Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 билет. Становление коррекционной педагогики как науки: цель, предмет, объект, задачи, проблематика исследований коррекционной педагогики.
Коррекционная педагогика как явление в современной педагогической науке выступает преемницей дефектологии, которая изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности: их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у них дефектов в умственном и физическом развитии.
ЦЕЛЬ: выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка ( помогает ему в успешной интеграции в систему социальных отношений).
ОБЪЕКТ: психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).
ПРЕДМЕТ:
♦дифференциация обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;
♦определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков (А. Д. Гонеев, 1999).
Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение и развитии (на дефект) (Т. В. Варенова, 2003).
ЗАДАЧИ:
1.Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2.Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизиологическом развитии и проявляющими девиации в поведении.
3.Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
4.Разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
5.Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6.Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.
7.Создать необходимую учебно-методическую базу для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ :
♦ социологический анализ и определение перспектив развития специального образования;
♦ ранняя реабилитация детей с дизонтогенезом;
♦ создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг;
♦ интегрированное обучение;
♦ индивидуализация программ коррекционного воздействия («каждому ребенку — своя программа развития»);
♦ разработка и внедрение новых информационных технологий;
♦ совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки.
♦ создание системы непрерывного образования для кадров
2 билет. Понятийный аппарат коррекционной педагогики: ведущие педагогические понятия, специальные педагогические понятия.
В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, образование, развитие.
-
воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание – это передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. Под опытом при этом понимают известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все созданное в процессе исторического развития духовное наследие народа. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач; -
обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями; -
образование – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел учащийся. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления; -
развитие – процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему;
К специальным понятиям коррекционной педагогики относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция (лат.correctio- исправление) определяется каксистема специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Компенсация (лат.compensatio- возмещение, уравновешивание) -это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
Адаптация школьная(лат. adaptio - приспособлять) -это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Реабилитация социальная(лат.rehabilitatio- восстановление) -это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
3 билет. Коррекционная педагогика в системе наук.
Коррекционная педагогика – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), и, занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика(от греч. surdus –глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos –слепой)– вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика(от греч. olygos –малый, phren –ум)– вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); логопедия(от греч. logos –слово, paideia –воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи. Коррекционная педагогика связана с общей педагогикой, философией, социальной педагогикой, социальной психологией, социологией.
Коррекционная педагогика использует научный арсенал общей педагогики, тесно взаимодействует с философией, у социологии коррекционная педагогика заимствует закономерности становления, функционирования и развития общества.
Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития лиц с ОПФР, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из
невропатологии (изучает органические и функциональные болезни нервной системы), патофизиологии (закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (законы наследственности и наследственных заболеваний), психопатологии (болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии.
4 билет. Понятие норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка. Нейропсихологический подход к проблеме психологической нормы.
Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы.
Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «норма» — «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.
Суть нейропсихологического подхода к проблеме психологической нормы:
Трудности обучения у детей связаны с частым региональным недоразвитием определенных мозговых структур, в результате которого возникают соответствующие нейропсихологичеекие синдромы, т.е. дефицитарность определенных психических функций на фоне сохранности других. Наряду с “нормальной” динамикой созревания разных зон мозга существуют различные отклонения в их развитии, определяющие специфику дизонтогенеза. “Нормальная” и патологическая неравномерность созревания различных мозговых зон подтверждается и психофизиологическими исследованиями. Все эти данные объясняют, почему у детей с трудностями обучения наблюдается дефицитарность одних функций при сохранности других.
Эксперименты показали, что межполушарная организация мозга (или тип НЛО) связана с особенностями протекания целого ряда психических процессов и состояний:
– с состоянием эмоциональных процессов (с эмоциональной реактивностью, с соотношением положительной и отрицательной эмоциональных систем и другими параметрами);
– с когнитивной сферой (с особенностями протекания пространственных и речевых функций и др.);
– с двигательными процессами (с временными и пространственными параметрами различных движений);
– с процессами произвольной регуляции (двигательных и когнитивных функций),
– с особенностями самосознания (с “внутренней картиной здоровья”);
– с когнитивным стилем (образным или логическим);
– с техническими, музыкальными или двигательными способностями;
– с процессами адаптации (к различным видам стрессовых воздействий).
5. Возрастно-психологический аспект проблемы «норма-аномалия»
Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.
Над периодизацией психического развития работал Л.С.Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.
Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.
Существуют и другие научные позиции, в русле которых решается и проблема нормы – аномалии. Они широко представлены в зарубежных концепциях личности. Э. Эриксон анализирует жизнь человека изнутри и показывает источники его развития по линии норма – аномалия («Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис»).
Базовым качеством нормального человека является идентичность или целостность. Это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности (Периодизация по Эриксону).