Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

(КГУ им. К.Э. Циолковского)

Дневник учета логопедической работы
студентки 5 курса

Института педагогики заочной формы обучения

по направлению подготовки

«Специальное (дефектологическое) образование»
Гуровой Светланы Сергеевны

Место прохождения практики
МБДОУ №77 «Родничок», НСП «Колокольчик» г. Калуга


Калуга, 2019 г.

Дата проведенного или посещенного занятия

Анализ занятия

15.04.19

Аналитический этап исследования

ЦЕЛЬ этапа – изучение особенностей использования компьютерных технологий на логопедических занятиях как средства коррекции речи старших дошкольников (на примере нарушения ОНР III уровня).
Из ряда изученных методик (О.Б. Иншакова, Н.И. Садовникова, экспресс- диагностика Т.А. Фотековой), направленных на выявление уровня сформированности словарного запаса дошкольников, связной речи, и лексико-грамматических конструкций. Так как они наиболее удобны в применении для детей данной возрастной группы.

16.04.19

Составить таблицу критериев, под каждый критерий подобрать

Ко всем выше перечисленный адаптивным методикам я разрабатывала критерий оценивания.

Для оценки результатов выполнения упражнений была разработана унифицированная шкала оценок, в основе которой лежит 3-х – бальная система.

17.04.19

Проведение первичной диагностики для начала исследования

Проводила диагностику сформированности словарного запаса детей, лексико-грамматических конструкций, связной речи и звукопроизношения, включенных в исследование в соответствии с ВКР, заполняла протокол обследования.

Осуществляла подбор наглядного и дидактического материала для проведения диагностики.

Для реализации цели нашего исследования были разработаны критерии оценки и осуществлен подбор методик исследования словаря детей, их звукопроизношения, лексики и грамматики с детьми старшего дошкольного возраста (методик (О.Б. Иншакова, Н.И. Садовникова, экспресс- диагностика Т.А. Фотековой).

С 18.04.19- 22.04.19

Проводила логопедические занятия с применением компьютерных технологий


Проводила диагностику познавательной сферы детей, включенных в исследование в соответствии с ВКР, заполняла протокол обследования.

Провела по 3 занятия с каждой из групп. В экспериментальной группе входе всех 3 занятиях применяла компьютерные технологии:

- демонстрация мультимедийных презентаций по пройденным лексическим темам;

- просмотр видео фрагмента «Приметы весны»;

- применение логопедического тренажера «Дельфа М»;

- развивающие компьютерные игры «Определи звук в слове».

С контрольной группой проводила:

- артикуляционную гимнастику;

- составляли связный рассказ по теме «Приметы весны»;

-составляли описательный рассказ по картине по теме: «Приметы весны»;

- играли в игры на фонетико-фонематическое развитие «Определи звук в слове».

Делала выводы по обследованию группы в целом. Подготовила рекомендации родителям обследованных детей.

В качестве общего критерия прослеживалась положительная динамика, так как при использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях позволило повысить мотивацию и долгое время удерживать внимание.

Все задания проводились в естественных условиях, с каждым из детей индивидуально.

23.04.19

Провела вторичную диагностику детей после включения компьютерных технологий в процесс коррекционных логопедических занятий

Проанализировать полученные данные. Составить диаграммы, графики.

Провела итоговую обработку и систематизацию материала. Обработку полученных результатов отобразила в таблицах и диаграммах.

24.04.19

Составить методические рекомендации для работы с детьми

День посвящен сбору, подбору и анализу материалов и документов, необходимых для написания отчета по практике и для подготовки к дипломной работе. Проведен самоанализ собственной деятельности и результатов преддипломной практики.

25.04.19

Подведение итогов

Подведение итогов практики, заполнение дневника практики, оформление отчета по практике.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

(КГУ им. К.Э. Циолковского)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО,

НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Подготовила: студентка

5 курса группы Бз-СДО-51

направление подготовки 6.44.03.03

«Специальное (дефектологическое)

образование», профиль

подготовки «Логопедия»

Гурова С.С.

Калуга, 2019

Опытное исследование применения компьютерных технологий на логопедических занятиях как средства коррекции речи старших дошкольников ( на примере нарушения ОНР III уровня)

2.1 Констатирующий этап исследования

На этапе констатирующего исследования была поставлена цель.

Цель: доказать целесообразность применения компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений с ОНР III уровня.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать и адаптировать методики для диагностики нарушений речи у детей с ОНР III уровня

2. Сформировать экспериментальную и контрольную группу участников исследования.

