Файл: Литература, используемая при проведении занятия Ресурсы интернета (сайты mchs gov ru, fireman club) Развернутый план занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Проведения занятий с личным составом ПСЧ по дисциплине Общественно – государственная подготовка: 12-15.02.23г.
Тема №1.1. «Основы морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению».
Вид занятий: КГЗ.Отводимое время: 1(час)
Цель занятия: Изучить предложенную тему.
Литература, используемая при проведении занятия:
Ресурсы интернета (сайты mchs.gov.ru, fireman.club)
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 – Основы морально-психологической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.
1. Основное содержание профессиональной морали
Основное содержание профессиональной морали в пожарной охране составляет общечеловеческие нормы. Однако некоторые из них «окрашиваются» своеобразной спецификой. Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, способность к самопожертвованию, чувство справедливости, здесь выходят на передний план, тогда как в других профессиях на первый план выходят иные моральные качества. Кроме того, здесь действуют, так сказать, «свои» моральные нормы, такие, например, как обязательность неразглашения информации, имеющей конфиденциальный характер и полученной исключительно в силу возможностей службы. Меняются критерии моральности и аморальности, изменяется система ценностей, но неизменно остается ориентация на социальный нравственный идеал, служение добру, борьба против зла.
Мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Но, в конечном счете, в ее основе всегда лежит социальная целесообразность.
2. Основные моральные принципы сотрудников ГПС
Важнейшими моральными ценностями для сотрудников пожарной охраны являются: верность Родине, присяге и избранной профессии, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и чувства достоинства, неподкупность и взаимовыручка.
Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали. В рамках требований, предъявляемых к службе в пожарной охране, основными принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка.
Коллективизм является одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали. В нем заключается самая главная сущность взаимоотношения личности и общества. В пожарной охране принцип коллективизма является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.
Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:
1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.
2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В пожарной охране эта сторона коллективизма проявляется особенно действительно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников. Лодырей, прогульщиков.
3. Демократизм. Существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.
4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.
Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников пожарной охраны быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения.
Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников пожарной охраны является принцип справедливости. Справедливость не - только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего помимо морали – сферы права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности – и устанавливает соотношение между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздеянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями и т.д.
Все вышеуказанные принципы для сотрудников пожарной охраны, являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике, в служебных коллективах эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений свой специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.
Российская общественно-политическая система в политико-правовой области в настоящее время ориентирована на переход к правовому государству.
«Правовое государство - отмечалось в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1990 г.) - означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности». Следовательно, государство, стремящееся стать правовым, должно в первую очередь обеспечить уважение и соблюдение прав человека.
Особую остроту рассматриваемая проблема приобретает применительно к регулированию деятельности «силовых» государственных структур, которые для выполнения своей основной задачи по защите жизни и здоровья человека, его прав от преступных посягательств или от последствий катастроф, пожаров, стихийных бедствий вынуждены действовать методами, которые прямо или косвенно ограничивают эти права.
Фундаментальный принцип морали - гуманизм проявляется в законодательном закреплении обязанности сотрудников ГПС обеспечивать лицам, получившим телесные повреждения, оказание доврачебной помощи.
Проблема соответствия цели и средств является чрезвычайно актуальной в практической деятельности сотрудников ГПС. Оправдывает ли цель средства? Противоречивые решения содержатся в концепциях «иезуитизма» и «абстрактного гуманизма». Иезуитизм оправдывает средства целью. Противоположная концепция абстрактного гуманизма содержится, прежде всего, в известной теории «непротивления злу насилием». Её сторонники утверждают, что цель не может быть критерием оценки средств. Средства должны быть в одинаковой степени и нравственными и целесообразными, нести «добро» без примеси «зла».
Таким образом, на вопрос «оправдывает ли цель средства» немарксистская этика предлагает два взаимоисключающих ответа:
- цель оправдывает любые средства;
- цель вообще не может оправдывать средства.
Этика марксизма считает, что средства должны быть адекватными целям. Средства, которые выбирают, являются таковыми лишь в отношении к цели определенной. Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения положительной нравственной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяя их благородного характера.
В практике имеет место большое количество рассогласования целей и средств. Они вызваны:
* неумением выбирать эффективные средства;
* попытками выбирать средства по образцу беспринципного поведения;
* ситуациями, в которых средства выявляют аморальный характер цели, а в отношении к ней они вполне целесообразны.
В обыденной моральной практике можно обнаружить попытки стихийного поиска эффективных приемов достижения нравственной цели и борьбы со злом. При этом предпринимается своеобразная попытка создать форму «добра с кулаками» - обучение эффективному выбору средств «у дурного противника». Это орудие, как правило, используют люди беспринципные, ловкие, не гнушающиеся никакими средствами. Недопустимость нарушения единства целей и средств наибольшей мере имеет отношение к деятельности сотрудников органов внутренних дел, которая связана с огромным количеством конфликтных ситуаций. В этом случае исключительное значение имеет право морального выбора, когда сотрудник не только должен руководствоваться нравственной целью, но и выбирать соответствующие ей средства, так как применение аморальных средств приводит к изменению характера цели и результата.
3. Основные моральные требования, предъявляемые к сотрудникам пожарной охраны
К сотрудникам пожарной охраны предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в служебно-нормативных документах, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций морально-психологическим климатом коллектива сотрудников. В общем виде моральные требования к сотрудникам пожарной охраны состоят в следующем:
отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с общечеловеческими принципами морали;
глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как государственного служащего, от которого в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни и здоровья людей;
разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику пожарной охраны прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
принципиальность мужество, бескомпромиссность, самоотверженность, объективность и непредвзятость в принятии решений;
безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника пожарной охраны;
сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.
Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник пожарной охраны. При этом на разных уровнях эти нравственные качества различаются по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам: