Файл: Общая характеристика сущности и социального назначения государства.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Наличие такого рода функций практически стирает грань между внутренними и внешними функциями, многие внутренние функции приобретают внешний характер и наоборот.
Вариантов классификаций функций государства существует большое количество, так как на разных этапах развития и в разных государствах приоритетными могут выступать различные функции и различные трактовки их толкования.
Фундаментальная классификация функций государства основывается на главных сферах деятельности государства: внутренних и внешних. Соответственно, внутренние функции государства подразумевают под собой основные направления деятельности внутри страны, а внешние в межгосударственных отношениях .
Внутренние функции государства:
В современных реалиях значение защиты человека и гражданина в любом правовом государстве является первостепенным. Такой тезис подтверждается закрепленной конституционной обязанностью государства и его органов признавать, соблюдать и, самое главное, защищать права и свободы человека и гражданина. Из этого следует, что государственная защита является гарантированной формой, а также основополагающим способом восстановления нарушенных прав. При таких обстоятельствах правозащитная функция выступает в качестве приоритетного направления государственной деятельности. В этом значении представляется актуальным анализ тенденций развития правозащитной функции государства, основная цель которого - выявить существующие проблемы в реализации правовой защиты и внести предложения по их решению.1.
Вопросы правовой защиты граждан достаточно давно рассматриваются в качестве первостепенных. Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 г. главой государства была обозначена цель - выстроить четко работающую исполнительную вертикаль, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы, в которых отражается эффективность защиты прав граждан. В каждом последующем своем Послании Президент РФ уделял внимание какому-либо аспекту защиты. Последние годы не являются исключением: в послании 2018 г. был сделан акцент на защиту прав человека в сфере строительства; в 2019 г. затронута защита в сфере финансов; в 2020 г. отмечена роль Конституционного Суда РФ для правовой защиты граждан
1. В соответствии с этим стоит отметить, что по прошествии времени правозащитный аспект не утрачивает своей значимости, а с каждым годом развивается в различных направлениях.
На сегодняшний день в механизм осуществления правозащитной функции входит большой круг субъектов, из которых основными являются: Президент РФ, как гарант Конституции РФ и основной элемент защиты; государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, как реализаторы важнейших направлений правозащитной деятельности - от внесения законопроекта по правовой защите до полного восстановления нарушенных прав; государственные органы, имеющие особый статус - Прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ, как субъекты, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности, правовую защиту человека и гражданина; институты гражданского общества, в которые включаются неправительственные правозащитные организации, институт адвокатуры, нотариат, и т. д.
В этой связи согласимся с Т.М. Калининой в части того, что «в России создана развитая инфраструктура органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина»2. Соответственно, в современных реалиях правозащитная функция государства имеет свой собственный механизм реализации, который активно осуществляется в целях восстановления нарушенных прав.
Однако при более тщательном изучении правозащитных полномочий, юридической литературы, действующего законодательства, в осуществлении правозащитной функции можно выявить много проблем. Так, В. С. Нерсесянц отмечает, что главный проблемный аспект в сфере реализации правозащитной функции государства проявляется в бездействии многих положений текущего законодательства1. Не вдаваясь в частности, стоит отметить, что, действительно, в различных законодательных положениях можно найти большое множество пробелов и коллизий. В научной литературе, на ежегодных научно-практических конференциях эти проблемы обсуждаются значительным количеством ученых. Однако в Российской Федерации продолжает существовать волокита, связанная с различного рода бюрократическими задержками, затягиванием процесса внесения поправок в нормативные правовые акты федерального уровня и т. д.
Эта проблема также касается реализации государственных программ, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. К примеру, Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (был утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, в который входит программа «Обеспечение защиты личности, общества и государства» (период реализации 2021-2027)2. Однако по состоянию на октябрь 2020 г. в официальных источниках не содержится абсолютно никакой информации о планируемых мероприятиях в ходе выполнения программы, но есть указание, что она находится в стадии разработки. В этой связи утвержденная, но не доработанная программа вызывает сомнения в качественной подготовке её содержания. Вместе с тем остается только надеяться на положительный итог её реализации.
Ещё одним из проблемных вопросов реализации правозащитной функции остается информационная закрытость направлений деятельности, результатом которой является очевидное незнание гражданами существующих форм и средств правовой защиты своих прав. Как справедливо отмечает Е.А. Лукашева, люди в малой степени знают свои права, в том числе конституционные, вследствие чего не умеют их отстаивать3. В случае нарушения прав человек сталкивается в первую очередь с проблемой выбора способа их восстановления. Исходя из юридической безграмотности и низкого уровня правовой осведомленности, чаще всего граждане обращаются в орган, компетенция которого не позволяет в полной мере защитить права человека, что затягивает правозащитный процесс.
