Файл: 1. Понятие, сущность и виды менеджмента 5 Понятие корпоративной социальной ответственности 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, сущность и виды менеджмента 5

2. Понятие корпоративной социальной ответственности 8

3. Направления, уровни и механизмы социальной ответственности 10

4. Причины корпоративной социальной ответственности менеджера 13

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

Переход к рыночной экономике в России потребовал глубоких реформ в области социального обеспечения и социальной защиты населения на всех уровнях управления в соответствии с сформулированными и закрепленными в Конституции Российской Федерации новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. Российская Федерация — демократическое, правовое и социальное государство. Это означает, что в нашей стране социальные права граждан в системе национальной экономики, ее отдельных секторах являются наивысшей ценностью.

Важнейшие из социальных прав человека включают право на жизнь, на социальное обеспечение, занятость, на защиту от безработицы, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, образование, медицинскую и социальную помощь, на благоприятную окружающую среду. Государство обязано не только гарантировать, но и защищать эти права.

Становление на предприятиях новой модели социального обеспечения наемных работников и членов их семей должно обеспечивать соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости, преемственность в социальной политике. При этом должен быть учтен опыт развитых стран по формированию системы социальной защиты и социального обеспечения наемных работников предприятий, корпоративной социальной ответственности. Такой подход позволит избежать серьезных ошибок в социальном развитии предприятий России.

Корпоративная социальная ответственность - является относительно новым понятием для российской действительности. В последние годы отечественные предприятия стали активно заявлять о формировании новых социальных стратегий, основная цель которых состоит не только в наращивании прибыли, но и в разработке определенных подходов к взаимодействию с обществом, партнерами, государством.

Для того, чтобы организации несли социальную ответственность, отвечали перед обществом, необходимы традиции, а также активная гражданская позиция общества, показывающего недостатки деятельности организации и озвучивающего свои ожидания.


Всем известно, что социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса.

Руководитель должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий, например, первоочередным предоставлением необходимых ресурсов, информации, своевременностью выдачи заданий, оказанием помощи в трудных ситуациях. В его обязанности также входит активизация исполнителей и защита предоставленных им полномочий от любителей их нарушать.

Цель работы – изучить корпоративную социальную ответственность менеджера и организации перед обществом.

Задачи исследования:

- Понятие и сущность менеджмент.

- Понятие корпоративной социальной ответственности в работе организации.

- Причины возникновения социальной ответственности менеджера в организации.

Объектом исследования является социальная ответственность менеджера.

Предметом исследования является сущность корпоративной социальной ответственности, ее происхождение и действие в настоящее время.


1. Понятие, сущность и виды менеджмента

Само понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Связано это как с «революцией менеджеров», в результате которой появились корпорации-гиганты, нуждающиеся в управлении экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, а менеджмент превратился в самостоятельную профессию, науку, дисциплину и область знаний, так и с возникновением большого количества предприятий малого бизнеса, также нуждающихся в управлении по причине своей низкой конкурентоспособности.

Концептуальный взгляд на теорию менеджмента предполагает выработку общего представления о сущности и содержании менеджмента как специфичного вида человеческой деятельности. Существует множество подходов к определению понятий «менеджмент» и «управление». В западной практике выделяют различия между данными понятиями; в российской их расценивают как синонимы. Рассмотрим это более подробно.

Если рассматривать практику западных стран, то термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином «менеджмент». Т.е. управление — это управление «в общем» (администрирование; или обезличенное управление). Применяя термин «менеджмент», предполагается, что имеется ввиду управление конкретными людьми в конкретной организации.



В российской практике менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. При этом принято говорить о «менеджменте», если деятельность фирмы преимущественно направлена на коммерцию, бизнес, в противном случае более верным является оперирование термином «управление».

Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, во время зарождения письменности в древнем Шумере, и, как следствие, образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших торговые и религиозно-коммерческие операции. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития человечества, это касается как общего менеджмента, так и накопления опыта в области управления государственными делами и бизнесом.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о менеджменте, как:

1) об умении добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

2) о виде профессиональной деятельности, направленном на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

3) о системе научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

4) о науке + опыте, приумноженных управленческим искусством.

