Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специальной оценке условий труда").
Под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения РТК. Управление
профессиональными рисками - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения РТК.
В случаях когда современный уровень науки и техники не позволяет полностью устранить возможность воздействия вредных факторов на организм человека, законом установлены специальные
правила охраны труда, гарантии и компенсации: сокращение рабочего времени; предоставление дополнительных отпусков; повышение тарифных ставок и должностных окладов; иные компенсации за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
На работодателе лежит обязанность по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и правильностью применения средств защиты; обучению безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; недопущению к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда; информированию работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и средствах индивидуальной защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда. Работодатель должен организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
(обследований) работников, а также других обязательных медицинских осмотров. При этом закон запрещает работодателю допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний.
На работодателе лежит обязанность обеспечить: принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
предоставление соответствующим федеральным органам и органам субъектов РФ, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля, и органам профсоюзного контроля необходимой информации и документов для осуществления ими своих полномочий и беспрепятственный допуск должностных лиц указанных государственных органов и представителей органов Фонда социального страхования РФ, органов общественного контроля, а также выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного (профсоюзного) контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки.
Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
На работодателя возложена обязанность по разработке и утверждению правил и инструкций по
охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. У работодателя должен быть комплект нормативных правовых актов,
содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагаются на работодателя. Эти обязанности работодателя закреплены в ст. 228 ТК РФ. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет, а также рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев самым детальным образом получили свое закрепление в ТК РФ (ст. 227 - 231).
Возможность отрицательного воздействия на здоровье работников чрезмерной физической нагрузки либо вредных и (или) опасных производственных факторов обусловливает необходимость закрепить в законодательстве меры предупреждения заболеваемости работников, занятых в таких условиях. В
частности, этому служат медицинские осмотры (обследования) работников.


В трудовом законодательстве РФ (ст. 213 ТК РФ) предусмотрены медицинские осмотры
некоторых категорий работников для охраны здоровья работников, занятых на тяжелых работах или работах с вредными либо опасными условиями труда (включая подземные работы), а также на работах,
связанных с движением транспорта. Указанные работники проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу), а впоследствии периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные)
медицинские осмотры (обследования) для определения их пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Основная цель проведения таких осмотров - охрана здоровья самого работника. Кроме того, для работников общественного питания, торговли, пищевой промышленности, водопроводных сооружений,
лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых других
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30

предусмотрено проведение
медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).
Больные инфекционными заболеваниями или с подозрением на такие заболевания,
контактировавшие с больными, являющимися носителями инфекционных заболеваний, а также работники, не прошедшие обследования, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты с пищевыми продуктами, материалами.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ
Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или)
опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда").
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое
освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ
от 23 сентября 2002 г. N 695 определен Порядок обязательного психиатрического освидетельствования.
Предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).
Требования охраны труда направлены и работникам, на которых возлагаются обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте,
проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры
(обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных
ТК РФ и иными федеральными законами.
При виновном невыполнении или ненадлежащем выполнении работником этих обязанностей он привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (подп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК
РФ).
При уклонении работника от прохождения обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра (обследования) работодатель также обязан не допускать к работе этого работника до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения или недопущения к работе.
В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится согласно ст. 76 ТК РФ оплата за все время отстранения от
работы как за простой. Оплата времени простоя определена в ст. 157 ТК РФ.
15.3. Организация охраны труда
Организация охраны труда, прежде всего, включает государственное управление охраной труда,
которое согласно ст. 216 ТК РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими органами в пределах их полномочий. На территории субъектов РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым соответствующими органами субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда уточняется разграничение полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
РФ в дополнение к ст. 6 ТК РФ, устанавливающей указанное разграничение.
В соответствии с ч. 5 ст. 216 ТК РФ Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников и др.
Согласно ч. 6 ст. 216 ТК РФ органы субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъектов РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда; организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей и т.д.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы
органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ).
Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда и управляющим охраной труда, по поручению Правительства РФ является Министерство труда и социальной защиты
РФ. Положение о Министерстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610
"Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Согласно этому Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы: оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции,
альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено Постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.
В организации охраны труда значение имеет государственная экспертиза условий труда (ст.
216.1 ТК РФ), осуществляемая Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или)
опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей,
работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.


Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда,
установлены в ТК РФ (ч. 3 ст. 216.1).
В улучшении организации охраны труда, обеспечении государственных требований охраны труда свою немаловажную роль играют службы (отделы) по охране труда, создаваемые у работодателей в порядке, установленном ст. 217 ТК РФ. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек,
принимает решение о создании службы охраны труда или о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя указанной службы или штатного специалиста по охране труда работодатель заключает гражданско-правовой договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. При этом организации подлежат обязательной аккредитации. В то же время установлено и другое положение, согласно которому в указанных случаях функции в области охраны труда может осуществлять работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), а в организации - руководитель или другой уполномоченный работодателем работник, на которого указанные обязанности должны быть возложены. Наряду с этим работодателям рекомендуется учитывать соответствующие акты федерального органа исполнительной власти (Минтруда России) при определении структуры службы по охране труда и по численности работников данной службы.
Кроме того, организация охраны труда включает, согласно ст. 218 ТК РФ, создание общественных
комитетов (комиссий) по охране труда по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной (равной) основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа.
Типовое положение об указанном комитете (комиссии) утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (Минтрудом России). Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателей и работников по обеспечению требований охраны труда,
предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.
15.4. Обеспечение прав работников на охрану труда
Право работника на охрану труда раскрывается рядом его правомочий, которые конкретизируются в ст. 219 ТК РФ как право каждого работника: на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации об условиях труда; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда до устранения такой опасности; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора,
другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль
(надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля; обращение
(заявление, предложение) в органы государственной власти и местного самоуправления, к работодателю
(объединению работодателей), а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда. Каждый работник также имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры этих компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения РТК.
У каждого работника есть право на: обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.