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 13 8 11 32 ч | 5 3 4 12ч | 8 5 7 20 ч | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.Определение времени по часам с точностью до часа. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
3 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 20 8 4 32 ч | 7 3 2 12 ч | 13 5 2 20 ч | Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
4 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 15 13 4 32 ч | 5 4 2 11ч | 10 9 2 21 ч | Занимательные задания с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой. Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. |
-
Календарно – тематический план
1 класс
№ п\п | Название темы занятия | Коли чество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | Математика — это интересно. Решение нестандартных задач | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха». | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |
3 | Путешествие точки. Построение рисунка на листе в клетку | 1 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |
4 | Игры с кубиками. Кто быстрее? | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |
5 | «Математика любит внимательных». Игры на внимание | 1 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |
6 | Волшебная линейка | 1 | Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | |
7 | «Весёлый улей». Задачи – шутки | 1 | Задачи – шутки. | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |
9 | «Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали | 1 | Игры – соревнования. | |
10 | Игры с кубиками. Соревнование | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |
11 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
12 | «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады | 1 | Викторины, ребусы, шарады. | |
13 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
14 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | |
15 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | |
16 | Математический тренинг. Магические квадраты | 1 | Построение «математических» пирамид. | |
17 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
18 | Математические головоломки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки. | |
19 | Математическая карусель. Решение занимательных задач | 1 | Решение занимательных задач. | |
20 | Уголки. Составление фигур | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | |
21 | Игра в магазин | 1 | Монеты. | |
22 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |
23 | «В стране Сообразили». Математические раскраски | 1 | Весёлый счёт. Взаимный контроль. | |
24 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. | |
25 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | |
26 | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
27 | «Математическая карусель». Математические сказки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | |
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
29 | «Математическая карусель». Математические кроссворды | 1 | Построение «математических» пирамид. Кроссворды. | |
30 | Математические игры. Цифра заблудилась | 1 | Построение «математических» пирамид. | |
31 | «Гимнастика ума». Логические задачи | 1 | Решение логических задач. | |
32 | Мир занимательных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
| Итого: | 32 ч | | |