Файл: Тема. 14. Экспертные методы качественного анализа риска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. 14 . Экспертные методы качественного анализа риска

  1. Классификация методов качественного анализа риска

  2. Коллективная генерация идей. Мозговая атака. Деструктивная отнесенная оценка.

  3. Методы качественного анализа на основе экспертного ранжирования и оценок сравнительной предпочтительности.

  4. Оценка согласованности мнений экспертов


1.Классификация методов качественного анализа риска

Методы качественного анализа применяют на этапе идентификации риска и на этапе оценки, когда не требуется точная количественная оценка для принятия управленческих решений.

При качественном анализе риска используемые методы можно разделить на четыре группы:

1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся (вторичной )информации

  • рассмотрение и анализ первичных документов финансовой и управленческой отчетности.

  • анализ данных периодических (годовых, квартальных) отчетов организации.

2.Методы сбора новой (первичной) информации

  • стандартизированный опросный лист;

  • регламентные проверки, персональные инспекционные посещения производственных подразделений организации;

  • ревизия безопасности,

  • консультации со специалистами, как работающими в самой организации, так и внешними

  • анализ «что, если…»

3.Экспертные методы качественного анализа

  • различные варианты коллективной генерации идей

  • метод парных сравнений

  • метод множественных сравнений

  • метод ранговой корреляции

  • сценарии развития событий

4. Методы моделирования деятельности организации

  • составление и анализ диаграммы организационной структуры организации;

  • анализ карты потоков, отражающей технологические потоки производственных процессов.


2. Коллективная генерация идей. Мозговая атака. Деструктивная отнесенная оценка.

Карточки Кроуфорда.

Для быстрого выявления рисков можно воспользоваться еще одной из методик социометрии известной как "Карточки Кроуфорда".

Суть этой методики в следующем. Собирается группа экспертов 7-10 человек. Каждому участнику мини-исследования раздается по десять карточек (для этого вполне подойдет обычная бумага для записок). Модератор (ведущий специалист) задает вопрос: "Какой риск данного вида деятельности является наиболее важным?" Все респонденты должны записать наиболее, по их мнению, важный риск для данного вида деятельности. При этом никакого обмена мнениями не должно быть. После небольшой паузы вопрос повторяется. Эксперт не может повторять в ответе один и тот же риск.


После того как вопрос прозвучит десять раз, в распоряжении группы анализа рисков появятся от 70 до 100 карточек с ответами. Если группа подобрана хорошо (в том смысле, что в нее входят люди с различными точками зрения), вероятность того, что участники опроса укажут большинство значимых для деятельности рисков, весьма высока. Остается составить список названных рисков и раздать его экспертам для внесения изменений и дополнений. Можно дополнительно оценить, как часто называли тот или иной риск эксперты, придать веса каждому туру опросов, признавая первый наиболее важным, придать веса компетентности экспертов, участвующих в опросе. В результате будет получен не только список рисков, но и оценка их значимости.

Метод мозгового штурма (мозговой атаки, коллективной генерации идей) появился в США в конце 30-х годов прошлого века, окончательно оформился и стал широко известен специалистам с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. По сути метод представляет собой несложную двухэтапную процедуру: на первом этапе выдвигаются идеи (предложения, видение перспектив, прогнозные предположения), а на втором они конкретизируются, развиваются.

Основа предложенного Осборном метода заключается в разделении процесса поиска идеи на конструктивные этапы и в подборе людей для выполнения каждого этапа таким образом, что одна часть опытных экспертов заботится изысканием фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточены только на выдвижении одной идеи за другой. Осборн указывает на появление подхода к решению проблем, который он назвал "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю". Развитие этой идеи привело к появлению довольно сложной последовательности действий. Важнейшей предпосылкой, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.

Приведем рекомендуемую им последовательность действий при решении задач.

"1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2. Отберите подпроблемы для "атаки". Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.



3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

4. Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

10. Дайте окончательный ответ".

Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска. Широкую известность приобрела более короткая последовательность действий, также описанная в книге "Практическое воображение" и составляющая суть метода мозгового штурма. Метод включает в себя два основных этапа:

- Этап выдвижения (генерации) идей.

- Этап анализа выдвинутых идей.

Работа в рамках этих этапов должна выполняться 'при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации их три:

1. Запрет критики.

2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.

3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.

На этапе анализа основное правило:

4. Выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.

Генерация идей

Для участия в этапе генерации целесообразно привлекать людей, отличающихся хорошими творческими способностями, большой скоростью мыслительных операций, легкостью включения в новые ситуации, гибкостью, способностью переключать внимание с одного аспекта деятельности на другой, расширенным полем ориентировки. При этом следует учитывать, что
повышение скорости мыслительных операций, необходимое для участвующих в процессе генерации идей, может приводить к поверхностным высказываниям. Для генераторов важно умение работать с уже известным материалом, постоянно меняя систему критериев его оценки, отказываясь от традиционных подходов. Умение на время отойти от привычных установок, ограничений, позволяет расширить область возможностей, открытых для рассмотрения. Снятие давления опыта повышает чувствительность к очень слабым ассоциациям, на основе которых и ищутся новые идеи. Генератор должен быть оптимистом, настроенным на то, что лучшая идея ждет его впереди. Некоторые поверхностность, разбросанность, может быть, не очень полезные в обыденной жизни, помогают во время штурма не останавливаться на достигнутом, идти дальше. Целью мозгового штурма и является поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи, поиск новых направлений решения. Итак, кратко сформулируем суть претензий к мозговому штурму. Во-первых, - отсутствие четких правил работы - "бестолковость" поисков возведена в принцип. Во-вторых, - отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к "проскакиванию", уходу от сильного направления.

Важным является формирование развернутого определения мозгового штурма. На наш взгляд наиболее точным можно считать следующий вариант определения: Метод группового выдвижения альтернативных направлений решения задачи с отнесенной систематической оценкой и развитием скрытых в них возможностей. В данном определении выделены наиболее важные моменты мозгового штурма, определяющие его сущность, особенности. Во-первых, это групповой процесс выдвижения идей. Во-вторых, указание на альтернативный характер выдвигаемых идей. В-третьих, очень важно понимать, что выдвигаемые идеи не являются полными решениями проблемы. Это идеи общего порядка, позволяющие увидеть, сформулировать направления решения проблемы. В-четвертых, отнесенный характер оценки, критики, разбора идей. В-пятых, систематичность этой оценки, необходимость оценки всех идей, а не деление идей на хорошие и плохие, и в-шестых, необходимость выявления скрытых возможностей, т. е. необходимость выполнения ряда операций творческого характера при обработке, анализе идеи.

Существенным является положение о том, что мозговой штурм, а тем более этап генерации идей является не методом решения проблем, а методом поиска альтернативных направлений решения проблемы. Подобный поиск проводится на начальном этапе решения, в момент, когда нет
данных о возможных путях и средствах решения, т. е. в условиях нулевой или заведомо недостаточной информации, то есть той самой "неполной ориентировки".

В общем виде процесс генерации складывается из двух важных составляющих:

- выдвижения идей, показывающих новые направления решения проблемы;

- выдвижения идей, развивающих уже имеющиеся направления.

Более детально внутренняя структура этапа генерации будет раскрыта в последующем.

Гармоничное чередование обеих составляющих позволяет генераторам работать эффективно. Внутреннее содержание происходящего процесса может быть представлено как выдвижение новой идеи, ломающей былое представление о рассматриваемой системе, ее ограничениях, возможностях. Затем следует "привыкание" к этой идее, обдумываются возможности ее применения, разносторонняя реализация заложенного в ней принципа. Важную роль в управлении этим процессом играет ведущий (именно он, контролируя происходящее, может и должен регулировать соотношение между новыми и развивающими идеями).

Идеи, выдвинутые на этапе генерации, оформляются в протоколе, в котором происходит их первичная расшифровка. Она состоит в расширенном описании высказываний участников, придании им правильной законченной формы. На этом этап генерации завершается.

Анализ идей

К участникам этапа анализа идей можно предъявить очень широкий спектр требований. Естественно, что они должны быть интеллектуалами, обладать логическим, упорядоченным мышлением, при этом логика сочетается у аналитиков с терпимостью к новым подходам. Важно, чтобы аналитики не относились ревниво к чужим идеям. Эти люди должны обладать чувством повышенной ответственности за свое дело. Они, несомненно, должны быть оптимистами, но их оптимизм основывается на предположении, что лучшая идея - это та, которая рассматривается в данный момент. Базовые принципы, на которых строится работа аналитика, - это обобщение и конкретизация. Поэтому важнейшей чертой, по которой следует производить отбор в эту группу, является наличие творческих способностей. По сути название этапа затемняет тот факт, что, как и на этапе генерации, на этапе анализа мы имеем дело с широкомасштабным выдвижением новых идей. Разница в том, что на этапе генерации лучше всего действуют генераторы интуитивного .плана, в то время как на этапе анализа происходит осознанное выдвижение предложений, развивающих и конкретизирующих имеющиеся идеи. И еще одно, очень важное качество необходимо аналитику: выдержка, умение распределять свои силы на длительный срок. Этап анализа протекает в течение длительного времени, растягиваясь иногда на несколько дней. В течение всего этого времени происходит повторяющийся круг операций, связанных с анализом идей, выдвинутых на этапе генерации. Обобщение идеи осуществляется для освобождения предложения от внешних, отвлекающих, подчас эмоционально ярких моментов, заменой их на нейтральные конструкции. Тренировка подобного умения очень важна не только для аналитиков, так как позволяет спокойно и