Файл: Рабочая программа дополнительного образования В царстве смекалки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | |
2 | Математические игры | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». | |
3 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |
4 | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |
5 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
7 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
8 | «Шаг в будущее» | 1 | Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» | |
9 | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
10 | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |
11 | «Шаг в будущее» | 1 | Конструктор «Кубики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | |
12 | Тайны окружности | 1 | Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |
13 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. | |
14 | «Новогодний серпантин» | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки. | |
15 | «Новогодний серпантин». Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач. | |
16 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид. | |
17 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | Определение времени по часам с точностью до часа. | |
18 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | |
19 | Головоломки. Расшифровка закодированных слов | 1 | Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | |
20 | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | |
21 | «Что скрывает сорока?» Ребусы | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | |
22 | Весёлый счёт. Соревнование | 1 | Игра «Говорящая таблица умножения». | |
23 | Решение занимательных задач | 1 | Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |
24 | Игры с кубиками | 1 | У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | |
25 | В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач. | |
26 | Составь геометрическую головоломку. | 1 | Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | |
27 | Мир занимательных задач | 1 | Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. | |
28 | Задачи по страницам сказок | 1 | Задача «о волке, козе и капусте». | |
29 | Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое (ходом шахматного коня). | |
30 | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). | |
31 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. | |
32 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |
| Итого: | 32 ч | | |
3 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | «Числовой» конструктор | 1 | Игра «Продолжай, не зевай». | |
2. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |
3 | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | |
4 | В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач. | |
5 | Решение нестандартных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
7 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | |
8 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
9 | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение занимательных задач. | |
10 | Математические фокусы | 1 | Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | |
11 | Математические игры | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками». | |
12 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | |
13 | Математическое путешествие. Весёлый счёт | 1 | Вычисления в группах. Соревнования. | |
14 | Выбери маршрут | 1 | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои. | |
15 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
16 | В царстве смекалки. Решение логических задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
17 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач | 1 | Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ | |
18 | Мир занимательных задач | 1 | Решение занимательных задач, задач в стихах. | |
19 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | |
20 | Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки. | |
21 | Задачи на сообразительность | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
22 | Мир занимательных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
23 | Математические головоломки | 1 | Составление и разгадывание математических ребусов. | |
24 | Комбинаторные задачи | 1 | Решение комбинаторных задач. | |
25 | Числовые головоломки | 1 | Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | |
26 | Конкурс смекалки. Задачи в стихах | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |
27 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт. Решение старинных задач. | |
28 | Математические фокусы | 1 | Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | |
29 | Математический лабиринт | 1 | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |
30 | Составление занимательных заданий | 1 | Решение занимательных задач. | |
31 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы, головоломки. | |
32 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги). | |
| Итого: | 32 ч | | |
4 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? | |
2 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
3 | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
4 | История возникновения римских цифр | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. | |
5 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
6 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?». | |
7 | В царстве смекалки | 1 | Решение заданий на смекалку. | |
8 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |
9 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
10 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
11 | Выбери маршрут | 1 | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | |
12 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. | |
13 | «Постигаем мы без скуки очень важную науку». Развивающие игры | 1 | Развивающие игры. | |
14 | Математическая копилка | 1 | Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. | |
15 | «Думай, считай, отгадывай!». Весёлый счёт. Числовые головоломки | 1 | Числовые головоломки. | |
16 | «Математический марафон». Игра «Вопрос – ответ» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | |
17 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | |
18 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации для составления заданий. | |
19 | Числовые головоломки | 1 | Заполнение числового кроссворда. | |
20 | Решение и составление ребусов, содержащих числа | 1 | Запись решения в виде таблицы. | |
21 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
22 | Задачи со многими возможными решениями | 1 | Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв условной записи. | |
23 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». | |
24 | Интеллектуальная разминка. Математические головоломки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |
25 | Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи | 1 | Математические головоломки, занимательные задачи. | |
26 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | |
27 | Математическая копилка. Решение комбинаторных задач | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к Международному конкурсу «Кенгуру». | |
28 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | |
29 | Математический лабиринт | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. | |
30 | Математический праздник | 1 | Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | |
31 | Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, Занимательные задачи. | |
32 | Математическая копилка. «Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем» | 1 | Задачи в стихах. Задачи – шутки.Ребусы, шарады. | |
| Итого: | 32 ч | | |
6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Методическое обеспечение
Литература для учителя
-
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 -
Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 -
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008 -
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7. -
Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с. -
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011 -
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 -
Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Материально – техническое обеспечение
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц -
Телевизор -
Ноутбук -
Принтер лазерный -
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные) -
Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное), с возможностью крепления на доске -
Линейка -
Циркуль -
Метры демонстрационные -
Угольники классные -
Циркули классные -
Комплекты цифр и знаков -
Комплекты цифр и знаков («математический веер») -
Набор геометрических фигур -
«Спичечный конструктор» -
Кубики (игральные) с точками или цифрами. -
Часовой циферблат с подвижными стрелками.