Также не все субъекты правозащиты доводят информацию о результатах своей деятельности. В частности, исходя из данных официального сайта Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, информация об аспектах деятельности различных структурных составляющих - постоянных комиссий, - представлена в крайне малом количестве и на сегодняшний день является устаревшей. Так, по состоянию на октябрь 2020 г. в разделе информации о постоянной комиссии по экономическим правам и свободам не содержится ни одного проводимого мероприятия, кроме рабочей поездки Совета, состоявшейся в 2015 году. Эта проблема касается и других постоянных комиссий Совета, в связи с чем, в целях пропаганды своей правозащитной деятельности, необходимо посредством СМИ предоставлять информацию о проводимых мероприятиях.
В целях повышения качества реализации правозащитной функции государства, необходимо:
Социальная функция является жизненно необходимой для нормального функционирования современного общества в условиях рыночных реформ.
Содержание этой функции состоит в установлении и обеспечении минимальных социальных жизненных стандартов (прожиточного минимума, зарплаты, пенсии); поддержка тех слоев населения, которые не могут полноценно трудиться; обеспечение занятости, страхование жизни, собственности, здоровья.
Обеспечение социальных прав граждан – это важнейшее условие функционирования государства. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, Конституция Российской Федерации возлагает на государство определенный объем обязательств в социальной сфере.
Основы юридического регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ диктует Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ)1. Для образования работоспособной системы социального обслуживания требуется также формирование собственных средств исследования окружающей среды и индивида, который нуждается в социальных услугах.
Социальное государство обладает рядом следующих признаков, позволяющие признать статус государства как «социальное», а именно:
Наличие такого рода функций практически стирает грань между внутренними и внешними функциями, многие внутренние функции приобретают внешний характер и наоборот.
Вариантов классификаций функций государства существует большое количество, так как на разных этапах развития и в разных государствах приоритетными могут выступать различные функции и различные трактовки их толкования.
Фундаментальная классификация функций государства основывается на главных сферах деятельности государства: внутренних и внешних. Соответственно, внутренние функции государства подразумевают под собой основные направления деятельности внутри страны, а внешние в межгосударственных отношениях .
Внутренние функции государства:
-
экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития); -
социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной); -
экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы); -
функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина; -
функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
В современных реалиях значение защиты человека и гражданина в любом правовом государстве является первостепенным. Такой тезис подтверждается закрепленной конституционной обязанностью государства и его органов признавать, соблюдать и, самое главное, защищать права и свободы человека и гражданина. Из этого следует, что государственная защита является гарантированной формой, а также основополагающим способом восстановления нарушенных прав. При таких обстоятельствах правозащитная функция выступает в качестве приоритетного направления государственной деятельности. В этом значении представляется актуальным анализ тенденций развития правозащитной функции государства, основная цель которого - выявить существующие проблемы в реализации правовой защиты и внести предложения по их решению.1.
Вопросы правовой защиты граждан достаточно давно рассматриваются в качестве первостепенных. Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 г. главой государства была обозначена цель - выстроить четко работающую исполнительную вертикаль, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы, в которых отражается эффективность защиты прав граждан. В каждом последующем своем Послании Президент РФ уделял внимание какому-либо аспекту защиты. Последние годы не являются исключением: в послании 2018 г. был сделан акцент на защиту прав человека в сфере строительства; в 2019 г. затронута защита в сфере финансов; в 2020 г. отмечена роль Конституционного Суда РФ для правовой защиты граждан
1. В соответствии с этим стоит отметить, что по прошествии времени правозащитный аспект не утрачивает своей значимости, а с каждым годом развивается в различных направлениях.
На сегодняшний день в механизм осуществления правозащитной функции входит большой круг субъектов, из которых основными являются: Президент РФ, как гарант Конституции РФ и основной элемент защиты; государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, как реализаторы важнейших направлений правозащитной деятельности - от внесения законопроекта по правовой защите до полного восстановления нарушенных прав; государственные органы, имеющие особый статус - Прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ, как субъекты, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности, правовую защиту человека и гражданина; институты гражданского общества, в которые включаются неправительственные правозащитные организации, институт адвокатуры, нотариат, и т. д.
В этой связи согласимся с Т.М. Калининой в части того, что «в России создана развитая инфраструктура органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина»2. Соответственно, в современных реалиях правозащитная функция государства имеет свой собственный механизм реализации, который активно осуществляется в целях восстановления нарушенных прав.
Однако при более тщательном изучении правозащитных полномочий, юридической литературы, действующего законодательства, в осуществлении правозащитной функции можно выявить много проблем. Так, В. С. Нерсесянц отмечает, что главный проблемный аспект в сфере реализации правозащитной функции государства проявляется в бездействии многих положений текущего законодательства1. Не вдаваясь в частности, стоит отметить, что, действительно, в различных законодательных положениях можно найти большое множество пробелов и коллизий. В научной литературе, на ежегодных научно-практических конференциях эти проблемы обсуждаются значительным количеством ученых. Однако в Российской Федерации продолжает существовать волокита, связанная с различного рода бюрократическими задержками, затягиванием процесса внесения поправок в нормативные правовые акты федерального уровня и т. д.
Эта проблема также касается реализации государственных программ, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. К примеру, Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (был утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, в который входит программа «Обеспечение защиты личности, общества и государства» (период реализации 2021-2027)2. Однако по состоянию на октябрь 2020 г. в официальных источниках не содержится абсолютно никакой информации о планируемых мероприятиях в ходе выполнения программы, но есть указание, что она находится в стадии разработки. В этой связи утвержденная, но не доработанная программа вызывает сомнения в качественной подготовке её содержания. Вместе с тем остается только надеяться на положительный итог её реализации.
Ещё одним из проблемных вопросов реализации правозащитной функции остается информационная закрытость направлений деятельности, результатом которой является очевидное незнание гражданами существующих форм и средств правовой защиты своих прав. Как справедливо отмечает Е.А. Лукашева, люди в малой степени знают свои права, в том числе конституционные, вследствие чего не умеют их отстаивать3. В случае нарушения прав человек сталкивается в первую очередь с проблемой выбора способа их восстановления. Исходя из юридической безграмотности и низкого уровня правовой осведомленности, чаще всего граждане обращаются в орган, компетенция которого не позволяет в полной мере защитить права человека, что затягивает правозащитный процесс.
Также не все субъекты правозащиты доводят информацию о результатах своей деятельности. В частности, исходя из данных официального сайта Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, информация об аспектах деятельности различных структурных составляющих - постоянных комиссий, - представлена в крайне малом количестве и на сегодняшний день является устаревшей. Так, по состоянию на октябрь 2020 г. в разделе информации о постоянной комиссии по экономическим правам и свободам не содержится ни одного проводимого мероприятия, кроме рабочей поездки Совета, состоявшейся в 2015 году. Эта проблема касается и других постоянных комиссий Совета, в связи с чем, в целях пропаганды своей правозащитной деятельности, необходимо посредством СМИ предоставлять информацию о проводимых мероприятиях.
В целях повышения качества реализации правозащитной функции государства, необходимо:
-
совершенствование взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества в области правовой защиты; -
организация деятельности по правовой пропаганде среди населения, повышению уровня правовой культуры; -
усиление контроля над должностными лицами в части соблюдения ими принципов своей профессиональной деятельности; -
оптимизация законотворческого процесса в правозащитном аспекте; -
искоренение бюрократизма; -
учет общепризнанных результатов научных изысканий ученых для совершенствования законотворческой деятельности.
Социальная функция является жизненно необходимой для нормального функционирования современного общества в условиях рыночных реформ.
Содержание этой функции состоит в установлении и обеспечении минимальных социальных жизненных стандартов (прожиточного минимума, зарплаты, пенсии); поддержка тех слоев населения, которые не могут полноценно трудиться; обеспечение занятости, страхование жизни, собственности, здоровья.
Обеспечение социальных прав граждан – это важнейшее условие функционирования государства. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, Конституция Российской Федерации возлагает на государство определенный объем обязательств в социальной сфере.
Основы юридического регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ диктует Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ)1. Для образования работоспособной системы социального обслуживания требуется также формирование собственных средств исследования окружающей среды и индивида, который нуждается в социальных услугах.
Социальное государство обладает рядом следующих признаков, позволяющие признать статус государства как «социальное», а именно:
-
обеспечивает гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, опираясь на господство права; -
обеспечивает возможности каждому гражданину в реализации своего трудового и интеллектуального потенциала в целях достижения материального благополучия себя и своей семьи; -
осуществляет государственную политику, ориентируемую на инвестиции в человека, на адресную поддержку наиболее уязвимых групп населения; -
обеспечивает распределение социальной нагрузки между всеми субъектами хозяйства и собственниками средств производства; -
обеспечивает создание условий для участия работников в выработке решений при управлении на всех уровнях; -
обеспечивает признание и реальность систем социального партнерства в сфере трудовых отношений; -
осуществляет государственную политику, направленная на укрепление института семьи, духовно-нравственное и культурное развитие граждан, сохранение самобытных национальных традиций и исторического наследия.