Файл: Тема. 14. Экспертные методы качественного анализа риска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конструктивно подходить к любым предложениям, высказываниям. Выявление рациональной основы обеспечивает сравнение между собой не "оболочек", не внешне выраженной формы, а внутренней сущности предложений, позволяет производить их классификацию. В процессе классификации часто происходит дополнение системы принципов, выдвинутых генераторами.

Каждый из выдвинутых принципов оценивается на перспективность, целесообразность реализации с учетом существующих в данной системе ограничений. Принципы, прошедшие этот этап отбора, развиваются аналитиками, т. е. происходит процесс конкретизации. Этот процесс подразумевает наполнение абстрактной идеи отраслевым, специфическим содержанием, отработку возникающих трудностей.

Деятельность ведущего

Роль ведущего при проведении мозгового штурма многозначна и трудна. А. Осборн предлагал выбирать ведущих среди лиц, обладающих высокой творческой активностью в сочетании с доброжелательностью по отношению к идеям, высказанным другими людьми. Кроме того, ведущий должен иметь авторитет среди тех, с кем он собирается работать. Добавим, что ведущий должен органично сочетать в себе все положительное, что требуется для работы как генератору, так и аналитику. Важнейшими его качествами являются скорость реакции, богатство ассоциативных связей, легкость генерирования идей в сочетании с хорошими аналитическими способностями, трезвым рассудком.

В целом ведущий должен уметь выполнять следующие процедуры:

- принимать решение о целесообразности применения мозгового штурма для решения конкретной задачи;

- производить отбор участников;

- обучать участников необходимым приемам работы;

- формулировать проблему с учетом квалификации и личностных качеств участников этапа генерации идей;

- обеспечивать деятельность участников во время этапов генерации и анализа идей;

- проводить классификацию и оценку идей;

- проводить анализ итогов штурма, использовать их для саморазвития.

Условия применения метода мозгового штурма

Решение о применении метода принимают с учетом двух составляющих: класса задачи и наличия специалистов, обученных методам поиска.

Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

Основная область применения метода мозгового штурма - поиск решений в недостаточно исследованной области, выявление новых направлений решения проблемы.


Разновидности мозгового штурма

Существует несколько разновидностей мозгового штурма. Имеется несколько вариантов проведения «мозгового штурма». По первому варианту формируются две группы специалистов: с творче­ским, новаторским складом ума и с критическим складом ума, подвер­гающих все и вся сомнению. Первая группа концентрирует или генери­рует идеи и оценки, вторая их анализирует и критикует, стараясь обна­ружить в них слабые места. Поощряется свободный обмен мнениями, при этом не допускается высказывание любых критических замечаний относительно ценности идеи или характеристики. Руководитель должен быть беспристрастным, его задача - выстраивать дискуссию в нужном направлении. Чем больше вариантов, тем выше вероятность появления действительно ценной идеи или надежных оценок и прогнозов, с кото­рыми соглашается большинство участников. Оценка, которая устоит против критики и с которой соглашается большинство участников, при­нимается в качестве экспертной оценки.

Второй вариант заключается в том, что заранее не выделяется груп­па «критиков». Происходит свободное обсуждение, которое направля­ется руководителем. Постепенно мнения сближаются, и в результате принимается согласованная версия оценки.

Еще одним вариантом «мозгового штурма» служит метод 635.

Группа участников состоит из 6 человек. Каждому вручают в пись­менном виде изложение проблемы и предлагают представить (также письменно) как минимум 3 собственных предложения, позволяющих решить проблему. На это отводится 5 минут. Затем каждый член группы передает лист со своими предложениями следующему участнику, которому предлагается развить высказанные идеи (каждый лист идет по кругу, пока не побывает у всех членов группы). Пять раз рассматрива­ются 18 исходных предложений, дополненных и усовершенствованных участниками обсуждения, затем отбирается оптимальный вариант.

Известен, в частности, вариант, когда участники записывают свои идеи самостоятельно на специальных карточках (на это дается 10 минут), а затем по очереди зачитывают их вслух. Слушатели записывают на своих карточках мысли, развившиеся под влиянием услышанного. Запись идей на карточках сокращает время, необходимое для фиксации и классификации результатов.

Наибольший интерес при проведении ФСА представляет обратный мозговой штурм. Его используют для решения узких конкретных задач. На первом этапе штурма все внимание сосредоточивают на выявлении всевозможных недостатков объекта. Генераторы вскрывают недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее, разрабатываемом или совершенствуемом техническом объекте. Предварительную их оценку проводят участники сессии, более тщательную - эксперты, которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков. В дальнейшем ведут поиск путей по ликвидации недостатков.



Хорошие результаты дает также метод двойного мозгового штурма. Участникам сессии рассылают письменные приглашения с указанием цели мозгового штурма и разъяснением их роли в решении поставленной задачи. К приглашениям прилагают правила проведения сессии. В сессии участвуют обычно 30-40 человек, ее продолжительность 2,5-3 часа, включая 30-ти - 45-ти минутный перерыв. На первом этапе штурма ставят творческое задание и проводят генерирование идей, которые пока не оценивают. В перерыве, являющемся составной частью сессии, идеи обсуждаются и уточняются. Таким образом происходит генерирование новых идей. После перерыва, на втором этапе мозгового штурма, генерирование идей продолжают, но уже с учетом критики, информации, полученной в перерыве. Выступления всех без исключения участников строго регламентируются. После сессии идеи оценивают эксперты.

