Файл: 1. Раскройте понятия "отклоняющееся поведение", "социальная норма поведения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– внутренняя позиция ребенка, негативно сказывающаяся на его самопроявлении, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

При снятии внешних причин, а также целенаправленной индивидуальной социально-педагогической и медико- психолого-коррекционной работы с ребенком, многие его личностные недостатки, особенно в раннем возрасте, преодолеваются и он нормально адаптируется в коллективе и не вызывает особых трудностей в воспитании и обучении.

С рождения ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. В процессе его становления как личности, каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций, существенно влияющих на его социальное развитие и воспитание и которые по-разному отражаются на результатах социального формирования, социализации. Не менее важным фактором социального развития, воспитания и обучения ребенка выступает его личностная позиция и самоактивность. Она является собственно движителем его социального развития, социализации.

Изложенное определяет необходимость при изучении ситуации развития ребенка учитывать, насколько она может способствовать формированию его педагогической (социально-педагогической) запущенности. Для этого необходимо выделить ее основные факторы, которые непосредственно характеризуют процесс или результат социального формирования ребенка, определяя перспективы возможной его педагогической (социально-педагогической) запущенности.

К важнейшим факторам ситуации развития ребенка Раиса Викторовна Овчарова справедливо относит следующие.

1. Характер воспитательного окружения (социокультурной среды воспитания):

– ориентированное на ребенка: полное, стабильное, положительно воздействующее;

– неустойчивое в отношении к ребенку: неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;

– безразличное к ребенку: неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее;

– враждебное к ребенку: неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.

2. Характер воспитательно-образовательной деятельности (специфика воспитания и обучения ребенка):

– личностно-ориентированный, развивающий, эффективный;

– целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;

– анонимный, информационно-репродуктивный, неэффективный.


3. Характер внутренней позиции ребенка по отношению к его воспитанию (самовоспитанию) и обучению (самообучению, самообразованию):

– характер взаимодействие воспитатель – ребенок: относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость;

– характер противодействия воспитательному воздействию со стороны ребенка: гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость;

– бездействие ребенка по воздействию на него: гиперзависимость, неустойчивость, податливость.

Педагогическая (социально-педагогическая) запущенность по-разному проявляется в детях и характеризуется соответствующими уровнями. Непосредственно о степени (уровне) педагогической запущенности судят по проявлению ребенка: насколько его воспитанность и обученность соответствует уровню нормально развивающегося субъекта такого же возраста. При оценке степени педагогической запущенности учитываются результаты развития, воспитания и обучения ребенка, характеризующие его развитость, воспитанность и обученность.

Для оценки уровня педагогической (социально-педагогической) запущенности необходимо определить признаки, которые достаточно полно ее раскрывают, а также критерии, по которым можно судить о его проявлении.

К признакам педагогической запущенности относятся:

– несформированные (недостаточно сформированные) навыки, характеризующие воспитанность ребенка с учетом его возраста и пола: индивидуальной и групповой игры; самообслуживания, личной гигиены; культуры поведения дома, в общественных местах, за столом; культуры потребления пищи; культуры общения с родителями, сверстниками, старшими и младшими, обращения к собеседнику, выражения мысли, просьбы. В среде общения с родителями, воспитателями (учителями), со сверстниками, со старшими и младшими ребенок проявляет ту культуру общения и поведения, которую он усвоил в семье (среде жизнедеятельности);

– недостатки, обусловленные уровнем обученности ребенка: отсутствие или недостаток мотивации к учению; негативное отношение к учебе; несформированность (недостаточная сформированность) навыков учения; неуспешность в обучении (в целом и по отдельным предметам); нерациональные взаимоотношения с учителем (воспитателем), сверстниками в учебно-воспитательном процессе.

Следует отметить, что признаки, характеризующие сопротивление ребенка педагогическим требованиям и несформированность профессиональной ориентации, далеко не всегда характеризуют педагогическую запущенность. Это может быть следствие ошибок в процессе его воспитания и обучения.



К признакам социальной запущенности относятся:

– недостаточно сформированные социальные навыки самопроявления как мальчика (девочки); навыки социального проявления во взаимоотношениях, в групповых играх, в выполнении различных социальных ролей; утрата усвоенных в свое время социальных навыков;

– негативные проявления социальности в определении своего места и роли в игровых и учебных ситуациях, выборе игрушек;

– социальные интересы, потребности и ценности, нормы и правила поведения дома, в образовательном учреждении и общественных местах, несоответствующие принятым в социокультурной среде общества;

– нарушения представлений о семье, семенных взаимоотношениях, связанных с образами "отец", "мать", "брат", "сестра". Особенно это характерно для воспитанников дома ребенка, интернатного учреждения;

– нарушения в социальном формировании "Я" личности ребенка, его отношения к себе и другим субъектам взаимодействия.