В данном контексте говорят о менеджменте как процессе. Кроме того, с современных позиций целесообразно рассматривать менеджмент и как деятельность по реализации функций управления (в части планирования, организации, мотивации, координации и контроля).

Менеджмент охватывает все сферы деятельности организации. Вместе с тем можно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента. Поэтому выделятся отдельные виды менеджмента:

• Производственный — система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара.

дежности и эффективности управления финансами. Включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

• Инновационный — система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Включает построение организационных структур,
выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом в период перемен.

• Торговый — процесс управления основными аспектами деятельности торгового предприятия. Призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Другие виды менеджмента: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный.

Управление и менеджмент не идентичные понятия. Термин “управление” используется в социально-экономических, технических, биологический и других системах.

Менеджмент лишь одна из форм управления — управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках организации, акционерных обществ.

Менеджмент и управление различаются и объектом воздействия. Так, в менеджменте объектом являются люди, а в управлении объектом могут быть производственные, товарно-материальные и иные ресурсы, производственные, торгово-технологические процессы.

Таким образом, в узком смысле под менеджментом следует понимать искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В более широком значении – это деятельность, направленная на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов; а также совокупность принципов, методов и форм управления, используемых с целью повышения эффективности работы организации и увеличения прибыли.
2. Понятие корпоративной социальной ответственности
В последнее время вопросам корпоративной социальной ответственности уделяется все больше внимания, как в обществе, так и в бизнес-среде. Это не случайно, поскольку социальная составляющая становится более важной как для общества, так и для организаций.

В современных экономических условиях одним из эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности бизнеса, конкурентоспособности компании, лояльности государства и общества в целом является социально ответственное поведение предприятия.

Термин “корпоративная социальная ответственность” уходит своими корнями в учения Г. Боуэна, Г. Л. Ганта, Р. Оуэна, Г. Форда, Р. Коуза и других авторов.


Так, в 50-е годы XX века Говард Боуэн (Howard R. Bowen) впервые затронул данную проблематику в своей книге “Социальная ответственность бизнесмена”, отметив необходимость включения ряда социальных вопросов в сферу ответственности бизнеса. Дальнейшее интенсивное экономическое развитие стран, укрепление рыночных отношений и рост влияния бизнеса на общество в целом существенно увеличили интерес к вопросу ответственности бизнеса, его места и роли в социально-экономической жизни социума.

Существенный вклад в развитие категории КСО привнесли такие авторы, как К. Дэвис, В. Фредерик, Р. Бломстром, Дж. Макгуир, С. Сэти, П. Друкер, А. Кэрролл и др. Но именно подход Арчи Кэрролла (Archie B. Carroll) получил широкий резонанс в силу придания логической последовательности концепциям предшественников, определил формы современных экономических исследований в области КСО.

Согласно традиционному (узкоэкономическому) подходу к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса, сформулированному Милтоном Фридманом (Milton Friedman), компании берут на себя социальную ответственность исключительно ради увеличения собственной прибыли, действуя при этом в рамках законодательства и соблюдая правила ведения бизнеса. В рамках этого представления акцентируется внимание на том, что вопросы развития общества могут пагубно влиять на конкуренцию, экономическую свободу и рыночную экономику. Сторонники традиционного подхода выдвигают достаточно аргументов против широкой социальной ответственности.

Современная концепция корпоративной социальной ответственности, распространенная на Западе, показывает стремление компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы общества. Например, Европейская комиссия дает такое определение КСО: “Корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды”. Данное определение КСО подчеркивает добровольный характер проводимых компаниями общественно ориентированных мероприятий.

В России понятие корпоративной социальной ответственности появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы социальная ответственность бизнеса проявлялась в рамках традиционной благотворительности и поддержки социальных учреждений крупными предприятиями. В начале XXI века, вслед за выходом российского бизнеса на международный рынок, широкое распространение получили социальные программы и проекты. Вскоре социальная ответственность стала стратегическим направлением развития бизнеса корпораций сырьевого сектора экономики России.