Файл: Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро МСЭ на имя руководителя в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
После изучения представленных документов они регистрируются, и гражданину выдается или высылается по почте приглашение-вызов на МСЭ. Такая процедура особенно целесообразна при проживании гражданина в другой местности, чтобы он мог в спокойной обстановке подготовиться к освидетельствованию. Это также позволяет регулировать число освидетельствуемых в течение рабочего дня. Как правило, на одного человека отводится 20-30 минут рабочего времени, поэтому в течение рабочего дня члены
МСЭК могут принять решения по делам 16-18 граждан. В приглашении указывается время и место проведения МСЭ, а также перечень документов, которые гражданин должен иметь с собой (паспорт, трудовая книжка, медицинские документы и др.). Если гражданин имеет трудности в самообслуживании, то при освидетельствовании целесообразно присутствие сопровождающего его лица для оказания необходимой помощи.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро МСЭ путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Представляется, что для подобного обследования 20-30 минут явно недостаточно, для выяснения социально-бытовых, профессиональных возможностей и ограничений может потребоваться значительно больше времени. Сегодня решение о признании человека инвалидом принимают фактически только врачи исходя из состояния здоровья, для выяснения которого обычно много времени не требуется. Но экспертиза носит название медико-социальной, следовательно при ее проведении должно учитываться также мнение специалистов по реабилитации, профориентации, психологов, которые должны определить, насколько расстройство здоровья препятствует гражданину жить нормальной жизнью, или, иными словами, к каким социальным последствиям (инвалидность - понятие не только медицинское, но и социальное) приводит то или иное заболевание, травма и т. д.
В медицине нередко встречаются случаи, когда даже серьезное заболевание не приводит к жизнедеятельности. В этой связи представляется необходимым изменить порядок признания лица инвалидом с тем, чтобы в решении данного вопроса действительно, а не формально участвовали не только медики, но и специалисты из иных, указанных выше областей знаний. Только тогда можно говорить, что экспертиза является медико-социальной, то есть учитывает не только состояние здоровья человека, но и те последствия, к которым это состояние приводит. В этой связи, на наш взгляд, акт МСЭ должен состоять из трех самостоятельных разделов, которые готовятся врачами, специалистами по социальной работе и реабилитации, специалистами из других областей знаний (профориентации, функциональной диагностике, физиологии труда и др.). Если какой-либо специалист придерживается особого мнения, то его следует изложить в письменной форме и приложить к акту МСЭ.
Врачи-эксперты изучают представленные медицинские документы, собирают анамнез больного (собственная характеристика его состояния), проводят личный осмотр, вносят соответствующие записи в медицинские документы. Процедура освидетельствования происходит в кабинете, в котором размещаются все специалисты, хотя иногда такой порядок может вызвать определенные затруднения (например, в работе психолога необходима атмосфера доверия между ним и освидетельствуемым гражданином, которой намного проще достичь при-, отсутствии посторонних лиц).
При оценке состояния здоровья человека, определении степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности применяются классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утверждены Приказом Минздравсоцразвития № 535 от 22.08.2005 г.). Следует отметить, что на практике нередко возникают трудности, связанные с «переводом» медицинского диагноза в правовую категорию. Если с медицинской оценкой состояния здоровья гражданина у экспертов бюро МСЭ трудностей и разногласий обычно не возникает, то этого нельзя сказать о присваиваемых степенях ограничения жизнедеятельности. Например, один эксперт полагает, что лицу нужно установить 1 степень ограничения способности к самообслуживанию, а по мнению другого - налицо 2 степень. Это происходит как из-за субъективного, человеческого фактора, так и в силу того, что невозможно предусмотреть в законодательстве четкий алгоритм определения этих степеней, это можно сделать только путем общих, подчас абстрактных формулировок, с неизбежностью порождающих разногласия.
В литературе обращается внимание, что деятельность врачей-экспертов МСЭК существенно отличается от работы лечащих врачей. Действия врачей МСЭК «направлены не столько на выявление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стойкости его патологических отклонений, оканчивающих жизнедеятельность».
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов обследования. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением, что «решение ВТЭК не является юридическим фактом, входящим в сложный юридический состав, вызывающий движение (возникновение, изменение, прекращение) пенсионного правоотношения. ВТЭК лишь фиксирует существующее фактическое состояние - состояние инвалидности, с которым закон связывает право на пенсию». Решение экспертной комиссии (акт МСЭ), таким; образом, является лишь правоподтверждающим документом, оформляются результат проведенного экспертного обследования, тогда как юридическим фактом выступает сама инвалидность, своего рода социальная и физиологическая неполноценность, недостаточность человека.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее МСЭ, либо непосредственно в главное бюро. Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В целом граждане довольно активно пользуются правом на обжалование., решений.. бюро МСЭ в Главное бюро, что говорит 0 целесообразности данного способа защиты.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в Федеральное бюро. Следует отметить, что п. 32 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена возможность обжалования решения главного бюро МСЭ в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения. Эта норма, хотя формально и не отменена, противоречит Правилам признания лица инвалидом (раздел VI) и фактически не применяется. Подобный порядок обжалования имел право на существование, когда вопросами установления инвалидности занимались ВТЭК, организационно входившие в систему органов социального обеспечения субъекта РФ, но в настоящее время он устарел и не подлежит применению.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом суды обычно назначают судебно-медицинскую экспертизу с целью определения состояния здоровья истца, проводимую экспертами в области МСЭ из другого региона (например, в Главном бюро МСЭ соседней области). Такая практика объясняется тем, что для установления состояния инвалидности необходимы не просто медицинские, а узкоспециальные знания именно в области экспертизы инвалидности. Таким образом, в любом случае решение о признании гражданина инвалидом, группе инвалидности, степени ограничения жизнедеятельности и т. д. принимается медиками, причем именно специалистами в области МСЭ. Поэтому смысл обжалования решения МСЭК в суд заключается либо в проверке самой процедуры установления инвалидности, либо в повторном прохождении этой процедуры.
Как правило, споры касаются изменения группы инвалидности, причины инвалидности, степени профессиональной трудоспособности или ограничения жизнедеятельности.
Согласно п. 39 Правил признания лица инвалидом, предусмотрено переосвидетельствование инвалидов в порядке контроля, осуществляемого вышестоящими бюро. Однако порядок реализации данной нормы порождает множество вопросов. Во-первых, законодательство не устанавливает основания для повторного освидетельствования. Во-вторых, непонятно, будут ЛИ компенсироваться инвалиду расходы на проезд, проживание и питание, связанные с таким освидетельствованием, поскольку вышестоящие бюро могут находиться в другом районе субъекта РФ или даже в другом субъекте (Федеральное бюро), а для освидетельствования, по общему правило, требуется личное присутствие гражданина. Если Федеральное бюро МСЭ, расположенное в Москве, примет решение о повторном освидетельствовании гражданина, признанного инвалидом, скажем, главным бюро Амурской области или Приморского края, то для о свидетельствуемого лица, зачастую имеющего в качестве единственного источника существования лишь пенсию по инвалидности, это повлечет такие расходы, понести которые оно просто не сможет. В-третьих, и это самое главное, такое повторное освидетельствование нарушает принцип стабильности правового статуса инвалида, поскольку над ним постоянно висит «дамоклов меч» повторного прохождения процедуры установления инвалидности, и, как возможное следствие, утраты статуса инвалида, с которым законодательство связывает право на получение различных социально-обеспечительных предоставлений. По сути человек может оказаться вообще без всяких средств к существованию (например, трудиться он не может по состоянию здоровья, но оно не настолько тяжелое, чтобы гражданин мог быть признан инвалидом), что абсолютно недопустимо в государстве, провозглашающем себя социальным (ст. 7 Конституции РФ). Кроме того, в случае отмены решения нижестоящего бюро в связи с необоснованным признанием им лица инвалидом также возникают вопросы о компенсации ущерба, причиненного органам социального обеспечения. Будет ли такая обязанность возлагаться на бюро МСЭ, принявшее необоснованное решение, остается неясным.
Можно предложить следующее решение данной проблемы. В случае принятия вышестоящим бюро МСЭ решения о повторном освидетельствовании лица, признанного инвалидом, последнему за счет указанного бюро должны быть возмещены все расходы, понесенные в связи с таким освидетельствованием. Если решение нижестоящего бюро будет отменено, то на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в ведении которого находятся учреждения медико-социальной экспертизы, должна возлагаться обязанность по возмещению Пенсионному фонду (федеральному бюджету) сумм, выплаченных инвалиду в качестве пенсии по инвалидности.
3.2 Установление юридических фактов для назначения пенсии на случай потери кормильца
Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые в случае потери кормильца нетрудоспособным членам семьи, находящимся на его иждивении.
Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
Таким образом, основанием для назначения пенсии является смерть кормильца или безвестное отсутствие (ст. 54 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» - семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке, т. е. в порядке ст. 45 ГК РФ. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы.
Право на пенсию по случаю потери кормильца закреплено в Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в ОВД и их семей», ст. 28-42, Законе «О государственных пенсиях в РСФСР» ст.ст. 50-76, и отличаются по кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, по основаниям, условиям и размерам назначаемой пенсии.
В юридическом составе, влекущем возникновение правоотношений в связи с назначением данного вида пенсий, выделяют юридические факты, относящиеся к самому кормильцу и к членам его семьи.
По Закону «О государственных пенсиях в РФ» пенсия по случаю потери кормильца относится к одному из видов трудовых пенсий (ст. 3 Виды пенсий). Поэтому, как правило, условием ее назначения является наличие у умершего (безвестно отсутствующего) кормильца трудового стажа.