Файл: Методические рекомендации для контрольных работ по дисциплине Философия Саратов 2020 Общая литература для контрольных работ.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетия. Книга 1. / А.Ф.Лосев. – М., 2000. -
Гайденко П.П. История античной философии и ее связи с наукой. / П.П.Гайденко. – М., 2012. -
Кессиди Ф. К истокам греческрой мысли. / Ф.Кессиди. – М., 2001. -
Кессиди Ф. От мифа к логосу. / Ф.Кессиди. – М., 2003.
Тема 4. Понятие «архэ» в философии досократических школ.
1. Понятие первоначала (архэ) как принцип построения первых философских школ.
2. Натурфилософия милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Учение Гераклита Эфесского.
3. Проблема бытия в философии Элейской школы.
4. Понятие атома в философии Левкиппа и Демокрита.
Методические указания.
В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения ранней греческой философии, появившейся до V века до н.э. и названной досократической философией. Основной проблемой, интересовавшей ранних греческих философов, была проблема первоначала, то есть того, откуда произошел мир, то, что лежит в основе мироздания. Анализируя понятие «архэ» в первом вопросе контрольной работы, студент должен усвоить, что это понятие возникло первым в череде последующих философских понятий и означало, что человек обратился к миру с вопросом об истоке этого мира, поэтому первых философов называли «натурфилософами», то есть мыслителями, рассуждавшими о природе.
Во втором вопросе контрольной работы студент должен проанализировать учение милетской школы, в которой предлагались различные варианты первоначала мира, и философию Гераклита из Эфеса, впервые определившего мир как становление, текучее и вечноизменяемое. Здесь студент должен усвоить, что в древнегреческой философии первоначало понималось не как «мертвый» химический или физический элемент, а как живая, одухотворенная субстанция.
Третий параграф контрольной работы раскрывает новую проблему, поднимаемую мыслителями элейской школы Парменидом и Зеноном, проблему бытия. Студент должен проанализировать понятие бытия как единого и неподвижного целого и объяснить значение и смысл доказательств невозможности движения, называемых апориями.
Рассматривая четвертый вопрос контрольной работы, студент усваивает понятие «атома» в античной философии и его отличия от современного понимания атома в физике. Атомистическое учение по иному подходит к понятию первоначала и впервые заявляет, что этих первоначал (атомов) в мире бессчетное количество.
Ключевые понятия: архэ, бытие, апейрон, атом, апория, становление.
Дополнительная литература.
-
Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. – М., 2011. -
Кессиди Ф. Гераклит. / Ф.Кессиди. – М., 2003. -
Фрагменты ранних греческих философов. Антология. – М., 1989. -
Философия природы в Античности и Средние века. / П.Гайденко, В.Петров. – М., 2000.
Тема 5. Античная философия: от космоцентризма к проблеме человека.
1. Причины и основные особенности перехода от проблем натурфилософии к проблемам человека в античной философии V века до н.э.
2. Релятивизм софистических учений. Софистика как образец нового знания.
3. Познание и нравственность как основные принципы в философии Сократа. Метод Сократа.
Методические указания.
В данной контрольной работе студент, прежде всего, должен обозначить причины, по которым в философии античности произошел поворот к проблеме человека. В V веке до н.э. вопросы натурфилософского характера отходят на второй план, и центральное место в рассуждениях философов отводится человеку и его поступкам. Такую трансформацию философского знания обусловили причины и социального, и политического, и общекультурного порядка, когда изменялся облик греческого государства и на смену аристократии приходил новый тип правления – демократический.
Во втором вопросе студент должен раскрыть особенности деятельности и философского учения софистов, обращая особенное внимание на релятивистские особенности не только их теории познания, логики, но и этики. Перед студентом стоит задача осмыслить деятельность софистов и сделать выводы о том, какое влияние они оказали на европейскую культуру и образование.
Третий вопрос контрольной работы предполагает раскрытие основных положений философии Сократа, который являлся яростным противником софистического учения. Однако, не смотря на это, в двух указанных учениях можно проследить сходные черты и задачи. Студент должен обратить внимание на то, что Сократ создает новую этическую теорию, в которой знание приравнивается к добродетели, а любой злой поступок есть всего лишь результат невежества. По этим же принципам строится и особая методология, которую предлагает Сократ.
Ключевые понятия: релятивизм, софистика, софизм, этика, диалектика, ирония, майевтика.
Дополнительная литература.
-
Кессиди Ф. Сократ. / Ф.Кессиди. – М., 2001. -
Суриков И. Сократ. / И.Суриков. – М., 2011. -
Чернышев Б.С. Софисты. / Б.С.Чернышев. – М., 2010. -
Гиляров И.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. – М., 2011.
Тема 6. Философская система Платона.
-
Эйдос как истинное бытие в философии Платона. -
Понятие анамнезиса в теории познания Платона. Миф о пещере и его аллегорическое значение. -
Проект идеального государства Платона.
Методические указания.
В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения философии одного из самых заметных мыслителей античности – Платона. В рамках первого вопроса студент должен рассмотреть онтологическую часть философского учения Платона, потому именно теория идей или эйдосов является исходным пунктом философии Платона. Эйдос понимается как истинное бытие, которое только участвует в формировании нашего чувственного мира, но не принадлежит ему.
Второй вопрос контрольной работы посвящен анализу гносеологического учения Платона. Здесь студент должен обратить внимание на то, что Платон, так же как и философы элеаты, разделяет знание на знание истинное и знание по мнению, отдавая предпочтение первому типу. Именно этот принцип аллегорически раскрыт в мифе о пещере, рассказанном Платоном в его произведении «Государство». В контрольной работе студент должен не просто пересказать этот миф, а проанализировать его и сделать выводы о его значимости для всей теории познания.
