Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Для развития слухового восприятия у дошкольников группы компенсирующей направленности использую следующие приемы:

 

игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);

наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек)

словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).
30. Сущность и направление . Коррекция осязания: познавательные возможности осязания, задачи, задания и приемы коррекционной работы по развитию и коррекции осязания
Познавательные возможности осязания: характеристика формы, величины,

материала, определение температуры, веса тактильным способом. У детей

через физический контакт идет процесс познания, который рождает сознание.

Впечатления от прикосновений дополняются визуальными и слуховыми

впечатлениями. 

Основные задачи развития и коррекции осязания:
 различение структуры и качества поверхностей (на уровне пассивного словаря);
 усвоение характеристик: гладкий – шероховатый; мягкий – твердый, жесткий; пушистый – колючий (использование в активной речи).

Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Найди такую же поверхность», «Подбери пару», «Что напоминает эта поверхность на ощупь?», «Волшебный мешочек» и др. Большой интерес у детей вызывают задания на подбор по структуре поверхностей крыш к домикам, шляпок к ножкам грибов и т.п.; посчитать пальчиками на ощупь количество мелких предметов, расположенных в линейном порядке и взброс . Можно также предлагать объемные аппликации из толстого картона, сплошные и контурные изображения хорошо и малознакомых предметов, выложенные конструкции
из палочек, спичек, проволоки, а также узоры из тесьмы, веревки, жгута и пр. Учащиеся делают его зарисовку, или конструируют аналогичную фигуру из имеющихся материалов (ред.)

Коррекционные приемы и методические указания: переходить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубой структурой материала и гладкой. Обследовательские движения руками следует целенаправленно использовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве с новыми предметами, сравнении различных объектов. (ред.)

Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ребенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно. 

31. Сущность и направление. Коррекция обоняния и вкуса: познавательные возможности органов обоняния и вкуса коррекционные приемы и методические указания

Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание предмета по запаху и вкусу; установление степени приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определение качества запаха и вкуса, температуры и качества поверхности съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; использование запаха при ориентировке в пространстве;

Коррекционные приемы и методические указания: предлагать контрастную пищу (сладкое – горькое, приятное – неприятное); проводить нейтрализацию предыдущего вкуса глотком воды. Кончик языка тоньше чувствует сладкое и в основном горькое, соленое и кислое ощущают боковые части языка.


  • Для улучшения памяти специалисты рекомендуют потреблять тертую морковь с растительным маслом. Это блюдо стимулирует обмен веществ в мозге, за счет чего облегчается процесс заучивания наизусть.

  • Для усиления концентрации внимания следует побольше есть креветок, орехов, репчатого лука, которые помогают при умственном переутомлении и психической усталости, способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозга кислородом.

  • Для творческого озарения советуют есть инжир, который освобождает голову для новых идей; тмин – эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему.


32. Сущность и направление коррекционной работы. Коррекция моторики: направления, средства коррекции, мелкая моторика, моторика лица и артикуляционного аппарата

Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков физического статуса. К недостаткам физического развития детей с ограниченными возможностями относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет (индекс здоровья у них, как правило, ниже по сравнению с типично развивающимися детьми)

Направления коррекции моторики:
1. Общая моторика.
2. Мелкая моторика.
3. Артикуляционная моторика (Коррекция моторики лица и артикуляторного
аппарата). 

1.Лечебная физкультура (ЛФК) направлена на предотвращение осложнений после соматических заболеваний, нормализацию мышечного тонуса, (ред.)

  • Адаптивная физическая культура для овладения основными двигательными умениями и качествами.

  • Утренняя гимнастика очень важна для разминки суставов, мышц, усиления кровообращения сразу после сна.

  • Физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения

  • Гидротерапия , иппотерапия, кинезотерапия, ритмика

2. Мелкую моторику рук развивают:
 Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
 Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
 Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
 Рисование карандашами (фломастерами, кистью);
 Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д. (ред.)

3. Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:
артикуляционную гимнастику;
логопедический самомассаж;
игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

мимические упражнения.


37. Неуспевающий ребенок. Причины и условия формирования школьной неуспеваемости. Типы отклонений в учебной деятельности.

Неуспевающий ребенок — это ребенок, который не может продемонстрировать уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, которые показывают обучающиеся с ним рядом дети (ПодласыйИван Павлович, 2002).

Неуспевающими могут быть и психически здоровые дети. Именно стойкая неуспеваемость, как правило, сопряжена с различными нарушениями в поведении. Известны следующие типы отклонений в учебной деятельности: 

1) общее отставание в учении (по языку, математике и другим учебным дисциплинам); 

2) специфическое отставание (по языку или математике); 

3) отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности (Ю.3. Гилъбух). 

Таким образом, неуспеваемость может быть общей и специфической. Основанием деления является принятое в психологии деление общих и специфических способностей.

По мнению И.П. Подласого, среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения. 

Причины школьного невроза можно разделить на внутришкольные и внешкольные. 

Немаловажное значение при обучении имеет такой недостаток, как инфантилизм, т.е. детскость, незрелость ребенка, которая начинается дома, – усугубляется школой и выводит вполне нормального ребенка в неуспевающие ученики. 

Среди субъективных причин школьной неуспеваемости И.П.Подласый (2002) называет:

• недостаточную готовность ребенка к школьному обучению - отсутствие нужных знаний, умений и привычек;

• неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника; повышенный комформизм - подчинение ученика нормам класса, группы, а не своим собственным стремлениям;

• оценку достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса;

• средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка;

• сложность учета потребностей и возможностей всех детей класса;

• отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей;

• настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей;

• неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.


Общая неуспеваемость связана с низкими показателями психической активности: отсутствием любознательности, интеллектуальной активности, низким уровнем притязания в отдельных областях умственной деятельности, инертностью нервно-психических процессов, неумением рационально планировать умственную деятельность, неспособностью к самоконтролю, самоорганизации.

Специфическая неуспеваемость связана с проблемами в усвоении конкретной области умственной деятельности. Например, отставание по языку характеризуется сложностями в овладении навыком чтения, бедностью словаря, несформированностью умений выражать полно и четко свои мысли: несформированностью речедвигательныхпроцессов, графических навыков письма, отставанием в овладении навыками правописания.

 

38. Психолого-педагогическая характеристика неуспевающих детей. Школьная готовность, ее составляющие.

Школьная готовность (зрелость) — это способность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа (готовность ребенка выдерживать школьные нагрузки). В школьной готовности выделяется несколько составляющих (И.П. Подласый, 2002)

1. Физическая готовность;

2. Социальная готовность;

3. Моральная готовность;

4. Интеллектуальная готовность.

И. П. Подласый (2002) выделяет следующие группы отстающих:

• недостаточно развитые для школы;

• функционально не созревшие;

• ослабленные дети;

• системно отстающие;

• нестандартные (исключительные) дети;

• депривированные семьей и школой;

• педагогически запущенные.

Четверть всех отстающих и неуспевающих детей в школе - это недостаточно развитые дети, у которых были выявлены нарушения в раннем детстве, такие как патология беременности, родовые травмы и тяжелые заболевания. Эти дети испытывают трудности в адаптации к школьной среде, распорядку дня и учебной нагрузке. Они составляют группу риска для развития школьной дезадаптации и неуспеваемости, и часто оказываются в группе трудных и неуспевающих учеников.

Функционально не созревшие дети начинают учиться с энтузиазмом и старательно выполняют школьные задания. Однако уже через несколько месяцев их поведение и самочувствие меняются. Они становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, имеют проблемы с аппетитом и сном. Однако эти проблемы не исчезают через несколько месяцев, и успехов в учебе нет. Очевидно, что некоторые функции и навыки у них еще не созрели для школьного обучения. Некоторые дети быстро устают и не имеют школьной выносливости, другие не могут сосредоточиться и не развили свою волю на должном уровне, третьи не соответствуют результатам вступительных тестов. Многие из них часто болеют, пропускают занятия и, как результат, отстают.