Файл: Исследование основных принципов формирования системы корпоративных нормативных актов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу.

Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем — предприятия и, наконец, структурных единиц (бригад, отделов). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт. Исходя из этого, корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в такой последовательности:

1) акты, принятые в порядке единоначалия генеральным директором (президентом) корпорации;

2) акты, принятые советом директоров;

3) акты, принятые общим собранием коллектива акционеров, а также трудового коллектива по вопросам, относящимся к их компетенции.

Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчиненности, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или вопроса, ими регулируемого, следует применять те, которые изданы позднее. Более поздний акт отменяет ранее изданные.

Непременно надо соблюдать и такое правило: специальный акт имеет преимущество перед актом общего действия.

5. Научность, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности, в значительной мере зависит от уровня предприятия. Если сравнить завод «Уралмаш», имеющий целую сеть научных отделов, втуз и, допустим, какой-либо небольшой магазин, то сразу будет ясно, что претворить в жизнь принцип научности при принятии корпоративных актов под силу далеко не всем предприятиям. В этом отношении большое значение имеет не только уровень, но и величина предприятия. Но главную роль в обеспечении научной обоснованности корпоративных норм играет все же квалификация работников, то, насколько они образованны, насколько информированы о достижениях науки, насколько способны их воспринять. Речь идет как о менеджерах, готовящих проекты корпоративных актов, так и о персонале корпорации, руками которого эти корпоративные нормативные решения претворяются в жизнь.

Говоря о выполнении принципа научности, нельзя не отметить и значение финансов: их наличие в необходимых случаях всегда позволит воспользоваться услугами независимых консультантов, экспертов, если в корпорации будет обнаружен недостаток собственных интеллектуальных сил.


Необъятные возможности привлечь данные науки и почти мгновенно получить полезный эффект имеются в области менеджмента. У нас эта наука пока не оценена должным образом. Западные предприниматели, в особенности японские, получают от внедрения ее данных весьма значительный эффект, чему следовало бы поучиться и нашей стране6.

Кроме того, можно отметить три принципа, которые помогают определить цивилизованность бизнеса:

1. Утилитаризм. Правильное или неправильное корпоративное решение предлагается — зависит оттого, принесет ли оно максимальную пользу большинству людей, занятых в корпорации. Если участники корпорации это почувствуют и поймут, они приложат максимум усилий для практического выполнения данного решения. Следовательно, менеджеры вместо жесткого давления на своих подчиненных должны предлагать работникам несколько альтернативных вариантов и отвергать варианты, которые отвечают интересам ограниченного круга людей, связавших свою судьбу с корпорацией;

2. Соблюдение прав человека (не обманывать, не хитрить, уважать мнение коллег и подчиненных, не заставлять их действовать против своих интересов, уважать их право на тайну частной жизни, не заставлять поступать вразрез с их религиозными и этическими представлениями, не подвергать их наказанию без честного и беспристрастного суда, не нарушать их право на безопасные условия труда и т.п.);

3. Справедливость. Она базируется на обеспечении равных прав при распределении ответственности и благ. Это означает, что ко всем людям следует относиться одинаково, нельзя нарушать установленные правила, тот, кто нанес ущерб, должен непременно отвечать за него и возмещать его. Справедливое решение — это беспристрастное и разумное решение, соответствующее данной ситуации7.
РАЗДЕЛ III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОРПОРАТИВНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА
Выделяют следующие этапы и стадии процесса корпоративного нормотворчества:

1) предпроектный этап, который включает следующие стадии:

— планирования нормотворчества;

— нормотворческой инициативы;

2) подготовка проектов корпоративных нормативных актов — включает стадии:

— сбора, изучения, анализа материалов

, относящихся к регулируемым общественным отношениям;

— разработки проекта корпоративного нормативного акта;

— согласования (предварительного обсуждения) проекта корпоративного нормативного акта;

— доработки проекта и визирования;

3) принятие и официальное оглашение корпоративных нормативных актов — включает стадии:

— принятия проекта (принятие, подписание, регистрация);

— вступления в силу корпоративного нормативного акта.

Итак, рассмотрим их более подробно.

Сущность предпроектпого этапа заключается в определении потребности в урегулировании корпоративными нормами общественных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации. Для этого в организации целесообразно вести систематическое изучение, анализ общественных явлений и процессов, происходящих в ее производственной и иной деятельности, постоянно выявлять потребности в их нормативной правовой регламентации. Прежде всего определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности организации, к которой относится предлагаемый корпоративный акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты корпоративных нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. О том, что такая потребность назрела, можно говорить только тогда, когда нормативный правовой акт представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами8.

