Файл: Реферат по дисциплине История тема Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П. БУГАЕВА
Факультет безотрывных форм обучения (ФБФО)
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГиСЭД)
Реферат по дисциплине «История»
ТЕМА:
«Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»


Выполнил студент 1 курса, уч. гр. П3,6-22-1

ФИО

Проверил канд. ист. наук, доцент кафедры ГиСЭД

Айзатуллова А.Ш.


Ульяновск 2023

Содержание
Введение………………………………………………………..…………...3

Политическая ситуация в стране в начале XIX века...................................4

Реформы М.М. Сперанского.........................................................................6

Причины неудач реформ Сперанского........................................................8

Заключение ………........................................................................................9

Список использованной литературы.........................................................10

Введение

Реформа – (от лат. reformat – преобразовывать) это изменение, преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений и т. д.) при сохранении основ существующего строя.

История реформ в России насчитывает столетия. Одни реформы были успешны, другие неудачны, поэтому важно понять причины того или иного исхода. Прежде чем приступать к преобразованиям, реформаторам следует обратиться к накопленному историческому опыту. Ученый – экономист Г. С Лисичкин справедливо заметил: «Современные реформы страдают тем большим недостатком, что нынешняя реформаторская деятельность рассматривается без связи с прошлым – как будто реформировать Россию пытаются впервые».

Внимательно изучая ход проведения реформ, анализируя их успехи и недостатки, современным политикам следует извлекать необходимые уроки, не спотыкаясь об одни и те же камни. Знание опыта российских реформ поможет правильно ответить на вопросы: как готовить реформы, как определить наиболее благоприятный момент их начала, рациональный темп, как создать надежную опору курсу реформ и нейтрализовать силы сопротивления.


Целью данной работы является изучение реформаторской деятельности Михаила Михайловича Сперанского.


Политическая ситуация в стране в начале в начале XIX века
К началу XIX века Россия оставалась аграрной страной. Более 90% ее населения составляло крестьянство. Сельское хозяйство было основной отраслью экономики страны, носило экстенсивный характер. Сохранялись многочисленные феодальные пережитки.

В политической сфере – абсолютная самодержавна власть; в экономической – помещичье землевладение; в социальной – сословная структура общества, господствующее положение дворянства.

Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение.

У власти в Российской империи в 1801-1825 гг. находится Александр I. Характерной чертой его царствования становится борьба двух течений – либерального и консервативно-охранительного – и его лавирование между ними. Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801-1812 гг. – подготовка реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814-1825 гг. – во внутренней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Основными вопросами того времени являлись:

1) социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества;

2) вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства.

3) вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов.

4) вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) — российский государственный деятель, граф (1839). Родился в 1772 г. в семье сельского священника, закончил Владимирскую духовную семинарию и Главную Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Некоторое время он работал преподавателем, а с 1797 г. перешел на государственную службу.

В 1803-1807 гг. — директор департамента Министерства внутренних дел, составил несколько проектов государственных реформ (в том числе министерской

, 1802). С осени 1808 г. ближайший советник императора Александра I, товарищ министра юстиции, член Комиссии составления законов. В 1809 г. по поручению Александра I составил план государственных преобразований — «Введение к уложению государственных законов». Стал инициатором создания Государственного совета (1810).
В 1812 г. в результате интриг его противников из лагеря консерваторов был сослан в Нижний Новгород, затем в Пермь. В 1816 г. назначен пензенским губернатором, в 1819 г. — генерал-губернатором Сибири, провел в ней реформу управления.

В 1821 г. возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Написал текст Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Был введен в состав Верховного суда над декабристами.

С 1826 г. — фактический глава II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, руководил кодификацией законов. Под его руководством были составлены «Полное собрание законов Российской империи» (45 т., 1830) и «Свод законов» (15 т., 1832). В 1820-1830-х гг. -член ряда высших государственных комитетов. В 1834 г. по его инициативе была основана Высшая школа правоведения. С 1838 г. — председатель департамента законов Государственного совета. За свою государственную деятельность в 1839 г. был пожалован титулом графа.

Реформы М.М. Сперанского
После окончания коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I в условиях внутриполитической напряженности обращается к идее умеренно-либеральных реформ. Составить общий план преобразования общественно-политического строя России, было поручено Сперанскому. Так появился документ под названием "Введение к Уложению государственных законов" (1809), направленный на обновление всего политического и социального строя России. Цель всех намеченных преобразований -превратить Россию из архаичной и плохо управляемой монархии в современное государство с четкой системой управления, гарантиями личных прав граждан, прочной экономической основой.

Обширный план Сперанского состоял в следующем:

1. В стране должна быть введена Конституция, которая поставит самодержавие в законодательные рамки.

2. Обязательным является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.

3. Выборность части чиновников, установление их ответственности.


4. При государе создается совещательный орган – Государственный совет.

5. Создается представительное учреждение – Государственная Дума (во всероссийском масштабе и на местах -местные думы). Дума обсуждает предложенные верху законопроекты, которые затем передаются на рассмотрение Госсовета и утверждение государя.

6. С отменой крепостного права Сперанский предлагал не спешить, а идти к нему через демократизацию государственных институтов.

7. Предлагалась также система мероприятий в сфере финансов и налогообложения. Он предлагал перестроить налоговую систему, которая носила крепостнический характер, подушную подать заменить подоходным и поземельным налогами, причем ввести налоги на дворянство; натуральные и трудовые повинности крестьян заменить умеренными денежными податями. Сперанский считал, что денежное обращение должно базироваться на серебряном рубле, что следует прекратить выпуск ассигнаций и постепенно погашать их.

Сперанский задумал также провести реформу Сената, который предполагалось разделить на Сенат правительствующий и Сенат судебный. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды. Однако члены Госсовета не дали ход реформам, и все осталось по-прежнему.

В области общественного устройства М.М. Сперанский предлагал сохранить видоизмененную сословную структуру в составе трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ рабочий. Но если гражданскими правами, по проекту, наделялось все население страны, то политическое, т.е. избирательное право предполагалось предоставить только дворянам и людям среднего сословия, имеющим недвижимую собственность в определенных размерах. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.

Из этого обширного плана претворить в жизнь удалось лишь его часть.

В 1802 году Сперанский совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, вместо них создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров.


В 1810 г. был создан Государственный Совет. Государственному Совету отводилась важнейшая функция – согласование деятельности различных органов управления. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение государственных планов. Вопросы сначала рассматривались в департаментах, затем на общем заседании Госсовета. Государственным секретарем был назначен Сперанский.

Негодование чиновников вызвал закон 1809 г., по которому чины с V класса по VII могли быть получены только теми, кто имеет университетское образование или выдержит экзамен по установленной программе. Отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским – придворные звания рассматривались теперь как почетные отличия без служебных прав и привилегий.

Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение. Дефицит составил 120 млн. руб. Способ покрытия дефицита правительство видело в выпуске все новых ассигнаций. Сперанский составил "План финансов", суть которого заключалась в необходимости ликвидации бюджетного дефицита. Решение подобной задачи требовало проведения радикальных мер, из которых важнейшими были: прекращение выпуска обесценившихся ассигнаций и их изъятие из обращения с образованием капитала для погашения; сокращение расходов всех государственных ведомств; установление жесткого контроля над государственными расходами; устройство монетной системы; упорядочение внутренней и внешней торговли; введение новых налогов, в том числе на дворянские имения.

Первым шагом на пути реализации "Плана финансов" явилось сокращение государственных расходов на 20 млн. рублей, прекращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов.

Реформаторские старания Сперанского дали быстрые результаты. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. рублей.
Причины неудач реформ Сперанского
Необходимо отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

1. Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий.