Файл: М инпросвещения россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

Кафедра специальной психологии

Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут для ученика 5 класса с ОВЗ

Выполнил:

студентка 4 курса группы 0320391

очной формы обучения

факультета русской филологии и документоведения

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература
Богачева Инна Владимировна
Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Васина Юлия Михайловна

Тула – 2023
Введение
1.Пояснительная записка


Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблем освоения образовательной программы данным ребенком. Такой образовательный маршрут позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных особенностями характера нарушения его развития. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации
Технология педагогического сопровождения опирается на взаимодействие всех субъектов и составляющих образовательного процесса. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.
Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, воспитании, обучении, социальной адаптации.
Задачи:
1) способствовать развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоциональный интеллект ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;

4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.

Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется следующими принципами:
Принцип системности: данный принцип предполагает соблюдение единства диагностики, коррекции и развития, т. е. это системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи педагогических работников.
Принцип вариативности подразумевает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим особенности физического и психического развития.
Учёт интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с учётом его интересов и в интересах ребёнка.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных Законодательством прав родителей (законных представителей) ребёнка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа (своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение диагностического обследования, разработка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения);

коррекционно-развивающая работа (специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных));


информационно-просветительская работа (разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками).
консультативная работа (непрерывность сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся);

2. Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения



Этап
.Диагностический

Содержание

диагностика особенностей развития ребенка;
- составление социального паспорта класса

Сроки

Сентябрь 2023

Ответственные
Классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог – психолог


Реализация программы

оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
- коррекционно-развивающие занятия;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций педагогам и родителям.

Октябрь 2023-апрель 2024

Классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог – психолог, педагоги, реализующие образовательные программы в данном классе

Анализ, коррекция

проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Май 2024

Классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог – психолог



Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута:


Использование здоровьесберегающих технологий;
Использование инновационных технологий, методов и средств;
Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
Контроль и учёт достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2023 г.), итоговая диагностика (май 2024г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, , дидактические материалы, ноутбук, проектор, колонки.
Кадровое обеспечение:
Учитель начальных классов, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель по воспитательной работе.
Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута.
Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется внеурочное время; создание условий для работы на уроках – во время уроков согласно расписанию (занятия не проводятся в каникулярное время).
Периодичность занятий: учитель-логопед – 3 раза в неделю, педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий: 35 – 45минут.
Критерии оценки эффективности:
усвоение учебной программы;
положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;
показатели социализации ребенка.
Ожидаемый результат:
1) положительная динамика познавательных процессов;
2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;
3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
4) сформированность педагогической грамотности родителей;
5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.
Тест И.П. Павлова
Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей — их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: девять карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов
1-й вариант:
а) «карась», «орел», «овца»;
б) «бегать», «плавать», «летать»;
в) «шерсть», «перья», «чешуя».
В этом варианте выделены общие существенные признаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2-й вариант:
а) «карась», «плавать», «чешуя»;
б) «орел», «летать», «перья»;
в) «овца», «бегать», «шерсть».
Здесь предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает первая сигнальная система, художественный тип, образное мышление, доминирование правого полушария, синтезирование целостного образа.
3-й вариант:
одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.
Приложение2.
Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.
Испытуемым предъявляются девять различных пар кружков одинакового размера, в одном случае — со словесными, а в другом — с цветовыми обозначениями (розовый, синий, красный, зеленый, желтый и т.д.). Время экспозиции — 30 секунд. Им предлагается запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных кружков испытуемые должны расположить их в предъявленном сочетании (функция правого полушария).
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных словесных и цветовых пар раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К).
К = А/В, где А — количество пар цветных кружков; В — количество пар кружков со словесным обозначением слова. Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К 1,05. Преобладание второй сигнальной системы (доминирование левого полушария) имеется в том случае, если К

Приложение 3.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).