Файл: Содержание Введение 3 Описание бизнес модели организации и ее краткая характеристика 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2.6 Промежуточные консолидированные результаты компании за третий квартал и девять месяцев 2022 г.
| млн руб. | |||||
| Q3 2021 | Q3 2022 | г./г., % | 9м 2021 | 9м 2022 | г./г., % |
Выручка | | | | | | |
Онлайн реклама | 11 163 | 14 455 | 29,5% | 30 408 | 37 597 | 23,6% |
Пользовательские платежи | 4 326 | 3 992 | -7,7% | 13 075 | 12 838 | -1,8% |
Образовательные технологии | 2 173 | 2 634 | 21,2% | 5 924 | 8 034 | 35,6% |
Прочая выручка | 2 252 | 3 038 | 34,9% | 6 035 | 7 589 | 25,7% |
Итого выручка | 19 914 | 24 119 | 21,1% | 55 442 | 66 058 | 19,1% |
Корректировки | | | | | | |
Выручка, относящаяся к прекращённой деятельности | 10 127 | 8 602 | -15,1% | 32 022 | 30 076 | -6,1% |
Бартерная выручка | - | - | n/m | - | (15) | n/m |
Изменения в отложенной выручки | 377 | (703) | n/m | 1 235 | (2 039) | n/m |
Скорректированная выручка** | 30 418 | 32 018 | 5,3% | 88 699 | 94 080 | 6,1% |
| | | | | | |
Операционные расходы | | | | | | |
Расходы на персонал | (6 010) | (6 550) | 9,0% | (18 926) | (27 167) | 43,5% |
Вознаграждение агентам/партнерам | (5 439) | (5 025) | -7,6% | (16 234) | (16 408) | 1,1% |
Маркетинговые расходы | (2 038) | (3 430) | 68,3% | (6 024) | (8 306) | 37,9% |
Расходы на хостинг серверов | (136) | (244) | 79,4% | (390) | (517) | 32,6% |
Профессиональные услуги | (257) | (263) | 2,3% | (793) | (751) | -5,3% |
Прочие операционные доходы | 178 | 243 | 36,5% | 494 | 761 | 54,0% |
Прочие операционные расходы | (1 143) | (953) | -16,6% | (2 879) | (3 207) | 11,4% |
Итого операционные расходы | (14 845) | (16 222) | 9,3% | (44 752) | (55 595) | 24,2% |
Корректировки | | | | | | |
Расходы, относящиеся к прекращённой деятельности | (7 108) | (6 327) | -11,0% | (23 990) | (26 334) | 9,8% |
Платежи, основанные на акциях | (27) | 277 | n/m | 711 | 4 687 | n/m |
Прочее | (12) | 61 | n/m | 491 | 136 | -72,3% |
Скорректированная EBITDA** | 8 426 | 9 807 | 16,4% | 21 159 | 16 974 | -19,8% |
рентабельность скорректированной EBITDA | 27,7% | 30,6% | | 23,9% | 18,0% | |
| | | | | | |
Чистая прибыль/(убыток) | (2 354) | 41 197 | n/m | (9 788) | (10 094) | 3,1% |
Рентабельность чистой прибыли/(убытка) | -11,8% | 170,8% | | | | |
| | | | | | |
Скорректированный чистый (убыток)/прибыль | (1 429) | 704 | n/m | (4 659) | (10 101) | n/m |
Рентабельность скорректированного чистого (убытка)/прибыли | -4,7% | 2,2% | | -5,3% | -10,7% | |
(*) Цифры в таблице выше и далее по тексту документа указаны с учетом округления и могут не сходиться по сумме с итоговыми значениями.
(**) См. "Презентация по финансовым данным сегментов Группы" для уточнения реконсиляции показателей, не предусмотренных МСФО (скорректированный показатель выручки, скорректированный показатель EBITDA и скорректированный показатель чистой прибыли/ чистого убытка), в показатели, предусмотренные МСФО.
Операционные сегменты
Для оценки операционной эффективности и распределения ресурсов главный исполнительный директор компании, который является лицом, принимающим операционные решения (CODM), анализирует отдельные статьи отчета о прибылях и убытках каждого сегмента, предполагая 100%-владение всеми ключевыми операционными дочерними компаниями Группы на основе управленческой отчетности.
С целью повышения качества и прозрачности финансовой отчетности Группы было принято решение изменить подход к представлению обобщенной финансовой информации по сегментам, которая ранее представлялась в составе управленческой отчетности Группы, начиная с 1 квартала 2022 года. Помимо раскрытия информации в соответствии с требованиями МСФО, мы представили скорректированные показатели, которые используются в процессе принятия управленческих решений, обеспечив при этом четкое разграничение результатов деятельности по МСФО и скорректированных показателей, в том числе в рамках раскрытия информации по сегментам.
Показатель выручки, отраженный в составе результатов деятельности по сегментам, соответствует показателю выручки по МСФО. Мы дополнили финансовую информацию, подготовка и представление которой осуществляется в соответствии с МСФО, следующими финансовыми показателями, не предусмотренными МСФО: скорректированный показатель выручки, скорректированный показатель EBITDA, скорректированный показатель чистой прибыли/(убытка).
Список операционных сегментов отражает стратегию, способ управления бизнесом и взаимосвязь подразделений в экосистеме. Мы выделили следующие сегменты:
-
Социальные сети и коммуникационные сервисы; -
Игры (По состоянию на 30 сентября 2022 года, Сегмент «Игры» является прекращённой деятельностью); -
Образование; -
Новые инициативы.
Сегмент «Социальные сети и коммуникационные сервисы» включает почту, сервисы мгновенного обмена сообщениями, Новости и платформу «Дзен» (далее- «Дзен.Платформа», Новости и «Дзен.Платформа» консолидируются с сентября 2022 года), рекомендательные платформы (Пульс и Relap), а также Портал (главная страница сайта и тематические проекты). Практически вся выручка по данному сегменту генерируется от дисплейной и контекстной рекламы. Данный сегмент также объединяет социальную сеть ВКонтакте и две другие социальные сети (Одноклассники и Мой мир) и генерирует выручку от (i) поступления комиссионных платежей от разработчиков приложений, сумма которых зависит от доходов от соответствующих приложений, (ii) поступления пользовательских платежей за виртуальные подарки, стикеры и музыкальные подписки и (iii) размещения онлайн-рекламы, включая дисплейную и контекстную рекламу. Данный сегмент также включает поисковые и музыкальные сервисы. Бизнес-подразделения в рамках данного сегмента имеют схожий характер деятельности и экономические показатели, поскольку связаны с социальными сетями и сервисами общения в режиме онлайн, предоставляют продукты и услуги схожим категориям клиентов и регулируются в рамках аналогичной нормативно-правовой среды.
Сегмент «Игры» объединяет бизнес-подразделения Группы, занимающиеся разработкой онлайн-игр, включая ММО игры, игры для социальных сетей и мобильных устройств, сервисов для стриминга игр и платформенных решений. Практически вся выручка по данному сегменту поступает от (i) продажи виртуальных внутриигровых предметов пользователям (модель free-to-play) или цифровых копий игр (модель buy-to-play), (ii) получения роялти за передачу лицензий на игры и игровые решения сторонним операторам онлайн-игр, (iii) размещения внутриигровой рекламы и (iv) предоставления стриминговых услуг и услуг игровой платформы. По состоянию на 30 сентября 2022 г., Сегмент «Игры» является прекращенной деятельностью.
Сегмент «Образование» объединяет онлайн-платформы для обучения, на которых размещены образовательные курсы и программы (например, GeekBrains, Skillbox и Skillfactory) и генерирует практически всю выручку от предоставления услуг в области образовательных технологий физическим лицам.
Сегмент «Новые инициативы» представляет собой отдельные операционные сегменты, объединенные в один отчетный сегмент в связи со схожестью характера деятельности динамично развивающихся бизнес-подразделений в их составе, которые были недавно приобретены или запущены. Данный сегмент главным образом представлен сервисом VK Клипы, который в перспективе может быть выделен в крупный отдельный продукт, новыми B2B-проектами, включая разработку облачных сервисов, а также сервисом объявлений Юла, практически вся выручка по которому генерируется от размещения рекламы и объявлений, и
прочими сервисами, которые с точки зрения лица, отвечающего за принятие операционных решений в Группе, являются незначительными для целей анализа результатов деятельности.
С 1 квартала 2022 года Группа изменила подход к распределению затрат на корпоративные сервисы. Группа проанализировала функционал ключевых сервисов и определила надлежащие подходы к распределению затрат по каждому сервису. Ранее Группа применяла единый подход к распределению затрат по всем корпоративным сервисам исходя из доли каждого сегмента в прямых затратах.
Отдельные виды корпоративных расходов не подлежат распределению, поэтому мы исключили универсальные групповые сервисы и расходы, которые не относятся к какому-либо определенному бизнес-подразделению, например, к подразделениям, занимающимся поддержанием связей с общественностью и организацией работы с инвесторами, и государственными органами, а также некоторые другие сервисы.
Таблица 2.7 Финансовые результаты операционных сегментов за 3 квартал 2022 г.
Mлн руб. | Социальные сети и коммуникационные сервисы | Игры | Образование | Новые инициативы | Не распределено | Элиминации | Группа | |||||||
Выручка | 18 536 | - | 2 619 | 3 119 | - | (155) | 24 119 | |||||||
Корректировки | | | | | | | | |||||||
Выручка сегмента «Игры» | - | 8 602 | - | - | - | - | 8 602 | |||||||
Изменение отложенной выручки | (21) | (934) | 252 | - | - | - | (703) | |||||||
Скорректированный показатель выручки | 18 515 | 7 668 | 2 871 | 3 119 | - | (155) | 32 018 | |||||||
Выручка от внешних продаж | 18 407 | 7 665 | 2 909 | 3 037 | - | - | 32 018 | |||||||
Выручка по операциям между сегментами | 108 | 3 | (38) | 82 | - | (155) | - | |||||||
Итого операционные расходы | (9 358) | - | (2 412) | (4 131) | (476) | 155 | (16 222) | |||||||
Корректировки | | | | | | | | |||||||
Расходы сегмента «Игры» | - | (6 327) | - | - | - | - | (6 327) | |||||||
Платежи, основанные на акциях | - | - | - | - | 277 | - | 277 | |||||||
Прочее | - | - | - | - | 61 | - | 61 | |||||||
Скорректированный показатель EBITDA | 9 157 | 1 341 | 459 | (1 012) | (138) | - | 9 807 | |||||||
Рентабельность скорр. EBITDA, % | 49,5% | 17,5% | 16,0% | -32,4% | - | - | 30,6% | |||||||
Скорректированная чистая прибыль Группы | | | | | | 704 | ||||||||
Рентабельность по скорректированной чистой прибыли Группы, % | | | | | | 2,2% | ||||||||
В том числе доля в убытке ассоциированных организаций и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия: | | | | | | |||||||||
AliExpress Россия (СП) | | | | | | | - | |||||||
O2O Холдинг (СП) | | | | | | | (1 471) | |||||||
Умскул (АО) | | | | | | | (28) | |||||||
Учи.ру (АО) | | | | | | | 54 | |||||||
Прочее | | | | | | | (6) |