Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специально подобранный дидактический материал демонстрируется родителям в соответствии с обозначенными задачами формирования у ребенка социально значимых навыков. Далее наглядно представляется прием обучения в виде имитации движений, демонстрации действий:

• демонстрация педагогом действий с ребенком;

• выполнение действий с ребенком совместно родителем и педагогом;

• повторное выполнение действий с различными игровыми дополнениями;

• самостоятельное выполнение действий родителем с ребенком.

На данном этапе полезна организация встреч родителей малышей с детьми-инвалидами старшего возраста, со взрослыми, имеющими отклонения в развитии, и членами их семей. В ходе таких встреч важно продемонстрировать самостоятельность старших детей, социальную активность людей, успешно прошедших путь взросления и нашедших в окружающем мире свою собственную нишу. Это позволяет родителям детей младшего возраста поверить в свои силы, воспитательные возможности, перспективу дальнейшего развития своего ребенка.

Важнейшей особенностью этого этапа является совместное планирование различных семейных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой ребенка и обозначенными в ней задачами развития на определенный период (от недели до месяца). После оценки и корректировки достигнутого осуществляется переход к более сложным задачам, обсуждается роль родителей при проведении того или иного вида деятельности с учетом повышения самостоятельности и активности ребенка.

Заключительный этап социально-педагогической деятельности в условиях семьи — коммуникативный. Он предполагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения.

Этот этап имеет решающее значение для нормализации психологического климата в семье, снижения эмоциональной напряженности, реконструкции родительских позиций в процессе педагогической деятельности. Он способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, освоению специфических средств общения.

Работа специалиста в семье в этот период имеет ярко выраженную коррекционную и психотерапевтическую направленность. Ведь именно семья является главным источником формирования всей системы общения и развития социально значимых навыков у ребенка, имеющего отклонения в развитии. Это объясняется высокой степенью зависимости нетипичного ребенка от членов семьи и особой ролью семьи в формировании социальных стереотипов его поведения.


Основными задачами коммуникативного этапа являются следующие:

• расширение арсенала средств при осуществлении коммуникативной деятельности за счет использования специфических способов общения (эмпатии, жестовой речи и т.д.);

• формирование инновационных форм взаимодействия с ребенком (сеансы эмоционально-развивающего взаимодействия, предметно-игровое взаимодействие и т.д.);

• формирование воспитательных навыков родителей.

Исходя из поставленных задач учитываются необходимые требования:

• гибкая тактика родителей в процессе взаимодействия с ребенком (при установлении тактильного, зрительного, эмоционального контакта);

• активизация вербальной коммуникации;

• блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку.

В ходе реализации коммуникативного этапа эффективно применение таких методов, как индивидуальные беседы со взрослыми членами семьи, основанные на эмоциональных контактах, совместном решении проблемных ситуаций. Полезны сопоставление особенностей семейного воспитания в различных родительских группах, демонстрация разумного использования запретов и способов адекватного удовлетворения потребностей ребенка для формирования его коммуникативных способностей и активной жизненной позиции. В результате индивидуальной работы с родителями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, найти оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций.

Основными критериями эффективности социально-педагогической работы на коммуникативном этапе можно считать:

1) устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей;

2) уровень сформированное™ совместной деятельности;

3) уровень развития навыков общения.

Целенаправленная система социально-педагогической деятельности в условиях семьи не только повышает уровень развития ребенка и способствует его социальной активности, но и нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему.

Исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, компетентной организацией программ социально-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации особого ребенка.

Особенно эффективна практическая работа социального педагога в семье на ранних этапах

жизни ребенка с отклонениями в развитии, когда члены семьи еще находятся в состоянии эмоционального шока, а ребенку требуется активная стимуляция развития с участием многих специалистов, усилия которых необходимо координировать.