Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возникновения ущерба;
- ознакомить работника с материалами проверки.
Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен <1>,
действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
--------------------------------
<1> Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Кроме изложенного выше общего порядка определения размера ущерба, законодательство предусматривает (ст. 246 ТК РФ) и особый порядок, который применяется в тех случаях, когда:
1) ущерб работодателю причинен хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей;
2) фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
В обоих случаях особый порядок определения ущерба может устанавливаться федеральным законом. Например, в соответствии с п. 6 ст. 59 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах" работник несет материальную ответственность в
100-кратном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу в результате хищения либо недостачи наркотических средств или психотропных веществ или их прекурсоров.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в ст. 21
предусматривает, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка, а драгоценных камней - по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день продажи. На практике данный порядок применяется при определении размера ущерба, причиненного хищением и недостачей драгоценных металлов и драгоценных камней.
Работодатель вправе, но не обязан взыскивать с работника ущерб, причиненный ему по его вине. С
учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, работодатель может полностью отказаться от взыскания ущерба с виновного работника или взыскать его частично (ст. 240 ТК РФ). Такой отказ допустим независимо от того, несет ли работник ограниченную материальную ответственность либо материальную ответственность в полном размере, а также независимо от формы собственности организации (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52). Вместе с тем собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя в случаях,
предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации (ст. 240 ТК РФ).
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной,
административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
Трудовое законодательство предусматривает возможность возмещения ущерба, причиненного работодателю, несколькими способами:
1) добровольное возмещение ущерба самим работником;
2) возмещение ущерба по распоряжению (приказу) работодателя;
3) возмещение ущерба в судебном порядке.
Работник, виновный в причинении ущерба, может возместить его добровольно. По соглашению сторон трудового договора возмещение может производиться как полностью, так и частично. В случае рассрочки работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. При увольнении работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб,
непогашенная задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Задерживать увольнение работодатель не имеет права.
По распоряжению работодателя взыскание с виновного работника причиненного ущерба может производиться только в том случае, если сумма не превышает его средний месячный заработок. При этом такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Следует иметь в виду, что ст. 138 ТК РФ
устанавливает ограничение размера ежемесячных удержаний из заработной платы. В частности,
общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%. При удержании по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть

сохранено 50% заработной платы. Это ограничение не применяется при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью,
а также в случае смерти кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В указанных случаях размер удержаний не может превышать 70%.
В судебном порядке взыскание производится: во-первых, если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб и сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, во-вторых, если истек месячный срок для принятия работодателем распоряжения о взыскании.
С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.
Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.
1>1>1>1>1>1>
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30

Глава 15. ОХРАНА ТРУДА
После изучения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие охраны труда в широком и узком смысле;
- право работников на охрану труда и гарантии осуществления этого права; льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда;
- государственные нормативные требования охраны труда, которые обязательны для выполнения всеми юридическими и физическими лицами;
- обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- организацию охраны труда и обеспечение соблюдения требований охраны труда работодателем;
- специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов;
- нормы, регулирующие деятельность органов контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, правил об охране труда и ответственность работодателя за нарушение этого законодательства;
- органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- назначение и структуру федеральной инспекции труда;
- органы общественного контроля в области охраны труда;
- ответственность за нарушение законодательства об охране труда работников и работодателей;
уметь:
- оперировать основными понятиями темы;
- применять понятийный аппарат и нормативные правовые акты в области охраны труда;
- составлять локальные правовые акты, связанные с соблюдением требований по охране труда;
- применять нормативные правовые акты, связанные с порядком расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
владеть:
- юридической терминологией по теме;
- навыками подготовки локальных нормативных правовых актов и других документов юридического характера в целях реализации обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

- методикой расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
15.1. Общая характеристика и понятие охраны труда по трудовому праву
В российском трудовом праве принято рассматривать охрану труда в широком и узком смысле слова. В широком смысле охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это определение охраны труда приведено в ч. 1 ст. 209 ТК РФ.
В узком смысле понятие охраны труда и его общая характеристика дают представление об охране труда как правовой категории. При этом охрана труда рассматривается, во-первых, как один из основных принципов трудового права, во-вторых, как самостоятельный правовой институт, в-третьих,
как субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В Конституции РФ определено, что в Российской Федерации как социальном государстве охраняется здоровье и труд людей (ст. 7). В числе основных прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ
закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37
Конституции РФ).
Согласно этим базовым положениям Конституции РФ (ст. 7, ч. 3 ст. 37) и общепризнанным принципам и международным стандартам трудовых прав человека в ст. 2 ТК РФ получил признание
принцип обеспечения права каждого на справедливые условия труда, в том числе на условия,
отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Положения Конституции РФ и принципы трудового права нашли свое проявление в нормах ТК РФ в установлении права работника на соответствующее
рабочее место (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36 ТК РФ) и
обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст. 22, ст. 212 и другие статьи ТК РФ).
Охрана труда как институт трудового права охватывает нормы, направленные на определение порядка создания здоровых и безопасных условий труда и соответственно устанавливающие стандарты безопасности труда, правила техники безопасности и гигиены труда, обязанности соблюдения государственных нормативных требований во всех видах деятельности, обязанности сторон трудовых правоотношений в области охраны труда, а также обеспечение прав работников на охрану труда. Кроме того, определяются основные направления государственной политики в области охраны труда,
управление и организация охраны труда, разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в сфере государственного управления охраной труда.
К институту охраны труда принято относить нормы, устанавливающие специальные правила по
охране труда женщин, несовершеннолетних лиц, инвалидов, хотя в ТК РФ особая охрана их труда ныне получила закрепление в нормах, охватываемых разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".
Общеизвестно, что одной из трех целей трудового законодательства является создание благоприятных условий труда работников, что в сочетании с рассмотренными принципами и должно быть в основе норм института охраны труда.
Охрана труда как субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям
безопасности и гигиены, раскрывается в конкретном трудовом правоотношении рядом правомочий,
закрепленных в ст. 219, иных статьях ТК РФ, включая гарантии данного права, установленные в ст. 220 и других статьях ТК РФ.
Нормы об охране труда содержатся в законах, нормативных правовых актах РФ и ее субъектов и других источниках, но главным из них является ТК РФ. В Кодексе охране труда посвящен разд. X,
охватывающий ряд глав (33 - 36), в том числе главу "Общие положения", в которой приведены основные понятия в области охраны труда ("безопасные условия труда", "рабочее место", "требования охраны труда", "специальная оценка рабочих мест" и др.).
Большое значение имеют основные направления государственной политики в области охраны труда, которые определены в ст. 210 ТК РФ. К ним отнесены следующие направления: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов в области охраны труда, а также федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения специальной оценки рабочих мест, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья, а также расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и
(или) опасными условиями труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.


Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти РФ,
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей,
объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ч. 2 ст. 210 ТК РФ).
15.2. Требования охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Государственными нормативными требованиями устанавливаются правила, процедуры и критерии,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Указанные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве
(реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения РТК (ст. 211 ТК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении
Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда" к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда,
правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Проекты указанных актов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей, а также организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями,
после чего передаются на рассмотрение РТК и издаются Минтрудом России.
В федеральном законе могут быть установлены повышенные требования к охране жизни и здоровья работников. В зависимости от видов работ, различных производств и условий труда приняты
Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 9 января
1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Обеспечение безопасных условий и охраны труда во многом зависит от работодателя, от исполнения им своих обязанностей. Обязанности работодателя установлены в ст. 22 ТК РФ и раскрываются, детализируются в ст. 212 ТК РФ. Работодатель обязан обеспечить: безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
режим труда и отдыха работников, установленный трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; условия труда на каждом рабочем месте,
соответствующие требованиям охраны труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Одной из важных обязанностей работодателя является обеспечение работникам рабочих мест,
соответствующих требованиям охраны труда. Для этого проводится специальная оценка условий труда.
Для определения соответствия рабочих мест прогрессивным техническим, технологическим,
организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам проводится специальная оценка условий труда.
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О