Файл: Исследование основных принципов формирования системы корпоративных нормативных актов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап подготовки проектов корпоративных актов распадается на следующие стадии.

1. Стадия сбора, изучения, анализа материалов, относящихся к регулируемым общественным отношениям. Включение корпоративного нормативного акта в план нормотворческих работ, как правило, уже предполагает определенную обоснованность его разработки и принятия. Но наличие такого плана не должно ограничивать права субъектов нормотворческой инициативы и не исключает возможности подготовки и принятия корпоративных нормативных актов вне плана. К тому же в план могут быть ошибочно включены акты, разработка которых не вызывается действительной необходимостью или невозможна по каким-либо другим причинам (не обеспечена финансовой поддержкой, материальными ресурсами, опережает развитие реальных отношений в данной сфере и т.п.). Поэтому до начала работы над проектом корпоративного нормативного акта важно выявить общественную потребность в правовом регулировании соответствующей сферы внутриорганизационных отношений, еще раз убедиться в необходимости издания того или иного корпоративного акта.

Прежде всего необходимо определить реальное, фактическое состояние той сферы деятельности организации (экономической, производственной, правовой, социальной и т.п.), к которой относится проект. Затем четко определить существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общую цель предполагаемого правового регулирования. Например, возникла необходимость в регламентации порядка оформления доверенностей, выдаваемых от имени организации. Проект данного корпоративного нормативного акта относится к правовой сфере деятельности, его цель — установить единый порядок оформления и выдачи доверенностей на предприятии.

Обычно корпоративный нормативный акт, который предлагается разработать, не является первым в регулировании определенной области общественных отношений. Может быть, подобные акты уже принимались и действовали в данной сфере до него. Поэтому большое значение на начальном этапе подготовки проекта имеет информация о действующих корпоративных нормативных актах по данному вопросу, анализ их состояния, практики применения: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого корпоративного нормативного акта, если принимались, то каковы их эффективность и недостатки; как предлагаемый корпоративный нормативный акт впишется в действующее правовое регулирование и будет взаимодействовать с сопряженными ему актами и т.п. Очень важно отобрать и проанализировать по возможности все ранее изданные акты по данному вопросу.


Таким образом, главная задача этой стадии состоит в сборе, изучении и анализе материалов, что, конечно, не исключает продолжения дайной работы и на протяжении других стадий рассматриваемого этапа корпоративного нормотворчества. Основная цель сбора материала заключается в том, чтобы уяснить необходимость принятия соответствующего корпоративного нормативного акта и обосновать его задачи и основное содержание.

Необходимо, на наш взгляд, также учитывать и то, что объем собираемого материала должен соответствовать характеру и значимости подготавливаемого акта. Это статистические, социологические и другие критерии о состоянии и развитии данной сферы внутриорганизационных отношений; предложения, поступающие как от работников организации, их представителей, так и работодателя, учредителей и т.д., обосновывающие необходимость нового урегулирования системы корпоративных нормативных актов и практики их применения.

2. Стадия разработки проекта корпоративного нормативного акта. На данной стадии вырабатываются основные положения будущего акта, которые впоследствии смогут обеспечить достижение поставленных целей.

Структура и содержание отдельных корпоративных нормативных актов установлены Унифицированной системой организационно-распорядительной документации.

Разработка проекта корпоративного нормативного акта возможна в виде подготовки:

1) нового корпоративного нормативного акта;

2) изменений и дополнений действующих корпоративных актов, т.е. внесения в текст действующих корпоративных нормативных актов новых предписаний или замены прежних предписаний новыми, изменяющими, уточняющими, расширяющими либо сужающими содержание правового регулирования;

3) новой редакции (нового текста) действующего корпоративного нормативного акта, актуализирующей содержание норм.

3. Стадия согласования {предварительного обсуждения) проекта корпоративного нормативного акта. Для обеспечения качества корпоративных нормативных актов, обоснованности их применения необходимо создать условия, обеспечивающие подлинно демократическую процедуру нормотворчества. Важно обеспечить творческую, деловую обстановку в работе, широкое, гласное обсуждение проектов корпоративных нормативных актов на основе анализа разных точек зрения.

Наибольшую отдачу дает, конечно, обсуждение подготовленного проекта. Однако не менее важно обсуждение тех или иных вопросов на предварительной стадии подготовки проекта акта, когда нет еще его первоначального текста. Эффективным является предварительное обсуждение концепции проекта, его будущих основных идей, причем до того, как будет подготовлен проект и будут сформулированы конкретные его нормоположения.



Предварительное обсуждение проекта корпоративного нормативного акта осуществляется с целью высказывания предложений, поправок и замечаний по его содержанию, оформлению и т.д.

4. Стадия доработки проекта корпоративного нормативного акта и его визирования. На этой стадии по результатам обсуждения разработчик, осуществляющий подготовку проекта корпоративного нормативного акта, организует учет, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений, а также доработку проекта в соответствии с ними.

Наибольший эффект на данной стадии могут дать:

— справочно-аналитические материалы о предложениях и замечаниях по тексту проекта корпоративного нормативного акта, высказанных в ходе обсуждения и согласования;

— данные проведенных исследований и опросов;

— сводные материалы анализа общественного мнения.

Таким образом, разработчик с учетом анализа поступивших замечаний на предмет их целесообразности и необходимости внесения в проект корпоративного нормативного акта дорабатывает его, после чего проект направляется на визирование.

После того как проект окончательно доработан, отредактирован с учетом всех замечаний, предложений, а также согласован (завизирован), нормотворческий процесс вступает в свою официальную фазу, наступает третий заключительный этап — этап принятия и официального оглашения корпоративного нормативного акта, который последовательно проходит две стадии: стадию принятия проекта корпоративного нормативного акта и стадию вступления его в силу. В завершающий этап нормотворческого процесса также входит регистрация и официальное оглашение (рассыл) принятого корпоративного нормативного акта. Данный этап включает следующие стадии.

1. Стадия принятия проекта корпоративного нормативного акта {принятие, подписание, регистрация). Характерной особенностью корпоративного нормативного регулирования внутриорганизационных отношений является порядок принятия корпоративных нормативных актов, в основе которого лежит главным образом договорно-согласительный принцип. Корпоративные акты являются, как правило, нормативными соглашениями, заключаемыми между коллективом работников (в лице их представителей) и работодателем.

2. Стадия вступления в силу корпоративного нормативного акта. Общеизвестно, что сфера действия корпоративных норм ограничена пределами отдельно взятой организации. Для работников, администрации и их представителей нормы, содержащиеся в корпоративных нормативных актах, становятся обязательными с момента вступления их в силу. Причем стороны по обоюдному согласию могут определить дату вступления в силу того или иного корпоративного нормативного акта и установить срок его действия, но на практике, как правило, это прерогатива работодателя.


По общему правилу корпоративный нормативный акт вступает в силу с момента подписания, если в самом акте или в акте о его утверждении не указан иной срок.

Основаниями прекращения действия корпоративных нормативных актов являются:

— истечение срока действия, на который он был принят;

— принятие нового акта;

— признание акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;

— признание судом акта незаконным9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что подготовка корпоративных актов - дело непростое. Однако при разумном, умелом составлении они способны стать мощным фактором в процессе организации деятельности корпораций. Следует иметь в виду, что они в большей мере, нежели законодательные акты, несут на себе печать субъективности. Содержание корпоративных актов в большей степени зависит от их разработчиков, от того, как и в чем последние видят задачу корпоративного акта, какими средствами пытаются ее решить, как формулируют сами правила поведения, какой круг адресатов выбирают, какие санкции определяют.

Следовательно, по этой причине при неразумном использовании корпоративные нормативные акты могут стать источником психологической напряженности в коллективе, страха, неуверенности, а то и нарушения интересов членов коллектива.

Разработка локальных нормативно-правовых актов является сложным процессом, включающим в себя множество стадий и этапов, на каждом из которых необходимо учитывать весь спектр вариаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамян, Г. В. Соотношение понятий источников и форм корпоративного права / Г. В. Адамян // Право и современные государства. – 2014. – № 3. – С. 27-34.

2. Алексанян, Е. А. Корпоративные акты: природа, признаки и виды / Е. А. Алексанян // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2018. – № 5. – С. 110–115.

3. Ерахтина О.С. Корпоративное право: учеб. пособие. – Пермь, 2010. – 222 с.

4. Кирилов, Д. А. Корпоративное нормотворчество в хозяйственных обществах / Д. А. Кирилов // Вопросы российского и международного права. – 2022. – Т. 12, № 3A. – С. 86-92.

5. Козырева, А. Б. Корпоративное правотворчество: понятие и факторы влияния / А. Б. Козырева // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 8(57). – С. 9-15.

6. Корпоративное право : учеб. пособие / [О. В. Жевняк, Е. Г. Шаблова, Е. А. Рыжковская, П. Г. Тиховская ; под общ. ред. Е. Г. Шабловой] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 183 с.


7. Малышева, И. В. К вопросу о локальном правотворчестве / И. В. Малышева // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 3(82). – С. 9-14.

8. Макарова, О. А. Корпоративное право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. А. Макарова ; пред. В. Ф. Попондопуло. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 413 с.

9. Шиткина И.С. Корпоративное право в таблицах и схемах. / И. С. Шиткина — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2016. — 556 с.

1 Алексанян, Е. А. Корпоративные акты: природа, признаки и виды / Е. А. Алексанян // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2018. – № 5. – С. 110–115.

2 Макарова, О. А. Корпоративное право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. А. Макарова ; пред. В. Ф. Попондопуло. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 413 с. – С.59-62.

3 Кирилов, Д. А. Корпоративное нормотворчество в хозяйственных обществах / Д. А. Кирилов // Вопросы российского и международного права. – 2022. – Т. 12, № 3A. – С. 86-92.

4 Ерахтина О.С. Корпоративное право: учеб. пособие. – Пермь, 2010. – 222 с. – С. 16-20.

5 Козырева, А. Б. Корпоративное правотворчество: понятие и факторы влияния / А. Б. Козырева // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 8(57). – С. 9-15.

6 Корпоративное право : учеб. пособие / [О. В. Жевняк, Е. Г. Шаблова, Е. А. Рыжковская, П. Г. Тиховская ; под общ. ред. Е. Г. Шабловой] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 183 с. – С. 16-18.

7 Малышева, И. В. К вопросу о локальном правотворчестве / И. В. Малышева // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 3(82). – С. 9-14.

8 Адамян, Г. В. Соотношение понятий источников и форм корпоративного права / Г. В. Адамян // Право и современные государства. – 2014. – № 3. – С. 27-34.

9 Шиткина И.С. Корпоративное право в таблицах и схемах. / И. С. Шиткина — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2016. — 556 с. – С. 29-37.