Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шляпка из соломы-
Кисель из клюквы-
Горка изо льда-
Салат из моркови-
Варенье из вишни-
Суп из грибов-
Варенье из яблок-
Варенье из сливы-
Варенье из малины-
Варенье из клубники-
Варенье из черники-
Лист дуба-
Лист клена-
Лист осины-
Шишка ели-
Б) качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
Волка за жадность-
Зайца за трусость-
Медведя за силу-
Льва за смелость-
Инструкция: если днем жара, то день- жаркий, а если…
Мороз
Солнце
Снег
Дождь
Ветер
Холод
В) притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
Кошки
Зайца
Медведя
Белки
Волка
Льва
Лисы
Гнездо орла
Клюв птицы
Ружье охотника
Исследование понимания логико-грамматических отношений.
А) покажи ключ, карандаш.
Б) покажи карандашом ключ
В) карандаш- ключом
А) нарисуй круг под крестом
Б) крест- под кругом
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (5 картинок).
Инструкция: посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Пересказ прослушанного текста.
«Горошины».
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины попали на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Критерии оценивания:
3 балла – правильный ответ с первой попытки;
2 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность;
1 балла – один правильно угаданный звук с первой попытки;
0 баллов – один правильно угаданный звук со второй попытки или отказ от выполнения.
Методику О.Б. Иншаковой брала на обследование лексико-грамматических конструкций:
Цель: выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умения
самостоятельно образовывать слова.
Материал: альбом для логопеда О.Б. Иншаковой
Методика проведения:
Задание 1. Образование существительных множественного числа.
Задание 2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Задание 3. Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных.
Задание 4. Употребление сложных предлогов.
Задание 5. Согласование числительных с существительными.
Критерии оценивания:
3 балла – правильный ответ с первой попытки;
2 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность;
1 балла – один правильно угаданный звук с первой попытки;
0 баллов – один правильно угаданный звук со второй попытки или отказ от выполнения.
Методика обследования по Н.И.Садовниковой направленна больше на состояние диагностики письменной речи, но так как у детей старшего дошкольного возраста 5-6лет уже есть НОД- обучение грамоте, то данная методика показывает на сформированность фонетико-фонематических процессов, и на графомоторных функций.
Материал для обследования состояния письма.
Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.
В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.
Списать слова, написанные печатным шрифтом:
плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
Например: б, , е, ж, , ы, х и т. д.
Записать под диктовку прописные буквы: Д,Ф,Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
Критерии оценивания:
3 балла – правильный ответ с первой попытки;
2 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность;
1 балла – один правильно угаданный звук с первой попытки;
0 баллов – один правильно угаданный звук со второй попытки или отказ от выполнения.
С помощью этих методик была проведена первичная диагностика всех 40 детей, которые были условно разделены на группы:
экспериментальная группа – 20 человек
контрольная группа – 20 человек.
Полученные
данные были занесены в таблицу
Результаты первичной диагностики детей с ОНР 3 уровня в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество дошкольников | % дошкольников | Количество дошкольников | % дошкольников | |
Высокий | 0 | 0% | 0 | 0% |
Средний | 6 | 30% | 6 | 30% |
Низкий | 14 | 70% | 14 | 70% |
Исследования в экспериментальной и контрольных группах показали, что высоким уровнем ни обладает ни 1дошкольник, средний уровень- по 6человек, на низком уровне- по 14человек.
После проведения 3х логопедических занятий с применением компьютерных технологий (презентация, видео фрагмент, логопедический тренажер, развивающая игра) было отмечено: не большое повышение уровня мотивации, поддерживался интерес, дети были более внимательны и сосредоточены продолжительное время, уровень активности, эмоциональности и самостоятельности был более высок чем на обычных логопедических занятиях.
Была проведена вторичная диагностика, которая выявила следующие показатели, приведено в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество дошкольников | % дошкольников | Количество дошкольников | % дошкольников | |
Высокий | 0 | 0% | 0 | 0% |
Средний | 8 | 40% | 7 | 35% |
Низкий | 14 | 60% | 13 | 65% |
Результаты вторичной диагностики с применением компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
В выпускной квалификационной работе была поставлена цель: доказать целесообразность и эффективность применения компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений с ОНР III уровня.
Сравнивая показатели первичной и вторичной диагностики было выявлено, что поставленная цель достигнута и имеет положительную динамику.
Полученные данные отображены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
первичная диагностика | вторичная диагностика | первичная диагностика | вторичная диагностика | |
Количество дошкольников (чел-%) | Количество дошкольников (чел-%) | Количество дошкольников (чел-%) | Количество дошкольников (чел-%) | |
Высокий |
|
|
| 0% |
Средний | 6- 30% | 8- 40% | 6- 30% | 7- 35% |
Низкий | 14- 70% | 12- 60% | 14- 70% | 13- 65% |
Сравнительный анализ итоговой диагностики детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет на логопедических занятиях.
Таким образом, результаты исследования позволили сделать вывод о различиях в развитии звукопроизношения, фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов и артикуляции старшего дошкольного возраста с ОНР 3уровня до начала занятий и после.
ГЛАВА 2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи
Проведя длительный анализ литературы связанный с изучением применения ИКТ технологий в системе образования продемонстрировал нам, что компьютерные средства представляют для специалиста фрагмент содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей исправления отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-логопатами предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Динамика проявления и эффект применения ИКТ технологий напрямую зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно–развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию, психологический комфорт и удержание произвольного внимания на протяжении всего занятия, а также предоставляя ребенку свободу выбора форм и средств деятельности. Эффективность обучения во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам, но и сложности дефектов ребёнка. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме субьективны, так как они раскрывают некоторые стороны внедрения информационных компьютерных технологий в коррекционный процесс.
Исходя из этого, нами были разработаны следующие рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении:
Руководствуясь тем, что важнейшей составляющей теоретической основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности выступает уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Логопедическая работа с детьми-логопатами, должна проводиться с учетом всех психофизиологических и индивидуальных особенностей, который были детально исследованы следующими отечественными учеными (Е.Ф. Архиповой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, О.А. Токаревой и др.). Система, в которой задействована информационная компьютерная технология выстраивается поэтапно, где на каждом ее этапе решаются определенные задачи.
Первый этап - создание мотивации на занятии.
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационных компьютерных технологий. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа;
При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе. Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, «мышка», делают занятия еще более интереснее, красочнее, а значит на долго отложить в памяти детей это как самый яркий и запонимающийся фрагмент. Затем знакомим детей с элементарными правилами использования компьютера и его комплектующих. Большое внимание должно уделяться формированию правильного расположения перед монитором, времени нахождения ребенка за компьютером (Приложение 4 Санитарно-гигиенические нормы). Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, инструкции логопеда. Надо также развивать различные типы восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.