Файл: Совершенствование механизмов общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра акмеологии и психологии среды
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Направление «38.03.04 – Государственное и муниципальное
управление»
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой О.В. Кружкова
«____» _____________ 2019 г.
__________________________
Исполнитель:
Мальгина Татьяна Александровна обучающийся БГ-51z группы
________________________
Научный руководитель:
А.В. Смирнов - доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и конфликтологии
________________________
Екатеринбург 2019

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ......................................................................................... 6 1.1 Что такое местное самоуправление ............................................................... 6 1.2. Формы и содержание местного самоуправления ...................................... 11 1.3 Общественное участие в решении вопросов местного самоуправления .. 20
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ....................................................................................... 29 2.1 Характеристика механизмов местного самоуправления............................ 30 2.2 Проблемы механизмов в решении вопросов местного самоуправления .. 34
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ....................................................................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ1 ................................................................................................ 65

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы ВКР заключается в том, что реализация непосредственных проблем на местном уровне проблематична, так как в этом есть ряд препятствий. В наше время граждане стали безразлично относиться к возникающим общественным проблемам, а ровно отстраняются и от нахождения путей решения этих проблем. При этом муниципальные органы в лице их представителей не хотят обращаться к населению как к равноправному партнеру. Должностные лица и государственные органы местного самоуправления в большинстве случаев не поддерживают инициативы граждан, не содействуют населению в реализации институтов самой проблемы, а также не разъясняют им вопросы в непосредственном осуществлении местной власти. Исходя из всего перечисленного, можно говорить о том, что проблемы есть, но ее полное осуществление не возможно, так как со стороны и граждан, и самих органов, осуществлявших местное самоуправление, существуют полное безразличие ко всем проблемам, относящимся к вопросам на местном уровне.
Проблема пассивности граждан при участии в местном самоуправлении стоит также очень актуально, поскольку само население муниципальных образований не пользуется своим законным правом в осуществлении местного самоуправления. Одной из причин такой обстановки является то, что в основном наибольшая часть населения РФ живет в городских населенных пунктах и если сравнивать города с сельской местностью, в них (городах) должным образом не развита самоорганизация, население в большинстве случаев предпочитает, чтобы их интересы защищались через депутатов и выборных лиц.


4
Исходя из проблем, можно сделать вывод, что в развитии местного самоуправления необходимо участие не только граждан, но и самих работников муниципалитета.
Если последние будут напрямую заинтересованы в проблемах общества, его развития и совершенствования, а население будет уверено в качестве реализации работы власти, то местное самоуправление в России выйдет на новый уровень становления гражданского общества и правового государства в целом. Таким образом, можно сказать о том, что местное самоуправление в России не совсем сформировалось как форма народовластия. Безусловно, есть свои плюсы и минусы. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» раскрывается большое количество институтов непосредственной демократии, но их применение мало способствует развитию и становлению гражданского общества в целом, что отражает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать меры по совершенствованию общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы местного самоуправления;
- изучить механизмы общественного участия в решении вопросов местного самоуправления;
- разработать меры по совершенствованию механизмов общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.
Объектом исследования является механизмы общественного участия местного самоуправления.
Предмет исследования – проблемные аспекты механизмов общественного участия местного самоуправления.

5
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия, научный статью по данной теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 35 источников, девяти рисунков и одного приложения.

6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Что такое местное самоуправление
Понятие «самоуправление» часто считают синонимом местного самоуправления по причине того, что сам народ или органы, избираемые им самостоятельно и стоящие во главе территориальной единицы, осуществляют различного рода деятельность в какой-либо общественно- территориальной единице или территориальной общности [19].
Следует отметить, что право осуществлять реальную местную власть имеют лишь те территориальные сообщества, которые имеют конституционно-правовой статус. Местное сообщество является не только объектом, но и субъектом благодаря возможности выбирать и контролировать власть.
Согласно Статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть:
- непосредственно, то есть через выборы, референдумы;
- через органы государственной власти;
- через органы местного самоуправления [12].
Одной из основ конституционного строя и форм народовластия является местное самоуправление, которое занимает значительное место в процессе демократических реформ современной России.
Понятие местное самоуправление не имеет законченного, единого обоснования и толкования в науке. Если в поисках определения данного понятия обратиться к различным источникам, то получим трактовки различных авторов и выдержки из нормативно-правовых актов.


7
Под местным самоуправлением русский государствовед Н.
Лазаревский понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением»[29].
Другой русский юрист М. И. Свешников понимал «самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведывании делами, вверенным местным административным органом, т. е. свободное участие народа в местной администрации».
А. Д. Градовский определял самоуправление как один из видов распределения власти: «самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства» [11].
Англичанин И. Редлих считал, что «местное самоуправление — это осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву»
[8].
Русский ученый Л. Велихов дал определение местного самоуправления с марксистских позиций, на основе учета особенностей его функционирования в Советской России середины 20-х гг. XX века:
«местное самоуправление - это государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения»[8].
Однако, существует определение местного самоуправления, которое принято Советом Европы. Данное определение зафиксировано в

8
Европейской Хартии местного самоуправления, принятой 15 октября 1985 г. в Страсбурге и ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998 года.
В соответствии с п. 1 Хартии ст. 3 под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов Местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [12].
Трактовка понятия местного самоуправление характеризует его как форму народовластия. Она содержится в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 года. Статья 1 данного нормативно- правового акта гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации
- это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»[3].
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В настоящее время понятие местного самоуправления можно более детально раскрыть в следующих аспектах:
- местное самоуправление - явление демократии, одна из форм народовластия, которую необходимо рассматривать в системе демократии с позиции обеспечения принадлежности власти народу;
- местное самоуправление представлено некой границей между народом и государством, которое объединят их между собой;


9
- местное самоуправление является управленческим явлением, которое направляет, организовывает и регулирует жизнь общества;
- местное самоуправление — это способ инициации, практического осуществления самодеятельности, ответственности народа;
- местное самоуправление представляет собой форму реализации прав человека и гражданина;
- местное самоуправление является целостной системой общественных отношений, которые связаны с территориальной самоорганизацией населения, которое самостоятельно решает вопросы местного значения.
Объектом местного самоуправления можно определить часть общественных дел местного значения, имеющих локальный и территориальный характер. Они возникают на муниципальном уровне в процессе осуществления населением своей деятельности.
Субъектом местного самоуправления выступает непосредственно сам народ, который проживает на территории соответствующего муниципального образования и который реализует свое право осуществлять местное самоуправление.
Исходя из этого, местное самоуправление можно охарактеризовать как комплексную, правовую и научную систему, в которой определяется целостное представление о многоструктурной деятельности населения по решению вопросов местного значения [3].
На основе вышесказанного можно определить некоторые особенности местного самоуправления:
- правовая основа;
- действие местной власти в интересах населения;
- решение вопросов местного значения;

10
- местное самоуправление является своего рода стабилизатором между государством и обществом;
- наличие собственных ресурсов;
- право принимать решения самостоятельно по улучшению уровня жизни населения;
- развитие у населения чувства целостности с одним сообществом;
- участие граждан в решении вопросов местного уровня, слияние субъекта и объекта управления;
- преобразование местного населения из участников управления в его первичный субъект [19].
Несмотря на существенные отличия от других институтов народовластия, местное самоуправление имеет с ними массу схожих черт.
Можно сказать, что местное самоуправление — это часть некой демократической организации современного общества, единой структуры организации власти и управления в стране в целом.
В Статье 3 Конституции Российской Федерации говорится, что носителем суверенитета и единственным источников власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно и через органы местного значения [1].
В нашей стране ядром общественной жизни, которая базируется на власти, является народ. Гражданин Российской Федерации воплощает в жизнь власть, которая идет на благо обществу и государству. В главе 8
Конституции Российской Федерации статье 130, которая гласит, что
«местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
[1].


11
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Таким образом. Конституция Российской Федерации юридически закрепляет понятие местного самоуправления как одной из форм народовластия. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не являются частью системы государственного аппарата. Местная власть решает вопросы населения, которые касаются уровня жизнедеятельности граждан. Она занимается решением вопросов, которые являются мелкими звеньями в цепочке государственной власти, но жизненно важными для местного населения
[12].
1.2. Формы и содержание местного самоуправления
Под формами местного самоуправления следует понимать организацию местного самоуправления, т. е. структуры и органы, через которые осуществляется местная власть и так же решаются вопросы местного значения. Местное самоуправления — это самостоятельный уровень публичной власти. Вопрос о формах и содержании местного самоуправления регулируется международно-правовыми документами и российским законодательством. Местное самоуправления делиться на две формы осуществления, опосредованно и непосредственно. Рассмотрим рисунок 1.

12
Рис. 1 Формы осуществления Местного Самоуправления
1) Опрос граждан – проводится для выявления мнений граждан и его учета при решении вопроса органами местного самоуправления;
2) Собрания и конференции граждан - проводятся для решения вопросов местного значения;
3) Публичные слушания - проводятся для обсуждения муниципальных проектов;
4) Местный референдум - голосования гражданина РФ по важным вопросам местного значения, Правовую основу проведения местного

13
референдума составляют Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
5) Муниципальные выборы;
6) Голосование населения - голосование населения муниципального образования по вопросам местного значения (о выводе депутата, об изменении границ муниципального образования, о преобразовании муниципального образования);
7) Правотворческая инициатива граждан - связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов;
8) Местная администрация – в этой процедуре участвуют как местные органы власти соответствующего муниципального образования, так и государственные органы субъекта Российской Федерации;
9) Глава муниципального образования - (мэр, руководитель, глава муниципалитета) является самым высоким должностным лицом соответствующего муниципального образования, но его место в системе местных органов власти может быть разным.
10) Представительный орган местного самоуправления -
Государственная Дума, Совет Депутатов, Комитет самоуправления [23].
Местные органы власти обладают определенными полномочиями в области управления муниципалитетами (вопросы, представляющие местный интерес). Одним из новинок нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" является то, что объекты компетенции муниципалитетов теперь определяются регламентом для определенных видов