Файл: 1. Раскрыть особенности воспитания мальчиков, девочек в семье и детском саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным для становления поло ролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни.О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на поло ролевом развитии ребенка.
Осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности. Поэтому процесс воспитания ребенка правильнее рассматривать, как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Поло ролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
1.Раскрыть особенности воспитания мальчиков, девочек в семье и детском саду
По результатам анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит формирование гендерной идентичности. Многие педагоги посвятили этой теме научные труды, мнения различны. Тем не менее ученые считают – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек
в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальны» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными процессами. На девочек более влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Вопросов очень много, но ученые единодушны в одном – гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.
В учебном пособии по гендерной психологии Т. В. Бердас назвала особенности о преимущественных детей того или иного пола:
- по показаниям роста преимущество у мальчиков, но более раннее созревание у девочек;
- существуют различия в моторике мальчиков и девочек, никогда не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона.
- в возрасте 3-4 и 5-9- лет девочки превосходят в зрительно- пространственных способностях;
- в старшем дошкольном возрасте отмечается преимущество девочек в произвольном внимании, в речевых способностях, в интересе к занятиям;
- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
- мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но скрывают свои эмоции и превосходят девочек по открытой, физической агрессии;
- самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
- стремление отделиться от противоположного пола, появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков на четвёртом;
На основании этого, становится очевидным, что различия между девочками и мальчиками существуют, и они не должны оставаться незамеченными как родителями, так и педагогами.
Социально –эмоциональная среда для ребёнка, это не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Женственных
мальчиков не принимают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Из практики: на занятиях девочки более активны, первыми поднимают руку, стараются ответить полным предложением; мальчики же не торопятся с ответом, ему необходимо больше времени для обдумывания, в результате девочки выглядят более знающими, чем мальчики. В этих случаях не нужно акцентировать не возможность мальчика ответить на вопрос, можно спросить его позже, в индивидуальном порядке. В таких случаях воспитатель может обратиться к родителям, которые дома позанимаются с сыном.
И воспитателям, и родителям важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах построенных на основе слухового восприятия, мальчики плохо воспринимают объяснение слуховое и для них предпочтительнее использовать визуальные средства (зрительные).
Для девочки важна интонация оценки, публичность (похвала в присутствии других) Для мальчиков важно указать чего он добился (чистить зубы, конструировать и желательно что бы мальчик указал детали конструкции и т. д.). Именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата и получив удовлетворение и радость он готов повторять одно и тоже много раз.
Самым сложным для воспитателя являются потасовки между мальчиками, которые не являются проявлением агрессии, а создают положительный эмоциональный фон. Тут необходимо научиться руководить ими. Например, предложить на перегонки пробежаться, сыграть в хоккей (футбол) друг против друга, предложить отбивать мяч, кто больше и т. д.
Воспитание будущих мальчиков и девочек закладывается не в детском саду, а дома в семье. Нам необходимо вспомнить традиции наших предков. Народные игры, которые мы играем в детском саду, были основаны на приобщение детей к традиционным занятиям (охоте, рыболовству, собирательству). Не только в играх, но и в совместном труде родители воспитывали девочек и мальчиков. Самооценка таких детей высокая и гендерная принадлежность формируется естественным путём. В наше время мы часто твердим о равноправии мужчин и женщин. Задумайтесь, а хорошо ли это? Ослабление отцовской власти в семье неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов»
, «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией» («воспитание ребёнка в русских традициях» Соколова Л. В. Некрасова А. Ф.)
Семья, по- прежнему, остаётся важнейшим институтом социализации ребёнка.
В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание, дают ту опору, которая на многие годы определит характерные особенности личности.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Рекомендации по воспитанию девочек
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
2.Раскрыть понятия «мужественность», «женственность»
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).