Файл: 1. Раскройте понятия "отклоняющееся поведение", "социальная норма поведения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не давать созреть плодам зависти: избегать и не допускать таких действий или слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; предупреждать оскорбления, обзывания, угрозы, обвинения и командирский тон.

Проявлять чувства и мысли без агрессивности: родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

Эта модель не основывается ни на какой теории личности, по крайней мере известной нам. Как психотерапевт, Джиног прекрасно знал, сколькими способами можно трактовать личность и ее развитие. Его модель старается быть максимально близкой к практике. Ее цель — укрепить у родителей веру в свои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей.

На суть этой модели повлияла скорее всего только практическая деятельность самого автора. На протяжении многих лет он работал с больными детьми и их родителями психотерапевтом, а затем и руководил клиникой. Именно тогда родилась мысль о профилактической работе с родителями — он назвал это профилактическим воспитанием родителей. По мнению Джинота, многие родители не справлялись со своими родительскими функциями только потому, что ранее получили неправильное представление о воспитании детей, а не потому, что не могли с ними справиться. Уже в клинике он отметил результативность групповой работы, на ее основе и построена модель групповых консультаций и группового инструктажа для так называемых нормальных родителей.
Собственно говоря, никакой теории Джинот и не предлагает. В написанных им пособиях для родителей он рассматривает исключительно практические вопросы: как говорить с детьми; когда хвалить и когда ругать ребенка; дисциплина; ежедневные занятия ребенка; страхи ребенка; приучение к гигиене и т. д. Объектом особого внимания Джинота стали дети и родители, нуждающиеся в специализированной помощи.

Задачи групповой консультации и инструктажа. Джинот различает три формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж. Все они ориентированы на то, чтобы помочь человеку стать хорошим воспитателем своих детей. При этом важно благожелательное отношение к родителям, понимание их проблем и желание помочь им. Терапия, консультации и инструктаж организуются для групп родителей.

Целью групповой терапии является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя. Психотерапия предназначена для людей с эмоциональными нарушениями, страдающих от неумения разрешить проблемы отношений родителей и детей. Поскольку и консультативная помощь родителям, и инструктаж в конечном счете основываются на принципах групповой терапии, Джинот считает, что инструктором должен быть врач-специалист, имеющий большой опыт клинической практики: только такой человек может дать квалифицированный совет в каждом конкретном случае.


Групповые консультации должны помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Здесь не нужны никакие структурные изменения человеческой личности, главное — помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время консультаций родителей стремятся избавить от чувства вины, показывая, что и другие испытывают аналогичные переживания. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных положений. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще. В такие группы включают родителей, не нуждающихся в специализированной психотерапии, но чувствующих себя неуверенно из-за неумения справиться со своими проблемами, откуда и возникает их неспособность услышать ребенка.

Инструктаж родителей также происходит в группе. По своей методике и даже теоретическим подходам групповой инструктаж напоминает групповые консультации. Он ставит более скромные цели по сравнению с консультациями или терапией. Здесь главное — увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, помочь им найти общий язык, научить руководить детьми, например при поддержании порядка в доме. Инструктор такой группы должен выслушивать рассказы родителей с пониманием, относиться к родителям с симпатией и поддерживать в них уверенность в своих силах и самоуважение.

В модели воспитания родителей Джинота нет общих рассуждений или советов, далеких от будней семейной жизни и вопросов практической педагогики. Такие советы и инструкции, с которыми сам Джинот столкнулся во время работы в школе, только отталкивают и порождают у родителей чувство неполноценности. Условием развития полноценного самосознания ребенка является здоровое самосознание родителей, их уверенность в правильном выполнении ими роли отца или матери. Поэтому одной из центральных задач является утверждение самоуважения родителей, что обязательно приведет их к чувству удовлетворения своей ролью. А довольные собой и уважающие себя родители воспитают здоровую личность.



Джинот считает, что чем лучше родители будут знать себя, тем лучше они смогут понять чувства и поведение своих детей. Одной из задач воспитания родителей поэтому является эмансипация родителей, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей. Порой неразрешенные собственные эмоциональные конфликты бывают причиной не правильной реакции родителей на проявление ребенком каких-то чувств или его поведение.

Джинот постоянно говорит о необходимости одобрительно относиться к чувствам ребенка. Он считает, что ребенка надо воспринимать таким, каков он есть, хотя отдельные его поступки можно и осуждать. Родители могут сердиться на ребенка, но они не имеют права оскорблять его личность. Чувства — это тоже часть личности ребенка, и их надо принимать такими, какими они проявляются. Поэтому за проявление чувств ребенка не следует ни хвалить, ни ругать. Осуждение чувств и цензура воображения — насилие над политической свободой и душевным здоровьем ребенка,— считает Джинот.

В своих пособиях Джинот подчеркивает и необходимость определенных границ в поведении ребенка. Ребенок должен понимать, что можно и чего нельзя делать. При определении границ дозволенного родители должны быть последовательными. Границы надо определять так, чтобы ребенок четко понял, чего делать нельзя и чем можно заменить запрещенное, — рекомендует Джинот. Даже в том случае, когда родители вынуждены запретить что-то детям, они должны предоставить им право понять, почему необходимо отказаться от этого по собственной инициативе.
Санникова Е.Н