ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Пожарная автоцистерна среднего класса АЦ 3,2-40/4(43253)
3.2. Пожарная автоцистерна тяжелого класса АЦ-СПК 3,0-40 (43253) с системой NATISK-300KS
Раздел 5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СОСТАВЕ КАРАУЛА
6.3. Организация и расчет количества автоцистерн для подвоза воды к месту пожара
Характеристика звена ГДЗС, основы его формирования и применения
| (6.1) |
| (6.2) |
где: , – водоотдача кольцевой и тупиковой водопроводных сетей соответственно, л/с;
– скорость движения воды, по трубам, м/с (приложение № 1);
– диаметр труб (1" =25,4 мм), дюйм.
Одним из основных показателей определяющих оптимальность и работоспособность схем НРС является напор на пожарном насосе основного пожарного автомобиля.
Для обеспечения устойчивой работы НРС расчётный показатель напора не должен превышать номинальный напора на пожарном насосе В исключительных случаях по решению РТП для обеспечения проведения спасательных работ в зданиях повышенной этажности с учётом тактико-технических характеристик пожарного насоса напор на нем может быть увеличен до
Напор пожарных насосов пожарных автомобилей расходуется в НРС на преодоление сопротивлений в магистральной рукавной линии, рукавном разветвлении и рабочей рукавной линии, подъема местности и технических средств тушения пожаров (стволов, генераторов), а также для создания рабочего напора у приборов тушения.
Напоры для работы технических средств тушения пожаров принимают в зависимости от требуемого расхода огнетушащих веществ, а подъем местности определяют в каждом конкретном случае.
Схемы подачи воды от основных пожарных автомобилей (пожарных автоцистерн) рассмотрены в приложении № 2.
6.1.2. Методики по определению напора на пожарном насосе основного пожарного автомобиля при подаче воды или водного раствора пенообразователя (воздушно–механической пены) и предельного расстояния по подаче огнетушащих веществ на пожарах
Методика по определению напора на пожарном насосе основного пожарного автомобиля сводится к определению следующих расчётных значений:
1) Определение количества пожарных напорных рукавов в магистральной линии производится по формуле:
| (6.3) |
где: – количество рукавов в магистральной рукавной линии, шт.;
1,2 – коэффициент, учитывающий неровности местности;
– расстояние от водоисточника до пожара, м.
2) Определение потери напора в магистральной рукавной линии производится по формуле:
| (6.4) |
где: – потери напора в магистральной рукавной линии, м вод.ст.;
– число рукавов в магистральной рукавной линии, шт.;
– гидравлическое сопротивление одного напорного рукава длиной 20 м в магистральной рукавной линии (приложение № 3.);
– расход воды в магистральной рукавной линии, л/с (определяется по суммарному расходу воды из пожарных стволов или генераторов, присоединенных к наиболее нагруженной магистральной рукавной линии) указаны в приложении № 3;
3) Определение потери напора в рабочей рукавной лини производится по формуле:
| (6.5) |
где: – потери напора в рабочей рукавной линии, м вод.ст.
– число рукавов в рабочей рукавной линии, шт.;
– гидравлическое сопротивление одного напорного рукава длиной 20 м в рабочей рукавной линии;
– расход воды в рабочей рукавной линии, л/с (определяют по максимальному расходу из пожарного ствола или генератора, присоединенного к рабочей рукавной линии).
4) Определение фактического напора на пожарном насосе основного пожарного автомобиля производится по формуле:
| (6.6) |
где: – фактический напор на пожарном насосе, м вод.ст.
– потери напора в магистральной рукавной линии, м вод.ст.
– потери напора на рукавном разветвлении, принимаются значения от 2 до 4 м вод. ст. в зависимости от количества подаваемых стволов или генераторов на тушение пожара;
– потери напора в рабочей рукавной линии, м вод.ст.
– напор у ствола или генератора, м вод. ст.;
– наибольшая высота подъема (+) или глубина спуска (-) стволов (генераторов), м;
– геометрическая высота подъема (+) или спуска местности (-), м.
5) Определение работоспособности НРС на основании выполнения основного условия:
| (6.7) |
При использовании на пожарах пожарных автомобилей пенного тушения, пеносмесителей или дозирующих пенных вставок для обеспечения подачи водного раствора пенообразователя (воздушно‑механической пены) дополнительно рассчитываются следующие параметры:
6) Определение напора на пенной вставке (устанавливается в магистральной рукавной линии за один рукав до разветвления) производится по формуле:
| (6.8) |
7) Определение напора на пожарном насосе пожарного автомобиля пенного тушения производится по формуле:
| (6.9) |
где: – добавленный напор для получения на пенной вставке водного раствора на основе пенообразователя с требуемой концентрацией, м вод. ст. (приложение № 4).
Предельное расстояние по подаче огнетушащих средств на пожарах для наиболее распространенных схем боевого развертывания основных пожарных автомобилей определяют производится по формуле:
| (6.10) |
где – предельное расстояние по подаче огнетушащих средств, м;
– номинальный напор на пожарном насосе, м вод. ст.;
– потери напора в рабочей рукавной линии, м вод.ст.
– потери напора на рукавном разветвлении, принимаются значения от 2 до 4 м вод. ст. в зависимости от количества подаваемых стволов или генераторов на тушение пожара (при проведении упрощенных (приближенных) расчетов в формуле показатели упраздняются, то в этом случае значение принамется равной 50 м вод. ст.);
– напор у ствола или генератора, м вод. ст.;
– наибольшая высота подъема (+) или глубина спуска (-) стволов (генераторов), м;
– геометрическая высота подъема (+) или спуска местности (-). м;
– коэффициент, учитывающий неровности местности;
– гидравлическое сопротивление одного напорного рукава длиной 20 м в магистральной рукавной линии;
– расход воды в магистральной рукавной линии, л/с (определяют по суммарному расходу воды из пожарных стволов или генераторов, присоединенных к наиболее нагруженной магистральной рукавной линии);
20 – длина стандартного напорного рукава, м.
6.1.3. Пример решения тактической задачи по определению напора на пожарном насосе основного пожарного автомобиля и предельного расстояния по подаче огнетушащих средств на пожарах
Условие тактической задачи:
Для построения оптимальной схемы подачи воды на тушение пожара в жилом 5‑ти этажном здании определить: водоотдачу водопроводной сети; предельное расстояние по подаче огнетушащих средств; фактический напор на пожарном насосе пожарной автоцистерны АЦ 3.2‑40/4(43253), установленной на пожарный гидрант кольцевой водопроводной сети диаметром 200 мм и напором 40 м вод. ст. Расстояние от пожарного гидранта до места пожара 48 м. Подъем местности равномерный и составляет 3 м. В магистральной линии используются латексированные напорные рукава с условным проходом 80 мм. На тушение пожара в жилом малоэтажном здании подано двумя звеньями ГДЗС два ручных водяных ствола РСКУ‑50А с напором у стволов 40 м вод. ст. и рабочим расходом 4 л/с. Рабочая рукавная линия с условным проходом 50 мм состоит из напорных латексированных рукавов. Тушение пожара осуществляется на 4 этаже жилого здания, прокладка рабочей рукавной линии осуществляется снаружи здания. Высота этажа составляет 3 м. Начертить оптимальную схему подачи воды на тушение.
Решение:
-
Определим водоотдачу кольцевой водопроводной сети по формуле 6.1:
,
Вывод: данная водопроводная сеть обеспечит работу пожарной автоцистерны АЦ–3.2–40/4(43253), так как выполняется условие:
-
Определим предельное расстояние по подаче огнетушащих средств по формуле 6.10:
где:
Вывод: так как , то два пожарных водяных ручных ствола с регулируемым расходом РСКУ‑50А, поданные на тушение пожара будут работать с напором 40 м вод. ст. и каждый обеспечит рабочий расход воды 4 л/с.