Файл: 1. Раскройте понятия "отклоняющееся поведение", "социальная норма поведения".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Раскройте понятия "отклоняющееся поведение", "социальная норма поведения".
Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением .
Термин "отклоняющееся поведение" нередко заменяется синонимом - девиантное поведение. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении "поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам" девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении "социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям" оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В девиантологии отклоняющееся поведение рассматривается преимущественно в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.
Особенности: Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Исключения: даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. Выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Термин "отклоняющееся поведение" может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.
В строгом смысле "нормальным" считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 - 3 % людей по обе стороны от "нормального" большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно - небольшие отклонения. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении "здоровье - болезнь". ВОЗ здоровье определяет как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов". Болезнь - "жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов… ". Патология при этом - "любое отклонение от нормы", в смысле медицинской нормы. В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. Любое расстройство из области психической патологии неоднозначно связано с отклоняющимся поведением. Психические заболевания могут сопровождаться или не сопровождаться поведенческими нарушениями, вызывая патогенную дезадаптацию.
Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.
С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма - полного подчинения интересов личности давлению среды.
Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.
В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.
Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет каксоциальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении. Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.
Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
2. Назовите факторы негативного влияния педагога, которые могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности, расстройств поведения у детей.
На формирование педагогической запущенности влияют различные факторы. К основным из них относятся следующие группы причин:
– средовые (внешние), определяющиеся недостатками семейного воспитания;
– личностные (внутренние), обусловленные упущениями обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Средовые (внешние) группы причин, обусловливающие формирование педагогической (социально-педагогической) запущенности делятся следующим образом.
1. Факторы семьи-.
– самоотстранение от ухода и воспитания ребенка;
– низкий педагогический и культурный уровень родителей;
– неправильное отношение родителей к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое насилие или чрезмерная опека), жестокое обращение, насилие над ним;
– невыполнение (недостаточное выполнение) родителями требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказании ему помощи в учении;
– отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье;
– упущения в развитии и воспитании;
– отказ родителей отправить ребенка в школу.
2. Факторы дома ребенка – учреждения, в котором оказываются дети-отказники:
– отсутствие родительского внимания и заботы, любви и участия на самом раннем этапе развития ребенка;
– ограниченность пространства и возможности для раннего самопроявления;
– недостатки социального окружения, сдерживающие развитие, воспитание и обучение ребенка.
Наиболее существенным в этот период выступает фактор отсутствия матери, материнского тепла, любви, защищенности, что существенно сказывается на формирование чувственной системы, состояния тревожности, страха.
3. Факторы интернатного учреждения:
– внесемейная среда;
– невнимание (не достаточное внимание) к отдельной личности;
– недостаток родительского тепла;
– недостатки в стимулировании необходимости и целесообразной самоактивности ребенка.
Рассматривая внешние факторы, способствующие социально-педагогической запущенности, следует особо выделять семью как социокультурную среду и упущения в семейном воспитании, а также упущения в развитии и воспитании ребенка, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.
Можно выделить следующие причины, обусловленные недостатками обучения и воспитания в образовательных учреждениях:
– неподготовленность ребенка к школе;
– допущенная запущенность в обучении в целом или по отдельным предметам;
– несоответствие учебной программы индивидуальным возможностям ребенка;
– слабое знание педагогом ребенка, условий его воспитания в семье;
– отсутствие учета (недостаточный учет) эмоционального состояния ребенка в процессе воспитательнообразовательной работы с ним;
– недостаточное руководство формированием межличностных отношений в классе, что ограничивает самопроявление ребенка;
– недостаточное внимание воспитанию учеников и ученического коллектива;
– перенос в школу сложившихся в семье негативных установок и отношения к ребенку;
– неумение обеспечить индивидуализацию обучения ребенка, имеющего трудности в обучении;
– отсутствие (недостаток целесообразного) взаимодействия семьи и школы в профилактике педагогической запущенности детей.
На внешние причины наслаиваются внутренние (личностные). Это могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка:
– состояние здоровья;
– недостаточное физическое развитие, влияющее на работоспособность, утомляемость ребенка;
– доминирующие психоэмоциональные состояния, негативно влияющие на познавательную деятельность ученика, самопроявление, взаимоотношения со сверстниками и воспитателями;
– отставание в общем развитии, общая неразвитость;
– неподготовленность, отсутствие интереса к ведущему виду деятельности (игре, учению);
– неумение преодолевать трудности; нравственная невоспитанность;