Файл: Контрольная работа по дисциплине организация профилактической работы с населением модуль 1 направление подготовки 34. 03. 01 Сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Методы индивидуального воздействия – это личная беседа, индивидуальный инструктаж, индивидуальная консультация, телефонная служба, личная корреспонденция. Самым доступным является индивидуальное воздействие. Каждый врач во время приема пациента проводит консультационную работу, рассказывая об особенностях заболевания, о лечении и профилактике. Эта работа наиболее эффективна и индивидуальна, так как сам пациент заинтересован и ориентирован на здоровье. Однако, данный метод наиболее трудоемкий. -
Метод воздействия на группу. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью широкого использования практического обучения, наглядных и печатных средств информации; передача информации, как правило, односторонняя. К ним относятся: лекция, групповая беседа, дискуссия, курсовое гигиеническое обучение, курсовая гигиеническая подготовка. -
Методы массовой коммуникации направлены на формирование общественного мнения в отношении здоровья. Оценка эффективности затруднена, поскольку отсутствует полный контакт и не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это – СМИ (телевидение, радио, печать, интернет), форум, выставка.
Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.
-
Демонстрационные и обучающие средства:
- натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания)
- искусственные предметы (муляжи, модели)
- обучающие и проверочные технические средства
- учебная панель, автоматический справочный информатор.
2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.
3.Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись,плакат.
4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.
5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.
С учетом способов передачи информации выделяют методы:
-
Устной пропаганды -
Печатной -
Изобразительной -
Комбинация этих методов.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» согласно Приказу Минздрава России с 1.12.2009 в России организованы и работают
центры здоровья.
Создание ЦЗ – это новое направление профилактической работы. ЦЗ рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ.
Структура ЦЗ утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр. В структуру ЦЗ рекомендуется включать:
- кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике
- кабинет медицинской профилактики
- кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
- кабинеты инструментального и лабораторного обследования
- кабинет ЛФК
- школы здоровья.
Главный принцип работы ЦЗ – использование экспресс методов диагностики. Комплексное обследование включает:
- измерение роста и веса
-оценка уровня психофизиологического и соматического здоровья
- скрининг сердца компьютеризированный
-ангиологический скрининг с измерением САД
- экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови
- оценка дыхательной системы
- осмотр врача.
В конце обследования врач дает прогноз состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную программу по ЗОЖ. Если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач рекомендует обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения.
ЦЗ создается из расчета: 1 на 200 000 населения.
3. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность.
ОТВЕТ:
Основные нормативно-законодательные документы профилактической деятельности системы здравоохранения РФ
1. Конституция РФ (статьи 41, 42).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»,утвержденная Постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014 г.
3. ФЗ РФ от 21.11. 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
4. ФЗ РФ от 29.11. 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
5. Приказ МЗ РФ №455 от 29.09.2003 г. «О совершенствовании медицинской профилактики неинфекционных заболеваний» и др.
6. Приказ МЗСР РФ №597н от 19.08.2009 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового
образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
7. ФЗ РФ от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
8. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (ФЗ № 323 от 21.11.2011).
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
- разработки и реализации программ формирования ЗОЖ;
- осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
- проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации;
- осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.
Выделяют профилактику:
- Первичную, которая призвана предупредить возникновение заболеваний;
- Вторичную-предупредить прогрессирование имеющегося заболевания.
Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.
- Индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.
Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.
Средствами медицинской профилактики являются:
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация и проведение профилактических прививок;
- периодические и целевые медицинские осмотры;
- диспансеризация;
- гигиеническое воспитание и т. д.
Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации.
ЗАДАНИЕ 2 . Решите проблемно-ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1.
Пациентка 42 года. В анамнезе повышения АД (диагноз не уточнен), остеохондроз поясничного отдела позвоночника.
Анкетирование – жалоб нет, курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно - АД 130/80 мм рт.ст. (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,6 ммоль/л, глюкоза 4,5 ммоль/л, индекс массы тела 35,2 кг/м2. Лабораторные показатели в пределах нормы. Рентгенологические исследования без патологии.
Задание:_1._Определите_группу_здоровья_пациентки.2._Какие_факторы_риска_у_пациентки.3._Составьте_рекомендации_для_данной_пациентки._ОТВЕТ'>Задание:
1. Определите группу здоровья пациентки.
2. Какие факторы риска у пациентки.
3. Составьте рекомендации для данной пациентки.
ОТВЕТ:
Суммарный сердечно-сосудистый риск - менее 1% (низкий).
Группа здоровья – 1.
Диагноз: Ожирение I степени, остеохондроз позвоночника, дискинезия желчевыводящих путей.
Факторы риска - курение, гиперхолестеринемия, ожирение 1 степени, нерациональное питание, низкая физическая активность.
Тактика - Краткое профилактическое консультированием участкового врача и направление на 2 этап диспансеризации - липидный спектр крови (гиперхолестеринемия);
углубленное профилактическое консультирование (индивидуальное или групповое) в отделении медпрофилактики или центре здоровья по отказу от курения, рациональному питанию, снижению избыточной массы тела, низкой физической активности.
Комментарий. Установление 1 группы здоровья обосновано низким сердечно-сосудистым риском и отсутствием заболеваний, требующих диспансерного наблюдения. За рамками диспансеризации рекомендуется уточнение диагноза артериальной гипертонии (контроль, самоконтроль, обследование)' При уточнении диагноза группа здоровья может быть изменена.
Ситуационная задача №2.
При профилактическом осмотре мужчины А. 23 лет в анамнезе жизни выявлены частые ОРВИ и острые бронхиты в детстве, контакт с ядохимикатами на производстве (гербицидами).
Объективно: Состояние удовлетворительное, телосложение правильное, кожные покровы чистые, обычной влажности. ИМТ 20,3. «Аденоидное лицо», дыхание через нос затруднено. ЧДД 20 в мин., в легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Пульс 68 в мин., АД 120/70 мм. рт. ст., тоны сердца ритмичные, звучные. Живот участвует в акте дыхания, безболезненный при пальпации, отеков нет. Со стороны дополнительных исследований (ФГ, ОАК, ОАМ) отклонений нет.
Задание:
1. Определите группу здоровья и группу риска.
2. Составьте план дополнительного обследования и диспансерного наблюдения данного пациента.
ОТВЕТ:
У данного пациента имеются факторы риска развития болезней органов дыхания (частые ОРВИ, острые бронхиты, профессиональные вредности – пыль, ядохимикаты) - это соответствует группе здоровья 2.
Группа риска – развитие ХЗЛ.
Задача диспансерного наблюдения: повысить активность иммунной системы, снизить частоту ОРЗ, применять средства индивидуальной защиты во время работы и уменьшить риск развития ХЗЛ
Кратность обследования - 2 раза в год (весной – осенью)
Объем обследований:
ОАК, ОАМ
Общий анализ мокроты (если она есть), чтобы исследовать состав патологической микрофлоры дыхательных путей и ее устойчивость к антибиотикам. Это позволяет назначить наиболее подходящее лечение.
ФГ легких и спирографию ежегодно (частые ОРЗ могут осложняться развитием бронхита с обструктивными явлениями);
Специалисты – ЛОР -1 раз в год (для оценки состояния миндалин, пазух носа как возможных очагов хр. инфекции).