Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй этап - содержательно-формирующий.
Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. Все эти задачи могут быть решены при использовании разнообразных компьютерных технологий и программ. В ходе занятий необходимо активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы, например блок развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» - Болото. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей применяются задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа – например, развивающая игра «Гарфилд для первоклассников» (блок «Составь слово»). Это могут быть задания на преобразование слов, изменение структуры слов с наблюдением за семантическим изменением слова – например, блоки развивающей компьютерной игры «Баба Яга учится читать» - Белочка (развитие навыков орфографической зоркости), Ёжик – анализ звуковой структуры слова и семантической составляющей.
На занятиях необходимо создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший “ситуации уверенности” ребенка в своих силах. Дети легко запоминают, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могут самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят формируется чувство гордости за свои достижения, расширяются возможности положительной оценки собственной деятельности.
Третий этап - саморазвивающий. Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями, закрепления полученных навыков контроля на примере письменной речи а так же в процессе новой деятельности. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. С успехом на данном этапе можно применять разнообразные средства, созданные при помощи компьютерных программ.
Приведем примеры использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении:
1. Например, в процессе дифференциации кинетически сходных букв, дети иногда смешивают на письме, мы предлагаем следующий вид задания. Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв "б - д": данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц ("б" - белка, "д" - дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.
Также используя анимацию, пишем прописную букву "д" на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.
2. На каждом логопедическом занятии необходимо проводить для учеников зрительную гимнастику. Предлагаем очень интересную зарядку для глаз, подготовленную заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит муха, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется муха, и произносит в итоге полученное слово.
3. Дети очень любят выполнять задания самостоятельно на компьютере, за отведенное время им необходимо пройти несколько уровней, за каждый верный ответ они получают бонусы. Например, при правильном выполнении задания на компьютере появляется фрагмент картинки, задача – собрать её целиком. Такого рода соревновательный момент значительно повышает мотивацию к учению.
4. В случаях, когда дети заменяют в произношении звук «ж» на «ш», после этапов постановки и автоматизации данного звука, необходимо провести дифференциацию этих звуков. В этом отношении, эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ученику необходимо нажимать на изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном нажатии у картинки срабатывает анимация и сигнал правильного ответа(например аплодисменты) при неправильном - звучит сигнал, но само изображение остается не подвижным. В дальнейшем, учитель может посмотреть, сколько раз ошибся ребёнок. Такой род задания можно использовать неоднократно в качестве тренировки.
Как видно, при определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно–развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.
Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа и синтеза, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно–развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.
Отчет о преддипломной практике
в МБДОУ детский сад «Родничок» НСП «Колокольчик» г. Калуги
студентки Института педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского
группы БЗ-СДО-51 направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия»
Гуровой Светланы Сергеевны
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования: доказать целесообразность и эффективность применения компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений (на примере детей с ОНР III уровня). В ходе данного исследования было взято 40 детей, посещающих логопункт данного учреждения. Экспериментальную группу составили 20 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня, контрольную группу – 20 воспитанников старшего дошкольного возраста с тем же диагнозом. Проведенное исследование показало: не до конца сформированый лексических строй речи, фонетико-фонематических процессов, и общий уровень развития звукопроизношения, артикуляционной моторики у воспитанников с ОНР 3уровня находится на среднем и низком уровне и не соответствует возрастной норме. У всех детей экспериментальной группы отмечаются нарушения произнесения простых и сложных по артикуляции согласных звуков. Дети заменяют шипящие звуки свистящими, отмечаются дефекты звонкости как частичное нарушение голоса, а также выявлена смягченность речи по причине спастического напряжения средней части спинки языка. Недоразвитие фонематического слуха и восприятия у детей данной категории обусловлены дефектами моторной сферы и произносительной стороны речи. Отмечалась неточность и слабость артикуляционных движений, поверхностное, ключичное, диафрагмельно-речевое дыхание не сформировано. Воспитанники экспериментальной группы нуждаются в существенной логопедической помощи.
Целью формирующего этапа исследования являлась организация и реализация логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с использованием компьютерных технологий с детьми старшего дошкольного возраста (на примере ОНР 3уровня).
Основными направлениями формирующей работы являлось применение компьютерных технологий на логопедических занятих как средства коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста. В работу были включены следующие виды технологий: упражнения и развивающие игры направленные на нормализации и лучшее усвоение артикуляторных позиций трудных для детей звуков,
выработки правильного речевого дыхания, совершенствования фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов в системе развития речи, логопедический тренажер, показ видео и прослушивание аудио файлов, мультимедийных презентаций. Благодаря чему сушественно было сконцентрировано внимание в процессе занятия, что делало его еще более познавательным, красочным и запоминающимся. Основой проведения данных мероприятий выступало включение в логопедические занятия средства компьютерной инновации и технологии.
После проведения коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками, участвующими в исследовании, вновь была проведена диагностическая работа, которая показала: общий уровень сформированности звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, правильного использования лексико-грамматических конструкций и артикуляционной моторики у дошкольников улучшились, что позволило доказать предполагаемую гипотезу. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание мультимедийных ресурсов для коррекции письменной речи младших школьников и особенности внедрения информационных компьютерных технологий в условиях ДОО и других образовательных учреждениях осуществляющие коррекционно-логопедические мероприятия.