Предпроектный этап включает следующие стадии.

1. Стадия планирования нормотворчества. Разработку проектов корпоративных нормативных актов целесообразно осуществлять на плановой основе. Планирование нормотворческих работ делает возможным комплексный подход к правовому регулированию внутриорганизационных отношений с выделением его главных направлений в зависимости от производственных и социальных потребностей, позволяет рационально организовывать работу по подготовке корпоративных актов. Планы нормотворческой деятельности в значительной степени способствуют преодолению излишней поспешности в принятии актов, не всегда обоснованной зависимости темы акта от «сиюминутных обстоятельств» текущего момента.


Характер и основное содержание планов нормотворческих работ определяются прежде всего перспективами развития конкретной организации. Вместе с тем с учетом складывающейся практики можно выделить следующие главные подходы к выработке таких планов:

1) план целесообразно составлять на несколько лет, систематически обновляя его;

2) планируемые акты должны обеспечивать правовыми средствами преобразования в основных сферах жизнедеятельности организации: производственной, финансовой, социальной, экологической, правовой;

3) при составлении плана важно правильно отражать тенденции развития основных регулируемых сфер деятельности организации, выделяя при этом приоритетные акты, т.е. требующие первоочередного принятия.

В плане можно предусмотреть и другие мероприятия в области нормотворчества: издание сборников корпоративных нормативных актов, мероприятия по вопросам реализации данных актов и т.п.

Таким образом, очевидность осуществления нормотворческой деятельности на основе планирования не вызывает сомнений, поскольку без него неизбежны хаотичность, пробелы, неоправданное дублирование, приводящее к рассогласованности корпоративных актов, а необходимой базой для планирования может выступать бизнес-план организации, в котором отражаются приоритетные направления развития и деятельности организации.

2. Стадия нормотворческой инициативы. Начало процедуры подготовки проекта конкретного корпоративного акта связано, как правило, с выдвижением инициативы о принятии соответствующего корпоративного акта.

Нам представляется возможным считать, что нормотворческая инициатива может исходить непосредственно как от трудового коллектива организации (что крайне редко применяется на практике), так и от представителей работников, в том числе профсоюзов, а также от органов управления организацией и ее структурных подразделений (что в большинстве случаев и происходит). Но несмотря на то что она может исходить от разных субъектов, решение об издании корпоративного нормативного акта может быть принято путем выбора одного из двух вариантов: либо коллективно, т.е. на собраниях, конференциях трудового коллектива, акционеров; но согласованию с представительным органом работников и т.д., либо единолично, т.е. одним из должностных лиц органов управления данной организацией.


Нормотворческая инициатива выражается в следующих формах: 1) выдвижение инициативных проектов корпоративных нормативных актов;

2) представление разработанной концепции актов; 3) предложения о разработке и принятии корпоративного нормативного акта; 4) предложения об изменениях, дополнениях либо отмене корпоративных нормативных актов.

После того как будет принято решение о необходимости разработки и принятия корпоративного нормативного акта, направленного на регулирование тех или иных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации, начинается второй этап корпоративного нормотворчества, именуемый как этап подготовки проектов корпоративных актов.

Отношения, возникающие в процессе разработки проекта корпоративного нормативного акта, отличаются от других отношений определенным своеобразием. Ведь на данном этане принимаются решения о создании, изменении или отмене корпоративных норм, окончательно реализуемые на третьем, завершающем этапе, происходит интеллектуальная работа над текстом проекта корпоративного нормативного акта. Трудно переоценить ту роль, которую играет привлечение к разработке проектов корпоративных нормативных актов как специалистов, в первую очередь юристов, так и специалистов, которым предстоит реализовывать в хозяйственной деятельности организации данные корпоративные акты.

Основными параметрами, на которых сегодня акцентируется внимание, в ходе подготовки корпоративных актов выступают законность, целесообразность и содержательность. Ведь они должны быть в первую очередь сориентированы на достижение конкретного общеполезного результата. При этом всегда необходимо помнить о пределах корпоративного регулирования, а также разграничивать отношения, регулируемые непосредственно законом и подзаконными актами.

Таким образом, под этапом подготовки проектов корпоративных актов следует понимать комплекс общественных отношений и материально-технических действий, направленных на подготовку проектов корпоративных нормативных актов (их изменение или отмену), а также связанных со сбором, изучением, анализом информации для составления проекта, подготовкой проекта, его согласованием с заинтересованными службами и определенными должностными лицами, проверкой соответствия законодательству.

Нельзя не отметить и то, что этап подготовки проектов корпоративных актов является логическим продолжением первого этапа, его неотъемлемой составляющей.