На основе данных о проявлении педагогической (социально-педагогической) запущенности ребенка определяется степень ее сформированности. При ее определении можно ориентироваться на следующие критерии:

– выраженность признаков запущенности в развитии, воспитании: неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями;

– необразованность: необучаемость, неразвитость;

– уровень средовой адаптации: семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников;

– уровень овладения социально значимой деятельностью: ролевая игра, учение.

В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью Р. В. Овчарова выделяет следующие степени социально-педагогической запущенности.

Латентная (легкая) степень запущенности – характеризуется незначительными, трудно отличаемыми от возрастных, проявлениями педагогической запущенности (возрастные проявления отклонений в социальном и нравственном развитии). В личности ребенка преобладают положительные качества. Отрицательные обычно однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого- либо одного доминирующего фактора, чаще всего семейного.

Степень их проявления средняя или слабая, характер проявления – эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учебе невыраженное, обнаруживаются первые симптомы не успешности из-за начинающегося отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений, навыков, недостатка социального опыта.


Начальная (средняя) степень – для нее характерны углубления отклонений в социальном и нравственном развитии. Преобладающие положительные свойства теряют свою глубину, имеют в большинстве случаев среднюю или слабую степень проявления. Наоборот, негативные черты приобретают более зримый характер, выражаются в средней, а иногда и в яркой форме. Отношение к учебе равнодушное, явно обнаруживаются пробелы в знаниях, умениях и навыках, которые приводят к затруднениям в учебной деятельности.

Выраженная степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную. Признаки запущенности во внешних симптомах поведения приобретают более зримый характер. Они проявляются разнопланово и в определенных ситуациях. Для детей этой группы характерны явные отклонения в развитии, поведении и деятельности. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу чего он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Отношения в семье неудовлетворительные.

Евгений Степанович Рапацевич выделяет следующие стадии педагогической запущенности:

– 1-я стадия – предрасполагающая, обусловленная дефицитом внимания к ребенку, заботы о нем;

– 2-я стадия – следствие слабой психологической и педагогической готовности дошкольников к школьному обучению. Она может иметь место, когда учитель в первом классе не может найти наиболее оптимальный способ обеспечения учебы ребенка, упускает его, в связи с чем формируется дидактическая запущенность;

– 3-я и 4-я стадии – следствие недостатков предшествующего воспитания. Характерны для подросткового возраста. Они отражают не педагогическую запущенность, а случаи, связанные с недостатками (ошибками) воспитания, приведшими к асоциальному или антисоциальному поведению.

Крайняя форма проявления социально-педагогической запущенности выражена несформированностью социальных и нравственных качеств и свойств личности. Фактически она свидетельствует о дикости человека. Подобная форма запущенности имеет место, когда ребенок практически с рождения или очень рано оказывается вне целесообразной среды воспитания родителей. В качестве его воспитателей выступают животные, которые оказались неравнодушными к жизни дитя.

Учитывая исключительно важную роль, которую играет социально-педагогическая запущенность в формировании и развитии растущего ребенка, важно не допустить или преодолеть ее.

3. Опишите модель групповых консультаций и профилактического воспитания родителей, которая была разработана Х. Джиноттом.
Эта теория была разработана Хаимом Джинотом. Он был детским психотерапевтом и в 50-х годах разработал модель групповой терапии для родителей. В основе этой модели лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребенка.

Джинот не сразу подошел к разработке своей модели. Ее основные идеи уходят корнями в то время, когда он преподавал в начальных классах общеобразовательной школы в Израиле и испытал на себе всю неэффективность существовавшей тогда системы воспитания детей. Переехав в США, Джинот углубился в исследование проблем психологии и воспитания родителей. При разработке собственной модели воспитания он старался избежать тех ошибок, с которыми сталкивался, когда сам преподавал в школе. Джинот понял, что полученное им специальное образование не отвечает потребностям воспитательской работы в школе и не имеет практической направленности.

Джинот написал две небезынтересные книги по воспитанию родителей, в которых он говорил о том, что родители должны чаще проявлять свои чувства, причем чувства не только положительные, но и отрицательные: неприязнь, печаль. По его мнению, воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда родители обладают самосознанием, когда они способны воспринимать ребенка вместе со всеми его чувствами и деяниями, когда они сами являются искренней личностью.

Для Джинота важно, чтобы родители знали самих себя и разбирались в своих чувствах. Условием развития самосознания ребенка является положительное восприятие родителями их родительских функций. Именно на это и направлена модель: родители должны рассматривать свой родительский опыт положительно, не испытывать никакого чувства вины перед детьми. Никто не желает своему ребенку несчастья, и никого нельзя сделать лучше, лишь повторяя общеизвестные истины.

В теории воспитания родителей, предложенной Джинотом, сочетаются чувства симпатии к родителям и уважительного отношения к необходимости оказывать им практическую помощь. Родителям не надо заучивать красивые слова и теории. Воспитание родителей должно быть сосредоточено на практических вещах и рассматривать прежде всего проблемные ситуации.

Дж. Лэм и У. Лэм изложили принципы воспитания детей по Джиноту следующим образом:

Внимательно слушать: родителей, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе.