Файл: Общая характеристика сущности и социального назначения государства.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
- система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
-
монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
-
устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
-
обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
-
монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
-
суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
-
наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству1.
Признаки государства складывались постепенно и до настоящего времени процесс их определения нельзя считать окончательно завершенным.
Последний пример показывает, что содержание понятия «суверенитет» в дохристианскую эпоху было несколько иным, поэтому в настоящее время существует расхождение в оценках возможностей применения его как признака государства.
Таким образом, в наше время главенствующей гарантией обеспечения суверенитета российского государства является недопустимость дробления его на отдельные части между федерацией и ее субъектами, иными словами, его единство и неделимость1. Однако, отдельные регионы все же делали попытку на закрепление за собой некоторой части государственного суверенитета, провозглашая в положениях принимаемых на их территориях конституционно-правовых актов себя в качестве независимого суверенного государства, что по определению своему противоречит положениям действующей российской Конституции.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
-
Роль и понимание назначения государства как социального института
Рассмотрение государства в качестве социального института предполагает обращение к междисциплинарной отрасли научного познания, в которой ведущие позиции занимает социология.
О. Конта определял социальный институт - это механизм обеспечения в обществе солидарности и согласия. С точки зрения Э. Гидденса, социальные институты - это «скрепы, цементирующие социальную жизнь. Они являются главными жизнеобеспечивающими средствами организации жизни, которые люди создают в процессе взаимодействия друг с другом и посредством которых сохраняется и преемственность поколений»2.
В свою очередь, социальные институты подразделяется на следующие виды: государство; сфера науки, культуры, образования; средства массовой информации, а также семья. Государство является основным и главным политическим звеном в политической системе общества. Основной целью и задачей государства как социального института является обеспечение стабильности и порядка во всех сферах общества: духовной, социальной, экономической и политической
1.
Таким образом, государство является одним из основополагающих социальных институтов современного общества. В этом качестве государство организует политическую жизнь в систему статусов, ролей и санкций. Будучи системой, исторически сложившихся социальных.
Необходимо отметить особенности государства как социального института:
-
наличие определенной территории, т.е. определенных пространственных рамок, на которой распространяется власть. -
наличие публичной власти. Публичная власть представляется в виде системы государственных органов, учреждений, а также государственных организаций и объединений. -
наличием суверенитета, как внутреннего, так и внешнего. -
наличием монопольного права на применение принуждения. -
система налогообложения. -
монопольное право на издание законов. -
защита интересов граждан страны.
Помимо вышеперечисленных особенностей государства, как социального института, государство имеет также социально-политические признаки, к которым относятся:
-
участие членов общества в управлении социальными процессами в данном государстве; -
обеспечение единства культурного пространства; -
повышение качества жизни населения.
Нельзя не согласиться с позицией одного из ученых, которая в основу социальности государства ставит понятие достойной жизни человека и соответствующее его право, предлагает следующее определение данному понятию «Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направление на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков , создание условий для самореализации»1.
Социально ориентированное государство создает определенное благоприятное пространство для реализации общественных возможностей, а также гарантирует возможность взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры общества. Государство как социальный институт способствует улучшению социального положения граждан и различных социальных групп.
Первостепенной задачей каждого государства является формирование социальной политики в отношении своих граждан, так как в условиях рыночной экономики. Сами по себе рыночные отношения не предполагают предоставление человеку какой-либо социальной защищенности. Именно поэтому для регулирования социальной сферы важно государственное вмешательство.
Роль социального государства состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признание и создание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав, а также в создании условий для социально-правовой защиты для каждого человека, в предоставлении мер социальной защиты особо нуждающимся категориям граждан2.
В Конституции Российской Федерации в ст. 7 через закрепление конкретных целей существования государств России является социальным государством, что в свою очередь возлагает на правительство определённые обязанности. В частности, гарантируется право на достойную жизнь независимо от способности каждого конкретного человека участвовать в общественно-полезном труде, если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи со стороны государства. Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, обязанности Российской Федерации как социального государства не ограничиваются только охраной труда и здоровья людей, они также выражаются в обеспечение соответствующей государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, лиц пожилого возраста, развитием системы социальных служб, установлением пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной зашиты.
Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей, интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества, созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Глава 2. Содержание и особенности реализации социального назначения российского государства
2.1. Функции российского государства как способы реализации его социального назначения
Понятие «функции государства» определяется зачастую как-то или иное направление его деятельности.
В юридической литературе приводятся различные варианты классификации функции государства по различным основаниям.
Некоторые ученые разграничивают функции по принципу разделения властей, они выделяют: законодательные, исполнительные и судебные функции1.
Данная классификация в науке не получила широкого распространения, поскольку вторы такой классификации подменяют понятие функции государства» и «формы осуществления функций государства». Справедливо отмечают исследователи, что понятие функций государства как сторон содержания деятельности государства следует отграничивать от таких понятий, как формы, методы и средства осуществления этой деятельности2.
По длительности действия функции государства можно разделить на:
-
постоянные (реализуемые и необходимые при любом историческом периоде развития государства, как, например, экономическая) -
и временные (которые действуют казуально для выполнения определенной проблемы, имеющей непродолжительный и непостоянный характер, например, в случае чрезвычайных ситуаций (массовых пожаров, наводнений, землетрясений) реализуется функция оказания помощи субъекту, на территории которого произошел инцидент).
Также выделяют основные функции государства, например, такие, как экономическая, социальная, экологическая, и производные (вспомогательные) функции, которые способствуют реализации основных, например, функция финансового контроля, которая подчиняется экономической функции.
Кроме перечисленных, существуют и другие классификации. В частности, интересен подход исследователей, которые выделяют явные и скрытые функции (латентные). Также учеными выделяются созидательные и охранительные функции; функции, основанные преимущественно на убеждении и принуждении, и др.
Современное развитие мировой цивилизации происходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, что ставит задачу выделения глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они возникают при объединении усилий всех государств.
К глобальным функциям в литературе относят: функцию защиты прав и свобод человека, экологическую, демографическую, сырьевую, функцию борьбы с международной преступностью, сотрудничества в области освоения космоса и другие