Метод деструктивной отнесенной оценки (ДОО):

Основные этапы ДОО:

1 этап  формирование группы участников мозговой атаки.

2 этап  составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется рабочей группой и включает описание сущности и основных процедур метода ДОО и описание проблемной ситуации.

3 этап  генерация идей. Осуществляется в форме коллективного обсуждения проблемной ситуации и поиска путей решения проблемы.

4 этап  систематизация идей. Последовательность систематизации:

 составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей;

 каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах;

 определяются дублирующие и/или дополняющие, они объединяются и формулируются в виде одной комплексной идеи;

 выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены;

 идеи объединяются в группы, согласно выделенным признакам;

 составляется перечень идей по группам.

5 этап  разрушение систематизированных идей (процедура оценки идей на практическую реализуемость). Участники "мозговой атаки" выдвигают доводы, опровергающие каждую из систематизированных идей, рассматривают препятствия на пути к осуществлению ранее выдвинутых идей. Основное правило этапа деструирования - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

6 этап  оценка критических замечаний и составление списка практически осуществимых идей.

Метод "обмена мнениями".

Группе экспертов предлагают критически обсудить заранее подготовленный прогноз. В процессе "мозговой атаки" необходимо найти уязвимые места в первоначальном прогнозе и превратить его в "согласованный документ".

"Операционное творчество".

Только руководитель группы знает истинный характер проблемы и организует обсуждение такими образом, чтобы найти решение. Применяется для целей военно-технического прогнозирования и планирования.

Отбор участников

Формирование группы участников мозгового штурма - важнейшая составляющая работы ведущего. Удачный подбор, как правило, обеспечивает успех всей работы. Неудачный подбор ведет к вялой работе, возможным конфликтам на личностном уровне., большим усилиям ведущего по обеспечению постоянной включенности в работу каждого участника работы.

Стандартным путем организации оптимальной группы является подбор людей на основе их психологического тестирования. Существует множество тестов, направленных на эти цели (к сожалению, ни один из них не может' претендовать на полноту и всесторонность). Для осознанного выбора средств тестирования рассмотрим оцениваемые характеристики. Исходя из описанных выше требований к участникам, можно выявить важнейшие факторы, влияющие на осуществление творческого процесса. Мы выделяем четыре основных фактора:

1. Оригинальность - способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы.

2. Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и .предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в вей новые возможности.

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

Эту совокупность факторов целесообразно использовать при выявлении генераторов идей.

Для отбора аналитиков целесообразно применять иной подход, состоящий в оценке способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов, отсутствующих элементов, дисгармонии. В рамках данного подхода считается, что творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможности их модификации и, наконец, обобщение результатов. Здесь творческие способности оцениваются по таким показателям, как беглость, гибкость мышления, стремление к совершенству.


Обучение участников

Различают инструктаж и обучение участников мозгового штурма. Инструктаж проводят перед этапами, при этом участникам объясняют их задачи, ограничения, приводят примеры удачной и неудачной деятельности.

Обучение процедурам, выполняемым при проведении мозгового штурма, может проводиться как в рамках общей подготовки инженерно-технических работников, так и при решении реальных поисковых задач.

При общей подготовке обучение предусматривает ознакомление с предпосылками и историей возникновения мозгового штурма, его теоретическими положениями. В качестве практических занятий признано целесообразным проводить два мозговых штурма (в начале и в конце обучения). Деление аудитории на генераторов и аналитиков при этом, как правило, не производят. Тему штурма в начале обучения целесообразно брать из области, не связанной с практической деятельностью слушателей. Это позволяет убрать психологические барьеры, существенно уменьшить меру ответственности за идеи, высказываемые на этапе генерации. На этапе анализа это позволяет ограничиться поверхностным обсуждением каждой идеи, т. е. уменьшить затраты времени на анализ.

Обучение процедурам, выполняемым при проведении мозгового штурма, ведут и во время реальной работы по поиску новых идей при условии неоднократного проведения мозгового штурма силами одной и той же группы. Ведущий осуществляет при этом специализированные тренировки с генераторами и аналитиками.

Обучение участников мозгового штурма подразумевает и постоянное повышение квалификации ведущего. Повышение квалификации осуществляется в форме непрерывного самообразования и регулярного участия в учебных семинарах и семинарах по обмену опытом, является обязательным для методиста технического творчества и преподавателя.

В области мозгового штурма повышение квалификации включает:

- Критические разборы проведения штурмов с использованием магнитофонных записей или стенограмм. Цель - выявление недостатков в работе ведущего и поиск путей их устранения.

- Регулярное решение задач в роли генератора и аналитика для поддержания творческого потенциала на оптимальном уровне.

- Регулярное выполнение специальных упражнений, направленных на отработку качеств, необходимых ведущему.

Такими упражнениями могут быть:

1. Выявить возможные цели и задачи мозгового штурма в конкретной проблемной ситуации, сформулировать цели.