Файл: Реферат по дисциплине Конституционное право по теме Проблемы переходного периода реформирования государственноправовых институтов на основе демократических принципов их организации и деятельности..docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Реферат
по дисциплине «Конституционное право»
по теме: «Проблемы переходного периода реформирования государственно-правовых институтов на основе демократических принципов их организации и деятельности.»
студента 2 курса
специальности
«Государственное
и муниципальное управление»
заочная форма обучения,
группа ГМНУ-2520(2)
Торопов А.В.
Омск 2022 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, специфика и особенности функционирования конституционно-правовых институтов……………………………………………………………..4
2. Цели и направления развития законодательства в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
3. Тенденции развития законодательства в Российской Федерации на современном этапе……………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….17
Введение
Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества.
Принятая Концепция реформирования системы государственной службы РФ направлена на решение следующих задач: определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование; создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы; повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов.
Целью работы является изучение проблем переходного периода реформирования государственно-правовых институтов на основе демократических принципов их организации и деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
- рассмотреть понятие, специфика и особенности функционирования конституционно-правовых институтов;
2. изучить цели и направления развития законодательства в РФ;
3. Определить тенденции развития законодательства в РФ.
Методология исследованиявключает: логический, системный и ретроспективный анализ, метод сбора, табличный способ представления и описание данных.
Нормативную и информационную базу исследования составили данные: профессиональных сервисов «Гарант», Парламентской газеты, федеральных государственных институтов развития и др.
. Понятие, специфика и особенности функционирования конституционно-правовых институтов
Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику [4].
Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.
Первый из них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в основных частях государства, народного представительства в муниципальных образованиях. Второй включает институты гражданских, политический, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ называется более десяти федеральных конституционных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке
[9].
Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования. Конституционно-правовые институты являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по конституционно-правовым институтам, отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.
В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты:
- нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ;
- нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ;
- нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов;
- нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти);
- нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ;
- нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ [11].
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные; сложные; одноэлементные (простые).
Головные конституционные институты характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.
Одноэлементные (простые) конституционные институты включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др. [13]
2. Цели и направления развития законодательства в Российской Федерации
В настоящее время одной из важнейших тенденций развития российского законодательства является высокая интенсивность нормотворческой, в том числе законотворческой, деятельности. Причем эта тенденция только нарастает. Если Государственной Думой второго созыва было принято 876 законодательных актов, то Государственной Думой седьмого созыва принято более 2500 федеральных законов. Начиная с 2013 г., ежегодно только на федеральном уровне ежегодно принимается более 500 законов [8].
Зарождение и развитие этой тенденции обусловлено, в частности, тем, что поиск правовых инструментов, обеспечивающих эффективное развитие российской экономики, поддержание макроэкономической стабильности, а также развитие человеческого потенциала, в контексте соблюдения и обеспечения баланса конституционных принципов социального государства и свободы предпринимательской деятельности, продолжается.
Одной из основных целей конституционных преобразований является повышение качества государственного управления, что подразумевает:
– формирование единой системы публичной власти;
– построение законодательства на основе конституционных стандартов;
– трансформацию государственно-правового пространства Российской Федерации [12].
Модернизация конституционной основы реализации принципа разделения властей выразилась в перераспределении на конституционном уровне и уровне федерального законодательства полномочий между Президентом РФ и Правительством РФ. Данный процесс справедливо признать логическим продолжением административной реформы, конституционным закреплением ее результатов, сложившихся в ее ходе административных практик, эффективность которых была подтверждена временем. Перераспределение полномочий между Президентом РФ и Правительством РФ повлекло за собой кардинальное изменение роли и места Правительства в системе публичной власти, вследствие повышения конституционного значения Президента РФ в осуществлении исполнительной власти в РФ, трансформации самой системы публичной власти в РФ, а также конкретизации функционального назначения Правительства РФ. В частности, в практическом плане Правительство становится координирующим звеном всей системы публичной власти, определяя и обеспечивая ее единство, и органом, ответственным за формирование и реализацию единой социально ориентированной государственной политики
[7].
Под воздействием процессов развития информационно-телекоммуникационных технологий, нано - и биотехнологий, в условиях глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных сменой технологических и мирохозяйственных укладов в сферу правового регулирования все чаще вовлекаются общественные отношения, ранее правом не регулируемые, а также отношения, которые должны, но по объективным причинам в настоящее время не могут быть урегулированы правом в необходимом объеме. Вследствие этого на протяжении последних как минимум пяти лет основными направлениями развития законодательства Российской Федерации в настоящее время являются:
– повышение качества государственного управления;
– создание условий для экономического роста, включая формирование и реализацию единой регуляторной политики, а также совершенствование правовых инструментов развития отдельных отраслей экономики;
– формирование правовых основ цифровой экономики и научно-технологического развития;
– развитие институтов социальной сферы и повышения качества жизни;
– сбалансированное региональное развитие [4].
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
а) Повышение качества государственного управления. Недостаточное качество государственного управления и незавершенность административной реформы уже не первое десятилетие признаются одними из центральных причин многочисленных проблем, сохраняющихся в различных сферах общественной жизни России. Здесь следует выделить и экономическое развитие, и благосостояние населения, и качество жизни граждан, и здравоохранение, и образование. Об этом прямо говорят в своих выступлениях официальные лица, представители экспертного сообщества, деловых кругов, гражданского общества. Данный вывод также подтверждается низкими показателями РФ по агрегированному индикатору государственного управления World Governance Indicators (WGI).
Регуляторное воздействие государства на экономические и социальные отношения осуществляется способами, составляющими довольно широкий спектр, начиная от традиционного для социалистического правопорядка командно-административного подхода, заканчивая дерегулированием и применением механизмов soft law. При этом модели регулирования значительно различаются в зависимости от конкретных областей. XXI век стал веком активного масштабного реформирования регуляторной политики, цель которого – формирование современной, адекватной требованиям социально-экономического и технологического развития, эффективной системы регулирования, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня