ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, наступает после совершеннолетия субъекта. До этого момента ребенок считается недееспособным или частично дееспособным.
В семейных отношениях дееспособность не имеет большого значения. Если малолетний человек был эмансипирован на основании вступления в брак, он останется полностью дееспособным, даже если союз будет расторгнут до его совершеннолетия9.
Если в браке людей, не достигших совершеннолетия, родились дети, то за ними сохраняется право исполнять родительские обязанности при условии, что им уже исполнилось 16 лет. Лица от 14 до 18 лет с частичной дееспособностью не могут выступать в качестве опекунов, усыновителей или попечителей, но имеют возможность заключать брачные и алиментные соглашения.
Итак, дееспособность субъекта зависит от таких обстоятельств, как возраст (п. 1 ст. 21, ст. ст. 26, 28 ГК РФ), психическое здоровье (ст. 29 ГК РФ), наличие вредных привычек и обусловленных ими последствий (ст. 30 ГК РФ), а также иных обстоятельств (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ), в том числе, оценочных (п. 4 ст. 26 ГК РФ).
1.2 Сделкоспособность несовершеннолетних
В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ, несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, не вправе совершать сделки самостоятельно, от имени ребенка в подобных случаях выступают его законные представители - родители, усыновители или же опекуны. Несоблюдение указанного требования является основанием для признания сделки, совершенной малолетним недействительной - ничтожной. В соответствии с п. 1 ст. 172 ГК РФ, такая сделка не порождает правовых последствий и требует возврата всего полученного сторонами в первоначальное положение, в случае невозможности - возмещения в деньгах.
Однако, в п. 2 рассматриваемой статьи законодателем установлено исключение из общего правила, согласно которому указанная категория несовершеннолетних вправе самостоятельно, без согласия законных представителей совершать определенные законом сделки10.
Далее, рассмотрим кратко каждую из них. Так, термин «мелкая бытовая сделка» принято считать достаточно распространённым и часто встречающимся на страницах юридической литературы, посвященной вопросам дееспособности несовершеннолетних участников гражданского оборота. Однако, ни ГК РФ, ни толкования высших судов не дают ответа на вопрос о том, что представляет собой сделка подобного рода11.
Суждения о негативном влиянии указанного фактора высказывались неоднократно. В частности, О.В. Кириченко, указала, что отсутствие закрепленного понятия приводит к тому, что решение вопроса о признании за той или иной сделкой характера мелкой бытовой возлагается на суд, что, в свою очередь, ставит в зависимость существование дальнейших договорных отношений и стабильность гражданского оборота, в целом, от принятого по такому делу решения. Соглашаясь с приведенным суждением, отметим, что отсутствие законодательно установленной конкретизации сущности рассматриваемого явление привело к появлению
различных мнений ученых - цивилистов о том, каким критериям должно соответствовать явление, признаваемое мелкой бытовой сделкой.12
Характер предлагаемых критериев весьма разнообразен. Так, общепринятой и никем не отрицаемой характеристикой рассматриваемого явления признается соотношение трех взаимосвязанных критериев - бытового (потребительского) характера сделки, возраста несовершеннолетнего, суммы сделки.
Критерий бытового характера сделки практически всеми учеными сводиться к направленности совершаемой сделки на удовлетворение каждодневных потребностей самого несовершеннолетнего и членов его семьи (оплата проезда в маршрутном транспорте, покупка хлеба в магазине и прочих продуктов питания).
Однако, в отношении стоимостного характера рассматриваемой сделки следует отметить отсутствие аналогичного единства мнений. Так, одни авторы полагают необходимым закрепить ценовой предел, за рамками которого сделка не может быть признана мелкой бытовой. Основным критерием отнесения сделки к мелкой бытовой является размер уплаченной суммы. По мнению автора, установление минимального предела указанной суммы необходимо отнести на усмотрение суда, а максимальный ценовой предел закрепить на законодательном уровне.
Другие же, напротив, отрицают приведенную позицию и полагают, что стоимостный критерий отнесения сделки к мелкой бытовой является оценочным, устанавливаемым исходя из материального уровня семьи несовершеннолетнего.13
Системный анализ приведенных позиций, судебной практики по рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод о том, что указанные сделки могут совершаться малолетними, принадлежащими к разным возрастным группам (например, 6 или 13 лет), кроме того, нельзя отрицать тот факт, что далеко не во всех случаях уровень психологического развития ребенка соответствует его возрасту. В связи с этим, абсолютно справедливым представляется суждение о том, что понимание незначительной (мелкой) цены в каждом конкретном случае не может быть одинаковым, а следовательно, и подвергнутым формализации.
Однако, все же необходимым полагаем толкования норм права, даваемые на уровне высших судов Российской Федерации дополнить положением о том, что признание сделки мелкой бытовой должно сопровождаться установлением ее соответствия, во-первых, возрасту несовершеннолетнего, во-вторых, уровню психологического развития несовершеннолетнего, в-третьих, направленности на удовлетворение бытовых потребностей несовершеннолетнего и членов его семьи, в-четвертых, незначительности по сумме.
Представляется, что все указанные критерии, характеризующие понятие мелкой бытовой сделки, прежде всего, определяются возрастом и уровнем психологического развития несовершеннолетнего и исходя из конкретных обстоятельств находятся в прямой зависимости от них. В свою очередь, их закрепление приведет к повышению эффективности правового регулирования в области защиты прав несовершеннолетних, а также окажет положительное воздействие на формирование единообразной судебной практики.
Следует отметить, что в юридической литературе встречается мнение о необходимости закрепления понятия «мелкая бытовая сделка» непосредственно в ст. 28 ГК РФ.
Следующим видом являются сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие при этом нотариального удостоверения или государственной регистрации (подп. 2 п. 2 ст. 28 ГК РФ). В юридической литературе по данному вопросу указывается на два квалифицирующих признака рассматриваемого вида сделок.
Во-первых, безвозмездный характер. Речь идет о сделках, позволяющих извлекать выгоду, не возлагая на малолетнего ответных обязанностей.
Во-вторых, указанные сделки не должны сопровождаться нотариальным удостоверением или государственной регистрацией (например, временное безвозмездное пользование имуществом).14
В ст. 28 ГК РФ, указывая на отсутствие ответного обязывания в отношении малолетнего, по мнению автора, законодатель имел ввиду обязывание в собственно юридическом смысле, не исключая при этом, «возможный моральный долг, чувство благодарности, зависимости, привыкания и прочие в отношении постороннего «благодетеля»». Предвидение подобных ситуаций ложится на плечи законных представителей малолетнего.
Третьим видом сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно являются сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (подп. 3 п. 2 ст. 28 ГК РФ).
Из приведенной нормы можно выделить два признака рассматриваемого видела сделок.
Во-первых, распорядительный характер сделки. В данном случае имеется ввиду то, что сделка, направлена на отчуждение имущества в собственность другого лица, которое может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Во-вторых, в качестве предмета сделки выступают средства. В юридической литературе отсутствует единое мнение о том, что следует понимать под категорией «средства». Так, одни авторы полагают, что под «средствами» законодатель имел в виду деньги, а не любое другое имущество. Другие же, напротив, помимо денежных средств, включали в понятие «средства» и иное имущество (например, коллекцию марок, которая может быть обменена им на что-нибудь иное), исключению, по их мнению, подлежит лишь имущество, «распоряжение которым сопряжено с регистрацией сделки и (или) ее правового эффекта, приданием сделки квалифицированной формы и тому подобное». Следовательно, в качестве передаваемых средств не могу выступать недвижимость, транспортные средства
15.
На основании анализа положений законодательства по рассматриваемому вопросу, отметим, что отсутствуют какие-либо ограничения в отношении сумм, передаваемых малолетнему в возрасте от шести до четырнадцати лет и расходуемых им. Однако, опираясь на критерии дифференциации объема дееспособности граждан, заметим, что размер средств, предоставляемых несовершеннолетнему, должен быть соизмерим с возрастом и особенностями развития конкретного лица, а также зависеть от определенности или неопределенности цели их предоставления.
На основании указанного, можно провести разграничение мелких бытовых сделок и сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, по следующим критериям.
-
По субъекту, предоставляющему малолетнему средства для распоряжения (в отношении сделок, признаваемых мелкими бытовыми, такими субъектами могут быть только законные представители, сделок по распоряжению средствами - законные представители и третьи лица). -
По размеру предоставленных средств - сумме сделки (мелкие бытовые сделки характеризуются незначительной суммой, размер суммы сделок, направленных на распоряжение средствами законом не ограничен). -
По направленности сделки (в отличие от мелких бытовых, сделки, направленные на распоряжение средствами, не сводятся лишь к удовлетворению бытовых потребностей).
Следует отметить, что закрепленный ст. 28 ГК РФ перечень сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно является исчерпывающим, выходящие за рамки, установленного перечня, в соответствии со ст. 172 ГК РФ, является ничтожными.
В соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права авторов произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Однако, в указанной норме содержится лишь исключение из общего правила, согласно которому, все сделки несовершеннолетние рассматриваемой возрастной категории совершают с письменного согласия своих законных представителей, которое может быть дано непосредственно перед совершением сделки, так вовремя и после такового (п. 1 ст. 26 ГК РФ).
Анализ гражданского законодательства дореволюционного, советского, современного периодов позволяет говорить о снижении возраста, с достижением которого субъекту предоставляется большая самостоятельность и больший спектр прав (ранее 15 лет), поскольку объем дееспособности несовершеннолетних рассматриваемой возрастной группу значительно отличается от дееспособности малолетнего и приближается к дееспособности лица, достигшего совершеннолетия.
В отношении сделок, направленных на распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами, следует отметить, что несовершеннолетний может совершать только распорядительные действия, не запрещенные законом. Кроме того, распоряжению подлежат только те средства, которые наличествуют у несовершеннолетнего, либо причитаются ему, т.е. средствами, право требования на которые у несовершеннолетнего уже возникло16.
Распоряжение своими доходами детьми данной возрастной группы возможно с определенными ограничениями, распространяющимися на сделки, выходящие за рамки мелких бытовых.
Исходя из существа рассматриваемых отношений, логичным представляется вывод о том, что несовершеннолетние старше 14 лет, вправе распоряжаться имуществом, приобретенным за счет собственных средств лишь в тех случаях, когда характер распорядительной сделки будет соответствовать критериям, предъявляемым к мелкой бытовой, которую как малолетние, так и несовершеннолетние младше восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно. Обратим внимание на то, что по смыслу ст. 80 СК РФ, алименты, перечисляемые на содержание несовершеннолетнего, также рассматриваются как доходы, следовательно, могут также быть предметом распоряжения в рамках данной сделки.
Кроме того, с достижением шестнадцатилетнего возраста несовершеннолетние вправе быть членами потребительских кооперативов, исходя из этого, субъектами прав и обязанностей, установленных учредительными документами указанных кооперативов.
В иных случаях все сделки несовершеннолетних, обладающих частичной дееспособностью, должны быть санкционированы их законными представителями. Более подробно вопрос о роли родителей, усыновителей и попечителей в правоотношениях, складывающихся по поводу сделочных обязательств несовершеннолетнего будет рассмотрен в параграфе 2.2 настоящей работы.