Файл: Методические рекомендации для контрольных работ по дисциплине Философия Саратов 2020 Общая литература для контрольных работ.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительный период в истории Европы, а, значит, и философия за это время изменялась, крепла и обновлялась.
Второй вопрос контрольной работы должен содержать в себе анализ философского учения патристики, и, в частности, учения Августина Аврелия, названного в православной традиции Блаженным. Патристическая философия стала первой философией, которая попыталась объединить античную мысль и христианскую догматику. Так, например, учение Августина сочетает в себе религиозное вероучение и систему Платона. Особое внимание студенту необходимо обратить на теодицею, которую создает Августин Аврелий, анализируя понятия зла и добра в отношении к Богу.
Философия схоластики, которая должна быть рассмотрена в третьем вопросе, объединяет христианское вероучение и философию Аристотеля. Из этого синтеза рождается совершенно особенное философское учение, которое обращается к вопросам веры и знания, общего и единичного, строит логические доказательства бытия Бога. В частности, студент должен обратить внимание на философию Фомы Аквинского, которому удачно удалось соединить метафизику и логику Аристотеля с христианской догматикой. Исходя из этого синтеза, философ выводит пять доказательств существования Бога.
Ключевые понятия: теология, теоцентризм, креационизм, эсхатология, универсалия, патристика, теодицея, схоластика, реализм, номинализм.
Дополнительная литература.
Тема 10. Гуманистическая философия эпохи Ренессанса.
1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
2. Натурфилософия и наука в эпоху Ренессанса.
3.Социально-политические учения эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.
Методические указания.
В первом вопросе контрольной работы студент должен обратить внимание на основные особенности эпохи Возрождения, которые являются результатом культурных изменений в Европе, в частности в Италии, XIV – XV веков. Само название эпохи Возрождения, предложенное философами-гуманистами того времени, говорит о том, что в культуре проявляется интерес к цивилизациям Античности, философия и искусство древних греков становятся образцами для европейской культуры. Однако студент должен помнить, что философская мысль эпохи Возрождения тесным образом связана с философией и культурой Средних веков. Но именно в это время появляются идеи, которые стали базовыми для последующего развития философии, например, гуманизм, антропоцентризм и пантеизм.
В рамках второго вопроса необходимо обратиться к натурфилософии эпохи Возрождения. Среди крупных ученых натурфилософов того времени можно отметить следующие имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Всех этих философов объединило стремление раскрыть тайны природы, а многие из них видели в этой природе Бога. Именно в эпоху Возрождения развиваются идеи о бесконечности Бога, значит, и о бесконечности миров, которые им созданы.
В третьем вопросе контрольной работы должны быть раскрыты учения философов эпохи Возрождения, которые носят социально-политический характер. В этих учениях ставится вопрос о благоденствии граждан государства и правильном управлении. В этом направлении можно выделить две тенденции: с одной стороны, учение Макиавелли о том, что ради цели спасения и счастья родины можно использовать любые средства, с другой – идеи философов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы, которые в своих произведениях описывают идеальное государство, где труд является главной ценностью, а каждый его член получает согласно своим потребностям.
Ключевые понятия: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризм, монада, алхимия, утопия.
Дополнительная литература.
Второй вопрос контрольной работы должен содержать в себе анализ философского учения патристики, и, в частности, учения Августина Аврелия, названного в православной традиции Блаженным. Патристическая философия стала первой философией, которая попыталась объединить античную мысль и христианскую догматику. Так, например, учение Августина сочетает в себе религиозное вероучение и систему Платона. Особое внимание студенту необходимо обратить на теодицею, которую создает Августин Аврелий, анализируя понятия зла и добра в отношении к Богу.
Философия схоластики, которая должна быть рассмотрена в третьем вопросе, объединяет христианское вероучение и философию Аристотеля. Из этого синтеза рождается совершенно особенное философское учение, которое обращается к вопросам веры и знания, общего и единичного, строит логические доказательства бытия Бога. В частности, студент должен обратить внимание на философию Фомы Аквинского, которому удачно удалось соединить метафизику и логику Аристотеля с христианской догматикой. Исходя из этого синтеза, философ выводит пять доказательств существования Бога.
Ключевые понятия: теология, теоцентризм, креационизм, эсхатология, универсалия, патристика, теодицея, схоластика, реализм, номинализм.
Дополнительная литература.
-
Жильсон Э. Философия в Средние века. / Э.Жильсон. – М., 2010. -
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. / Ж.Ле Гофф. – М., 2012. -
Августин Аврелий Исповедь. / Аврелий Августин. – М., 2012. -
Аквинский Фома Сочинения. / Ф.Аквинский. – М., 2013.
Тема 10. Гуманистическая философия эпохи Ренессанса.
1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
2. Натурфилософия и наука в эпоху Ренессанса.
3.Социально-политические учения эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.
Методические указания.
В первом вопросе контрольной работы студент должен обратить внимание на основные особенности эпохи Возрождения, которые являются результатом культурных изменений в Европе, в частности в Италии, XIV – XV веков. Само название эпохи Возрождения, предложенное философами-гуманистами того времени, говорит о том, что в культуре проявляется интерес к цивилизациям Античности, философия и искусство древних греков становятся образцами для европейской культуры. Однако студент должен помнить, что философская мысль эпохи Возрождения тесным образом связана с философией и культурой Средних веков. Но именно в это время появляются идеи, которые стали базовыми для последующего развития философии, например, гуманизм, антропоцентризм и пантеизм.
В рамках второго вопроса необходимо обратиться к натурфилософии эпохи Возрождения. Среди крупных ученых натурфилософов того времени можно отметить следующие имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Всех этих философов объединило стремление раскрыть тайны природы, а многие из них видели в этой природе Бога. Именно в эпоху Возрождения развиваются идеи о бесконечности Бога, значит, и о бесконечности миров, которые им созданы.
В третьем вопросе контрольной работы должны быть раскрыты учения философов эпохи Возрождения, которые носят социально-политический характер. В этих учениях ставится вопрос о благоденствии граждан государства и правильном управлении. В этом направлении можно выделить две тенденции: с одной стороны, учение Макиавелли о том, что ради цели спасения и счастья родины можно использовать любые средства, с другой – идеи философов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы, которые в своих произведениях описывают идеальное государство, где труд является главной ценностью, а каждый его член получает согласно своим потребностям.
Ключевые понятия: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризм, монада, алхимия, утопия.
Дополнительная литература.
-
Симаков М. Пифагореизм в эпоху Возрождения. / М.Симаков. – М., 2005. -
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. / А.Х. Горфункель. – М., 2009. -
Каутский К. Томас Мор и его утопия. / К.Каутский. – М., 2012. -
Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. / А.Х.Горфункель. – М., 2010. -
Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. / Н.Макиавелли. – М., 2009.