Файл: Общая характеристика сущности и социального назначения государства.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможность реального построения «социального» государства зависит от ряда следующих важных факторов:
- высокий уровень экономического развития;
- наличие прочных правовых оснований;
- высокий уровень социально-правовой культуры;
- достижение социального партнерства во взаимоотношениях между государством и обществом1.
Функция социальной поддержки населения - это неотъемлемая составляющая деятельности государства. В условиях материальных правоотношений созданы условия для того, чтобы права каждого человека свободно осуществлялись. Благодаря им человек может организовать достойный уровень своей жизни, удовлетворять свои потребности и интересы, получать образование, медицинское обслуживание, а также быть уверенным в социальной поддержке в случае наступления непредвиденной ситуации. Для возникновения правоотношений в сфере социального обеспечения необходимы общие и частные предпосылки.
Законодательство РФ о государственной социальной помощи включает в себя разнообразные источники, которые принимаются на федеральном уровне государственной власти и на уровне государственной власти субъектов РФ.
В заключение следует отметить, что социальная функция государства является одной из самых значимых. Социальный характер государства состоит не только в провозглашении себя таковым, не только в закреплении в Конституции страны социальных прав, но в эффективной гарантированности и своевременной их защите1. При этом закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым. Государство гарантирует судебную защиту в случаях споров по социальному обеспечению граждан, и в рамках социальной политики реагирует мерами и уголовно-правовой, и административно-правовой, и гражданско-правовой ответственности.
Соответственно, в качестве основной цели, которое выдвигается социальным государством является обеспечение защиты от бедности и расширение благосостояния и достойной жизни людей посредством юридического и экономического вмешательства для улучшения окружающих условий человека.
Тенденции развития правозащитной функции государства проявляются в повышении качества действия механизма правовой защиты. Однако на сегодняшний день накопилось достаточно много проблем в реализации главного государственного направления деятельности. Свидетельством этому являются многочисленные нарушения прав и свобод граждан. В этой связи необходимо усилить правозащитную деятельность в целях обеспечения прав человека.
Внешние функции государства:
-
оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); -
обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности); -
функция международного сотрудничества по самым разным вопросам.
Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
Кардинальное реформирование России одновременно выдвигает в качестве необходимого условия укрепление национальной безопасности российского государства. В современных условиях острота этой проблемы обусловлена двумя группами факторов: внешних и внутренних.
2.2. Социальное назначение современного российского государства
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определённость универсальной управляющей системы.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие.
Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда следует, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе.
Раскрыть сущность государства, значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает.
По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения.
В большинстве работ сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций - как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. В западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающий интересы всего общества1. Эти два подхода к определению сущности государства в современном правоведении являются главными.
Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.
Возникновение государства всегда связано с изменением характера власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего привилегированной части общества.
Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, хотя в определенной мере охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство выступало как орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий. Аналогичную характеристику можно дать и буржуазному государству.
Следовательно, государства всегда были, прежде всего, политической организацией собственников основных средств производства2. Классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия.
Установление классового характера государственной власти на определенных этапах развития государства не исчерпывает проблемы его сущности, а использование только классового подхода ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Поэтому другой подход, который заключается в рассмотрении сущности государства исходя из общечеловеческих, общесоциальных его задач, привлекает к себе все больше исследователей.
Качественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, вели к изменению сущности государства.
Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, выводит общество из депрессии, подтверждая мысль о том, что оно призвано решать дела в интересах социального прогресса.
Государственный механизм превратился из орудия подавления в инструмент достижения общественного согласия и поиска компромиссов. Поэтому современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство достижения социального благополучия по содержанию и как правовое - по форме.
Следует согласиться со справедливым замечанием исследователя о том, «что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются, в сущности, государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях»
1.
Сущность государства вытекает из его социального назначения. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.
Марксистская доктрина основным предназначением государства видела создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя при этом, их столкновения.
Новые подходы к сущности и социальному назначению государства мы обнаруживаем в целом ряде теорий о государстве, в том числе «теории плюралистической демократии» (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др.); «теории элит» (В. Парето, Г. Моски, Д. Сартори, Т. Дай и др.); «теории всеобщего благоденствия» (Д. Кейнс, А. Пигу, В. Мунд и др.); «теории конвергенции» (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин и др.); «теории правового государства» и др1.
Смысл теории плюралистической демократии состоит в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений (страт), образующихся по различным признакам - возраст, профессия, место жительства, круг интересов и т.д.
На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают частицей государственной власти, участвуют в управлении государством, государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.
Согласно теории всеобщего благоденствия, государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех2. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория всеобщего благоденствия подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства.
Следовательно, главную задачу современной государственности представители вышеназванных и иных немарксистских теорий видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого1. Соответствующим образом меняются и представления ученых, стоящих на диалектико-материалистических позициях.
Взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Государство - это определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.
Заключение
Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей.
Государство характеризуется наличием государственного суверенитета, определение и содержание которого традиционно дискутируется в современной научной литературе. Общее понимание и содержание государственного суверенитета в большинстве случаев сводится к тому, что суверенитет – это: 1) верховенство государственной власти внутри соответствующей страны в отношении любых социальных объединений и граждан; 2) независимость государственной власти в отношениях с другими суверенными государствами, что означает полную самостоятельность государства в решении своих внутренних и внешних проблем, в формировании и осуществлении своей собственной внешней политики.
Государство характеризуется также системой органов и организаций, создаваемых для обеспечения выполнения ее задач и функций.
В функциях проявляется сама сущность государства. Государство характеризуется многообразием проявлений своей сути. Это вытекает как из разнообразия задач, решаемых им в различных областях жизни общества, так и из разнообразия форм и методов осуществления государственной деятельности. Эволюция же функций государства является естественным процессом, который обусловлен самим ходом истории и способностью общества и государства улавливать тенденции и приспосабливаться к возникающим переменам.
Изучение сущности и назначения такой сложной формы организации общества как государство невозможно без разговора о тех функциях, которые возложены на него. И, несмотря на то, что категория «функция государства» является одной из фундаментальных, и описывающей деятельную сторону государства, обсуждение этой темы до сих пор является дискуссионным и вызывает волну споров методологического характера, а в научной литературе мы можем найти несколько десятков определений, зачастую радикально отличающихся друг от друга. Это говорит о том, что: