Файл: Содержание Введение 3 Описание бизнес модели организации и ее краткая характеристика 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2.6 Промежуточные консолидированные результаты компании за третий квартал и девять месяцев 2022 г.

 

млн руб.

 

Q3 2021

Q3 2022

г./г., %

9м 2021

9м 2022

г./г., %

Выручка

 

 

 

 

 

 

Онлайн реклама

11 163

14 455

29,5%

30 408

37 597

23,6%

Пользовательские платежи 

4 326

3 992

-7,7%

13 075

12 838

-1,8%

Образовательные технологии

2 173

2 634

21,2%

5 924

8 034

35,6%

Прочая выручка

2 252

3 038

34,9%

6 035

7 589

25,7%

Итого выручка

19 914

24 119

21,1%

55 442

66 058

19,1%

Корректировки

 

 

 

 

 

 

Выручка, относящаяся к прекращённой деятельности

10 127

8 602

-15,1%

32 022

30 076

-6,1%

Бартерная выручка

-

-

n/m

-

(15)

n/m

Изменения в отложенной выручки

377

(703)

n/m

1 235

(2 039)

n/m

Скорректированная выручка**

30 418

32 018

5,3%

88 699

94 080

6,1%

 

 

 

 

 

 

 

Операционные расходы

 

 

 

 

 

 

Расходы на персонал

(6 010)

(6 550)

9,0%

(18 926)

(27 167)

43,5%

Вознаграждение агентам/партнерам

(5 439)

(5 025)

-7,6%

(16 234)

(16 408)

1,1%

Маркетинговые расходы

(2 038)

(3 430)

68,3%

(6 024)

(8 306)

37,9%

Расходы на хостинг серверов

(136)

(244)

79,4%

(390)

(517)

32,6%

Профессиональные услуги

(257)

(263)

2,3%

(793)

(751)

-5,3%

Прочие операционные доходы

178

243

36,5%

494

761

54,0%

Прочие операционные расходы

(1 143)

(953)

-16,6%

(2 879)

(3 207)

11,4%

Итого операционные расходы

(14 845)

(16 222)

9,3%

(44 752)

(55 595)

24,2%

Корректировки

 

 

 

 

 

 

Расходы, относящиеся к прекращённой деятельности

(7 108)

(6 327)

-11,0%

(23 990)

(26 334)

9,8%

Платежи, основанные на акциях

(27)

277

n/m

711

4 687

n/m

Прочее

(12)

61

n/m

491

136

-72,3%

Скорректированная EBITDA**

8 426

9 807

16,4%

21 159

16 974

-19,8%

рентабельность скорректированной EBITDA

27,7%

30,6%

 

23,9%

18,0%

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль/(убыток)

(2 354)

41 197

n/m

(9 788)

(10 094)

3,1%

Рентабельность чистой прибыли/(убытка)

-11,8%

170,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорректированный чистый (убыток)/прибыль

(1 429)

704

n/m

(4 659)

(10 101)

n/m

Рентабельность скорректированного чистого (убытка)/прибыли

-4,7%

2,2%

 

-5,3%

-10,7%

 


(*) Цифры в таблице выше и далее по тексту документа указаны с учетом округления и могут не сходиться по сумме с итоговыми значениями.

(**) См. "Презентация по финансовым данным сегментов Группы" для уточнения реконсиляции показателей, не предусмотренных МСФО (скорректированный показатель выручки, скорректированный показатель EBITDA и скорректированный показатель чистой прибыли/ чистого убытка), в показатели, предусмотренные МСФО.

Операционные сегменты

Для оценки операционной эффективности и распределения ресурсов главный исполнительный директор компании, который является лицом, принимающим операционные решения (CODM), анализирует отдельные статьи отчета о прибылях и убытках каждого сегмента, предполагая 100%-владение всеми ключевыми операционными дочерними компаниями Группы на основе управленческой отчетности.

С целью повышения качества и прозрачности финансовой отчетности Группы было принято решение изменить подход к представлению обобщенной финансовой информации по сегментам, которая ранее представлялась в составе управленческой отчетности Группы, начиная с 1 квартала 2022 года. Помимо раскрытия информации в соответствии с требованиями МСФО, мы представили скорректированные показатели, которые используются в процессе принятия управленческих решений, обеспечив при этом четкое разграничение результатов деятельности по МСФО и скорректированных показателей, в том числе в рамках раскрытия информации по сегментам.

Показатель выручки, отраженный в составе результатов деятельности по сегментам, соответствует показателю выручки по МСФО. Мы дополнили финансовую информацию, подготовка и представление которой осуществляется в соответствии с МСФО, следующими финансовыми показателями, не предусмотренными МСФО: скорректированный показатель выручки, скорректированный показатель EBITDA, скорректированный показатель чистой прибыли/(убытка).

Список операционных сегментов отражает стратегию, способ управления бизнесом и взаимосвязь подразделений в экосистеме. Мы выделили следующие сегменты:

  • Социальные сети и коммуникационные сервисы;

  • Игры (По состоянию на 30 сентября 2022 года, Сегмент «Игры» является прекращённой деятельностью);

  • Образование;

  • Новые инициативы.


Сегмент «Социальные сети и коммуникационные сервисы» включает почту, сервисы мгновенного обмена сообщениями, Новости и платформу «Дзен» (далее- «Дзен.Платформа», Новости и «Дзен.Платформа» консолидируются с сентября 2022 года), рекомендательные платформы (Пульс и Relap), а также Портал (главная страница сайта и тематические проекты). Практически вся выручка по данному сегменту генерируется от дисплейной и контекстной рекламы. Данный сегмент также объединяет социальную сеть ВКонтакте и две другие социальные сети (Одноклассники и Мой мир) и генерирует выручку от (i) поступления комиссионных платежей от разработчиков приложений, сумма которых зависит от доходов от соответствующих приложений, (ii) поступления пользовательских платежей за виртуальные подарки, стикеры и музыкальные подписки и (iii) размещения онлайн-рекламы, включая дисплейную и контекстную рекламу. Данный сегмент также включает поисковые и музыкальные сервисы. Бизнес-подразделения в рамках данного сегмента имеют схожий характер деятельности и экономические показатели, поскольку связаны с социальными сетями и сервисами общения в режиме онлайн, предоставляют продукты и услуги схожим категориям клиентов и регулируются в рамках аналогичной нормативно-правовой среды. 

Сегмент «Игры» объединяет бизнес-подразделения Группы, занимающиеся разработкой онлайн-игр, включая ММО игры, игры для социальных сетей и мобильных устройств, сервисов для стриминга игр и платформенных решений. Практически вся выручка по данному сегменту поступает от (i) продажи виртуальных внутриигровых предметов пользователям (модель free-to-play) или цифровых копий игр (модель buy-to-play), (ii) получения роялти за передачу лицензий на игры и игровые решения сторонним операторам онлайн-игр, (iii) размещения внутриигровой рекламы и (iv) предоставления стриминговых услуг и услуг игровой платформы. По состоянию на 30 сентября 2022 г., Сегмент «Игры» является прекращенной деятельностью.

Сегмент «Образование» объединяет онлайн-платформы для обучения, на которых размещены образовательные курсы и программы (например, GeekBrains, Skillbox и Skillfactory) и генерирует практически всю выручку от предоставления услуг в области образовательных технологий физическим лицам.

Сегмент «Новые инициативы» представляет собой отдельные операционные сегменты, объединенные в один отчетный сегмент в связи со схожестью характера деятельности динамично развивающихся бизнес-подразделений в их составе, которые были недавно приобретены или запущены. Данный сегмент главным образом представлен сервисом VK Клипы, который в перспективе может быть выделен в крупный отдельный продукт, новыми B2B-проектами, включая разработку облачных сервисов, а также сервисом объявлений Юла, практически вся выручка по которому генерируется от размещения рекламы и объявлений, и
прочими сервисами, которые с точки зрения лица, отвечающего за принятие операционных решений в Группе, являются незначительными для целей анализа результатов деятельности.

С 1 квартала 2022 года Группа изменила подход к распределению затрат на корпоративные сервисы. Группа проанализировала функционал ключевых сервисов и определила надлежащие подходы к распределению затрат по каждому сервису. Ранее Группа применяла единый подход к распределению затрат по всем корпоративным сервисам исходя из доли каждого сегмента в прямых затратах.

Отдельные виды корпоративных расходов не подлежат распределению, поэтому мы исключили универсальные групповые сервисы и расходы, которые не относятся к какому-либо определенному бизнес-подразделению, например, к подразделениям, занимающимся поддержанием связей с общественностью и организацией работы с инвесторами, и государственными органами, а также некоторые другие сервисы.


Таблица 2.7 Финансовые результаты операционных сегментов за 3 квартал 2022 г.

 Mлн руб.

Социальные сети и коммуникационные сервисы

Игры

Образование

Новые инициативы

Не распределено

Элиминации

Группа

Выручка

 18 536

 -

 2 619

 3 119

 -

 (155)

 24 119

Корректировки

 

 

 

 

 

 

 

Выручка сегмента «Игры»

 -

 8 602

 -

 -

 -

 -

 8 602

Изменение отложенной выручки

 (21)

 (934)

 252

 -

 -

 -

 (703)

Скорректированный показатель выручки

 18 515

 7 668

 2 871

 3 119

 -

 (155)

 32 018

Выручка от внешних продаж

 18 407

 7 665

 2 909

 3 037

 -

 -

 32 018

Выручка по операциям между сегментами

 108

 3

 (38)

 82

 -

 (155)

 -

Итого операционные расходы

 (9 358)

 -

 (2 412)

 (4 131)

 (476)

 155

 (16 222)

Корректировки

 

 

 

 

 

 

 

Расходы сегмента «Игры»

 -

 (6 327)

 -

 -

 -

 -

 (6 327)

Платежи, основанные на акциях

 -

 -

 -

 -

 277

 -

 277

Прочее

 -

 -

 -

 -

 61

 -

 61

Скорректированный показатель EBITDA

 9 157

 1 341

 459

 (1 012)

 (138)

 -

 9 807

Рентабельность скорр. EBITDA, %

49,5%

17,5%

16,0%

-32,4%

-

-

30,6%

Скорректированная чистая прибыль Группы

 

 

 

 

 

 704

Рентабельность по скорректированной чистой прибыли Группы, %

 

 

 

 

 

2,2%

В том числе доля в убытке ассоциированных организаций и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия:

 

 

 

 

 

AliExpress Россия (СП)

 

 

 

 

 

 

 -

O2O Холдинг (СП)

 

 

 

 

 

 

 (1 471)

Умскул (АО)

 

 

 

 

 

 

 (28)

Учи.ру (АО)

 

 

 

 

 

 

 54

Прочее

 

 

 

 

 

 

 (6)