В третьем вопросе речь пойдет о социально-политических взглядах Платона, изложенных им в произведениях «Законы» и «Государство». Студент должен не просто описать структуру и принципы функционирования такого идеального государства, но дать ему оценку и проанализировать возможности его реального воплощения.
Ключевые понятия: эйдос, благо, истина, красота, анамнезис, добродетель, справедливость.
Дополнительная литература.
-
Платон Диалоги. / Платон. – М., 2011. -
Платон Избранные диалоги. / Платон. – М., 2007. -
Асмус В.Ф. Платон. / В.Ф. Асмус. – М., 2012. -
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.
Тема 7. Философия Аристотеля.
1. Понятие метафизики и ее определение Аристотелем. Учение о четырех причинах.
2. Значение идей Аристотеля для античной науки.
3. Этика и теория государства Аристотеля.
Методические указания.
В первом вопросе контрольной работы о философской системе Аристотеля студент должен раскрыть понятие метафизики и обратить внимание на то, что сам Аристотель использовал понятие «первая философия». Необходимо обратиться к тем определениям, которые сам Аристотель дает метафизике, указывая на то, что среди прочего, это учение о четырех причинах бытия. Эта теория становится для Аристотеля основой его онтологии.
Второй вопрос данной контрольной работы должен содержать анализ идей Аристотеля и их значимости для науки. Именно Аристотель стал основателем многих наук, которые дожили и до сегодняшнего дня, например: психология, экономика и другие. Аристотель был крупным ученым, оставившим открытия почти во всех областях знания. Трудно переоценить значение его геоцентрической модели мира, которая долгое время считалась в науке господствующей.
Учение об обществе и государстве для Аристотеля тесно связано с этическим учением, именно на это и должен обратить внимание студент, отвечая на третий вопрос контрольной работы. В этике главным становится понятие добродетели, которая понимается в качестве принципа «золотой середины», здесь Аристотель описывает идеал блаженной жизни, осуществления своих возможностей и развития, подчиненного определенной цели (энтелехия). Именно эти принципы и положены им в основу классификации государственных устройств на правильные и неправильные.
Ключевые понятия: метафизика, форма, материя, субстанция, геоцентрическая система, энтелехия, полития.
Дополнительная литература.
-
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005. -
Аристотель Метафизика. / Аристотель. – М., 2002. -
Аристотель Этика. / Аристотель. – М., 2012. -
Аристотель Политика. / Аристотель. – М., 2002.
Тема 8. Философия эпохи эллинизма: основные особенности и школы.
1. Основные особенности эллинистической философии: этические основания сократических школ и влияние восточных учений на греческую философскую мысль.
2. Учение киников и скептиков как философское наследие Сократа.
3. Вопрос о свободе и счастье в философии Эпикура и школы стоиков.
Методические указания.
В первом вопросе данной контрольной работы студент должен выделить основные особенности эллинистического периода античной философии. Эллинизм – это особый период в истории античной Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского и создания огромной империи. Именно создание большого централизованного государства с гегемонией греков способствовало возвращению философов к главному вопросу о человеке с его свободой, поэтому вновь возродилась этика Сократа, но она приобрела уже другие формы выражения. Идеал философии стал идеалом практической науки, науки о том, как надо жить счастливо. Кроме того, походы Александра Македонского открыли для греков другие народы и культуры, в философию эллинов стала все больше проникать мысль Востока, пропитывая ее своим мистицизмом.
Во втором вопросе контрольной работы речь должна идти о двух школах: киниках и скептиках. Конечно, сократических школ было гораздо больше, но именно скептики и киники оказались самыми яркими, первые в своей теории познания, вторые в этических исканиях. Обе школы – наследники философии Сократа, для которых идеалом мудреца становится тот, кто может быть невозмутим, кто способен быть свободным, управляя своими эмоциями, желаниями, стремлениями.
В третьем вопросе студент должен проанализировать учения школы Эпикура и стоиков и попробовать сравнить их. Обе школы солидарны в том, что человек должен стать свободным и счастливым. Для Эпикура это означает избегать страданий и страхов, а для стоиков «жить согласно с природой», подчиняя разуму свои аффекты. И то, и другое философские учения сходятся в том, что разум человека должен подчинить себе желания, чувства, эмоции страхи. Однако, если для Эпикура человек свободен, более того свобода для него это часть атомистической теории мира, то для стоиков, человек подчинен Логосу, закону, судьбе, и от этого его выбор становится еще сложнее и трагичнее.
Ключевые понятия: эллинство, аскесис, автаркия, атараксия, гедонизм, апатия.
Дополнительная литература.
-
Нахов И.М. Философия киников. / И.М. Нахов. – М., 2010. -
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А.Ф.Лосев. – М., 2000. -
Гончарова Т.В. Эпикур. / Т.В.Гончарова. – М., 2010. -
Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство. / Ж.М.Гюйо. – М., 2012.
Тема 9. Философия и религия в эпоху европейского Средневековья.
-
Особенности европейской философии в эпоху Средних веков. -
Патристическая философия. Учение Августина Аврелия. -
Схоластика как система средневековой философии. Философское учение Фомы Аквинского.
Методические указания.
Рассматривая философию эпохи Средневековья, студент должен обратить внимание не только на особенности философии того периода, но и на весь культурный контекст, в котором происходило формирование новой философской традиции. На философию Средних веков большое влияние оказала древнегреческая мысль, которая дала в качестве основы для новых философских систем учения Сократа, Платона, Аристотеля. Но, не смотря на это, главной особенностью европейской средневековой философии становится ее слияние с религией, при доминировании последней. Следует помнить, что Средние века – это