3. Провести исследование и контроль, выполнить количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования:

Диагностическое обследование проводилось в МБДОУ детский сад № 77 «Родничок » НСП «Колокольчик» города Калуги. В этом учреждении функционирует логопункт, куда отбирают детей начиная с 5 лет с речевыми нарушениями (в том числе и диагнозом ОНР III уровня). Для этого были выбраны дошкольники 5-6-летнего возраста с ОНР III уровня, посещающие логопункт, с помощью логопеда нами были подобраны 40 человек.

Использованы следующие методы исследования: анкетирование, логопедическое обследование, психолого-педагогическое обследование, тестирование на мелкую моторику, наблюдение.

Организация исследования:

Для достижения цели были сформированы две группы участников:

  • экспериментальная группа – 20 дошкольников 5-6 лет, у всех дошкольников диагностировано общее недоразвитие речи ОНР III уровня

  • контрольная группа – 20 дошкольников 5-6лет, у которых так же диагностировано общее недоразвитие речи.

Предварительно, перед проведением обследования, была изучена характеристика обеих групп.



У детей с ОНР III уровня наблюдаются следующие недочеты в речи:

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, не различают лексические значения многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, в школе будут трудности с успеваемостью. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.


Учитывая все выше изложенное, были подобранные и адаптированы следующие методики для коррекции речи детей логопатов.

Общая диагностическая программа включала следующие направления диагностики:

Экспресс-диагностика Т.А. Фотековой

Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление- воспроизведение- предъявление- воспроизведение.

ба- па па-ба

са- за за- са

жа- ща ща- жа

са- ша ша- са

ла- ра ра- ла

ма-на-ма на- ма- на

да-та-да та- да- та

га- ка- га ка- га- ка

за- са- за са- за- са

жа-ша-жа ша- жа- ша

са- ша- са ша- са- ша

ца- са- ца са- ца- са

ча- тя- ча тя- ча-тя

ра- ла- ра ла-ра-ла

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения.

Губы в улыбке;

Губы «трубочкой»- округлены и вытянуты вперед;

Язык «лопаткой»- широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

Язык «иголочкой»- узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

Язык «чашечкой»- рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки;

Щелканье языком;

«вкусное варенье»- рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

«Качели»- рот открыт, язык поочередно касается то верхней. То нижней губы;

«Маятник»- рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

Чередование движений губ: «улыбка- трубочка».

Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака-маска-нос;

Сено-василек-высь;

Замок-коза;

Зима-магазин;

Цапля-овца-палец;

Шуба-кошка-камыш;

Жук-ножи

Щука-вещи-лещ;

Чайка-очки-ночь;

Рыба-корова-топор;

Река-варенье-дверь;

Лампа-молоко-пол;

Лето-колесо-соль;

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Скакалка

Танкист

Космонавт

полиция

Сковорода

Кинотеатр

Перепрыгнуть

мореплаватель

водолаз

Термометр

Исследование навыков языкового анализа.

Сколько слов в предложении?

Был теплый день.

Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове?

Дом

Карандаш

Определи место звука в слове:

Первый звук в слове крыша;

Третий звук в слове школа;


Последний звук в слове стакан.

Сколько звуков в слове?

Рак

Сумка

Диктант

Исследование грамматического строя речи.

Повторение предложения.

Инструкция: послушай и повтори.

Наступила осень.

Птичка свила гнездо.

Над водой летали белые чайки.

В саду было много красных яблок.

Земля освещается солнцем.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Верификация (от лат. verus — «истинный» и facere — «делать») предложений.

Инструкция: постарайся исправить ошибки в предложениях.

Девочка гладит утюгом.

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

Березки склонились от ветра.

Солнце освещается землей.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: постарайся составить из слов предложение.

Мальчик, открывать, дверь;

Девочка, читать, книжка;

Доктор, лечить, дети;

Рисовать, карандаш, девочка;

В, сад, расти, вишня;

Сидеть, синичка, на ветка;

Груша, бабушка, внучка, давать;

Витя, косить, трава, кролики, для;

Миша, дать, собака, большая кость;

Петя, купить, шар, красный, мама;

Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай… чашки.

Почки распустились…деревьях.

Лодка плывет…озеру.

Чайка летит…водой.

Птенец выпал…гнезда.

Деревья шумят…ветра.

Последние листья падают…березы.

Щенок спрятался…крыльцом.

Пес сидит…конуры.

Большая толпа собралась…театра.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Один стол, а много- это …

Стул- ….

Окно- ...

Звезда-

Ухо-

Инструкция: один- дом, много чего?- домов.

Стол-

Стул-

Окно-

Звезда-

Ухо-

Исследование словаря и словообразования.

Инструкция: у кошки- котята, а у …..

Козы- собаки-

Волка- курицы-

Утки- свиньи-

Лисы- коровы-

Льва- овцы-

Образование прилагательных от существительных.

А) относительных

Инструкция: кукла из бумаги- бумажная.