Файл: Общая характеристика сущности и социального назначения государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

  • наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
  • система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
  • территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
  • право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
  • монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

  • монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
  • устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

  • обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

  • монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

  • суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

  • наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству1.



Признаки государства складывались постепенно и до настоящего времени процесс их определения нельзя считать окончательно завершенным.

Последний пример показывает, что содержание понятия «суверенитет» в дохристианскую эпоху было несколько иным, поэтому в настоящее время существует расхождение в оценках возможностей применения его как признака государства.

Таким образом, в наше время главенствующей гарантией обеспечения суверенитета российского государства является недопустимость дробления его на отдельные части между федерацией и ее субъектами, иными словами, его единство и неделимость1. Однако, отдельные регионы все же делали попытку на закрепление за собой некоторой части государственного суверенитета, провозглашая в положениях принимаемых на их территориях конституционно-правовых актов себя в качестве независимого суверенного государства, что по определению своему противоречит положениям действующей российской Конституции.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.



    1. Роль и понимание назначения государства как социального института


Рассмотрение государства в качестве социального института предполагает обращение к междисциплинарной отрасли научного познания, в которой ведущие позиции занимает социология.

О. Конта определял социальный институт - это механизм обеспечения в обществе солидарности и согласия. С точки зрения Э. Гидденса, социальные институты - это «скрепы, цементирующие социальную жизнь. Они являются главными жизнеобеспечивающими средствами организации жизни, которые люди создают в процессе взаимодействия друг с другом и посредством которых сохраняется и преемственность поколений»2.

В свою очередь, социальные институты подразделяется на следующие виды: государство; сфера науки, культуры, образования; средства массовой информации, а также семья. Государство является основным и главным политическим звеном в политической системе общества. Основной целью и задачей государства как социального института является обеспечение стабильности и порядка во всех сферах общества: духовной, социальной, экономической и политической

1.

Таким образом, государство является одним из основополагающих социальных институтов современного общества. В этом качестве государство организует политическую жизнь в систему статусов, ролей и санкций. Будучи системой, исторически сложившихся социальных.

Необходимо отметить особенности государства как социального института:

  1. наличие определенной территории, т.е. определенных пространственных рамок, на которой распространяется власть.

  2. наличие публичной власти. Публичная власть представляется в виде системы государственных органов, учреждений, а также государственных организаций и объединений.

  3. наличием суверенитета, как внутреннего, так и внешнего.

  4. наличием монопольного права на применение принуждения.

  5. система налогообложения.

  6. монопольное право на издание законов.

  7. защита интересов граждан страны.

Помимо вышеперечисленных особенностей государства, как социального института, государство имеет также социально-политические признаки, к которым относятся:

  1. участие членов общества в управлении социальными процессами в данном государстве;

  2. обеспечение единства культурного пространства;

  3. повышение качества жизни населения.

Нельзя не согласиться с позицией одного из ученых, которая в основу социальности государства ставит понятие достойной жизни человека и соответствующее его право, предлагает следующее определение данному понятию «Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направление на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков , создание условий для самореализации»1.

Социально ориентированное государство создает определенное благоприятное пространство для реализации общественных возможностей, а также гарантирует возможность взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры общества. Государство как социальный институт способствует улучшению социального положения граждан и различных социальных групп.

Первостепенной задачей каждого государства является формирование социальной политики в отношении своих граждан, так как в условиях рыночной экономики. Сами по себе рыночные отношения не предполагают предоставление человеку какой-либо социальной защищенности. Именно поэтому для регулирования социальной сферы важно государственное вмешательство.


Роль социального государства состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признание и создание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав, а также в создании условий для социально-правовой защиты для каждого человека, в предоставлении мер социальной защиты особо нуждающимся категориям граждан2.

В Конституции Российской Федерации в ст. 7 через закрепление конкретных целей существования государств России является социальным государством, что в свою очередь возлагает на правительство определённые обязанности. В частности, гарантируется право на достойную жизнь независимо от способности каждого конкретного человека участвовать в общественно-полезном труде, если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи со стороны государства. Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, обязанности Российской Федерации как социального государства не ограничиваются только охраной труда и здоровья людей, они также выражаются в обеспечение соответствующей государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, лиц пожилого возраста, развитием системы социальных служб, установлением пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной зашиты.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей, интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества, созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Глава 2. Содержание и особенности реализации социального назначения российского государства
2.1. Функции российского государства как способы реализации его социального назначения

Понятие «функции государства» определяется зачастую как-то или иное направление его деятельности.

В юридической литературе приводятся различные варианты классификации функции государства по различным основаниям.

Некоторые ученые разграничивают функции по принципу разделения властей, они выделяют: законодательные, исполнительные и судебные функции1.

Данная классификация в науке не получила широкого распространения, поскольку вторы такой классификации подменяют понятие функции государства» и «формы осуществления функций государства». Справедливо отмечают исследователи, что понятие функций государства как сторон содержания деятельности государства следует отграничивать от таких понятий, как формы, методы и средства осуществления этой деятельности2.

По длительности действия функции государства можно разделить на:

  • постоянные (реализуемые и необходимые при любом историческом периоде развития государства, как, например, экономическая)

  • и временные (которые действуют казуально для выполнения определенной проблемы, имеющей непродолжительный и непостоянный характер, например, в случае чрезвычайных ситуаций (массовых пожаров, наводнений, землетрясений) реализуется функция оказания помощи субъекту, на территории которого произошел инцидент).

Также выделяют основные функции государства, например, такие, как экономическая, социальная, экологическая, и производные (вспомогательные) функции, которые способствуют реализации основных, например, функция финансового контроля, которая подчиняется экономической функции.

Кроме перечисленных, существуют и другие классификации. В частности, интересен подход исследователей, которые выделяют явные и скрытые функции (латентные). Также учеными выделяются созидательные и охранительные функции; функции, основанные преимущественно на убеждении и принуждении, и др.

Современное развитие мировой цивилизации происходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, что ставит задачу выделения глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они возникают при объединении усилий всех государств.

К глобальным функциям в литературе относят: функцию защиты прав и свобод человека, экологическую, демографическую, сырьевую, функцию борьбы с международной преступностью, сотрудничества в области освоения космоса и другие